Статья: "Релаксация в целях психологической коррекции у детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Релаксация в целях психологической коррекции у детей дошкольного возраста

с ОВЗ

Введение

Дети с ограниченными возможностями здоровья нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Причиной может быть адаптационный стресс, таким детям свойственны нарушения между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Излишнее возбуждение в нервной системе ведёт к эмоциональным перегрузкам. Как следствие у детей появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе, мышечные зажимы.

Используя в работе релаксационные техники можно помочь детям снять это напряжение, успокоить их.

Очень важно, то, что релаксационные упражнения относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим  в список современных образовательных технологий.

Релакса́ция- (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — это  снижение тонуса скелетной мускулатуры, способствует снятию психического напряжения. Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40 –х гг. XX века. Первыми специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими техники мышечной релаксации, были американский психолог Эдмунд Джекобсон и немецкий врач-невропатолог Иоганн Шульц

Релаксация особенно эффективна для детей, а так же для взрослых  с повышенным мышечным тонусом. Применение релаксационных технологий для детей сопутствуют тому, что дети становятся более спокойными, они лучше понимают инструкции, становятся более коммуникативными. Так же многие упражнения на релаксацию учат детей лучше чувствовать свое тело, управлять им, снимать мышечные зажимы.

Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение этих упражнений делает ребёнка более, уравновешенным, а также позволяет ребёнку лучше понять свои чувства. В результате ребёнок владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Правила при выполнении упражнений на релаксацию:

  • Ощущаем и контролируем плавность перехода от напряженного к расслабленному состоянию;
  • Запоминаем ощущения комфорта и осознанно расслабляем мышцы;
  • Снижаем мышечное напряжение с использованием самовнушения;
  • Выполняем движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь;
  • Свободно дышим во время упражнений;
  • Во время одного сеанса рекомендуется тренировать не более трех групп мышц;
  • Расслабление должно быть более длительным, чем напряжение;
  • Выполнять упражнения под спокойную музыку.

Мышечная релаксация по контрасту с напряжением

Упражнение: «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления  рук

Я возьму в ладонь лимон, Чувствую, что круглый он

Я его слегка сжимаю, сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Упражнение: «Пружинки»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления, снятие мышечных зажимов.

Дети сидят на стульчиках, носки поднимаются, пятки упираются в пол, руки с силой давят на колени. Затем полное расслабление.

 

Что за странные пружинки упираются в ботинки?

Мы ногами их прижмём, крепче, крепче подожмём!

Крепко-крепко прижимаем! Нет пружинок, отдыхаем.

 

Упражнение «Сдвинь камень»

Ребенок лежит на спине или сидит.

Представит, что возле правой ноги лежит огромный камень.

Нужно хорошенько упереться правой ногой в этот камень и

постараться сдвинуть его с места. Нога напрягается (8-12 мин.),

затем возвращение в исходное положение; «нога теплая, мягкая…, отдыхает.

Затем тоже самое с левой ногой.

 

Мышечная релаксация по представлению

Упражнения: «Изобрази животное»

Цель: развивать выразительность движений, подражать характерным жестам, движениям, формирование общей моторики.

 

Введение формул правильной речи и ритма

Игра « Смена ритмов»

Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, 1 хлопает все реже, считает все тише и медленнее

 

Используемые источники

  1. Кудрявцева О.Н. Релаксационные упражнения для дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2008. №1.

Количество комментариев: 0