Статья: "«Болезнь куклы» П. И. Чайковского (старшая группа)"

Методическая разработка цикла занятий по слушанию музыки

«Болезнь куклы» П. И. Чайковского (старшая группа)

 Составила: Музыкальный руководитель Елена Алексеева.


Методическая разработка цикла занятий по слушанию музыки «Болезнь куклы» П. И. Чайковского (старшая группа)

Первое занятие.

Цель: вызвать интерес к музыке Чайковского, определить замысел композитора. Определить главную мысль музыкальных пьес. Развивать способность понимать содержание музыкального произведения.

(Педагог показывает портрет композитора)

Музыкальный руководитель: Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы вновь окунемся в творчество великого русского композитора П.И.Чайковского. Более 140 лет назад жил Чайковский. Но его музыку все любят и исполняют во всём мире. Композитор писал симфонии ,музыку к балету, оперы И конечно произведения для детей  А детей композитор очень любил детей. Часто он приезжал в дом своей сестры и сочинял пьесы, в которых рассказывал о злой Бабе Яге, о деревянных солдатиках, о игре девочек в куклы. Все эти пьесы вошли в сборник небольших музыкальных пьес  под названием -«Детский альбом». Сегодня мы послушаем с вами одну из его пьес- «Болезнь куклы»

(Исполняется пьеса).

Музыкальный руководитель: 

 Музыкальная пьеса звучит печально, грустно ,тревожно,потому, что у девочки заболела её любимая кукла, с которой она всегда играла. Болезнь куклы оказалась очень серьёзной. Мы слышим как тяжело вздыхает кукла, слышны её стоны. Они то усиливаются, то утихают. Что можно сказать о характере, темпе музыкального произведения? В каком темпе она должна исполняться?

Ответ детей: Пьеса жалобная, печальная, тоскливая, грустная.. Она должна исполнятся сдержанно, не быстро, потому что кукле очень больно.

Музыкальный руководитель: Петр Ильич Чайковский очень точно передает в музыке всю тоску девочки ,от   того что ее любимая куколка заболела. У пьесы печальный, жалобный  характер, мелодия медленная, звучит скорбно. Звучание тихое с небольшим усилением и ослаблением звука. В пьесе отчетливо слышна кульминация.(Пьеса исполняется повторно)

 

Второе занятие.

 

Цель: Учить детей вслушиваться в  знакомую музыку, различать темповые и динамические оттенки, развивать умение осознанно, вдумчиво воспринимать музыкальную пьесу. Учить детей вести беседу о раннее слышанном произведении.

 

Музыкальный руководитель: На прошлом занятии, ребята, вы слушали музыкальную пьесу.(исп.отрывок пьесы)

 Как она называется? Кто композитор пьесы? О ком эта пьеса?             (Проводится беседа с детьми)

Музыкальный руководитель: Что хотел нам поведать композитор с помощью музыки?

Музыкальный руководитель:

 Почему больна ты, кукла, знаю я теперь

По ночам ты открывала потихоньку дверь

По ночам ты убегала от меня на бал

И с тобою до рассвета мышка танцевала

Ты пальто не надевала- это видел кот

В лёгком платье убегала- кто же так себя ведёт?

Чтоб не бегала ты больше с мышкой танцевать,

Мне придётся тебя, кукла, на ночь запирать.

(Слушание пьесы целиком)

Музыкальный руководитель: Что вы можете сказать про пьесу? Какой у неё характер, темп (ответы) В музыке пьесы мы слышим большую скорбь, тоску, печаль. Музыка тихая, медленная, ниспадающая. Такое ниспадание мелодии от высоких звуков до низких придаёт скорбь музыкальному произведению. Мы слышим вздохи, стоны больной куклы. Заканчивается пьеса совсем тихо, с глубокой грустью, но с большой надеждой на будущее- кукла обязательно поправится. Задание : Ребята нарисуйте рисунки на тему «Болезнь куклы» П.И.Чайковского. И покажите родителям.

Музыкальный руководитель: На следующем  музыкальном занятии мы обязательно продолжим знакомиться с творчеством гениального композитора П.И.Чайковского. До новых музыкальных встреч!

 

 


Количество комментариев: 0