Статья: "Ниткопись как средство развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет"

Ниткопись как средстворазвития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет

(опыт работы)

Рука ребенка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.

Мелкая моторика рук ребенка 4-5 лет развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаютя синхронно, т.е. действуют вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальца остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда и быстрая утомляемость.

Тактильные ощущения четырехлетнего ребенка развиты слабо. Им трудно захватывать и удерживать карандаш. фломастер, мелок или любой другой посредник между рукой ребенка и плскостью действия. У детей наблюдается не соответствующий работе мышечный тонус либо слабый, вялый тонус. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры, в этом случае рука ребенка быстро устает, требует дополнительного отдыха.

Перед нами встает задача развития мелкой моторики руки ребенка. Для этого создаем условия через деятельность по художественному труду. Мы предлагаем цикл занятий художественно-эстетического направления с элементами ниткописи.

Ниткопись - это выкладывание ниток по контуру различных изображений. Такая деятельность способствует развитию у детей внимания, глазомера, зрительной памяти, усидчивости, аккуратности, образного мышления и мелкой моторики пальцнв рук. Ниткопись помогает развитию тактильных ощущений, определению предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.

Освоить технику ниткописи может каждый ребенок 4-5 лет. Занятия разработаны от простых до сложных изображений, с игровыми элементами, с заучиванием простых стихотворений. Дети на каждом занятии изготавливают продукт - поделку. Творческие работы, которые я предлагаю ребятам, разнообразны потематике и содержанию, и соответствуют уровню развития детей среднего дошкольного возраста.

Дети данного возраста могут быть сосредоточены на одном виде деятельности в течение 20 минут. в связи с этим длительность одного творческого занятия не превышает 30 минут с перерывом на разминку. Наиболее оптимальной формой организации занятия является совместная образовательная деятельность один раз в неделю. Применяются игровые, практические, словесные методыорганизации учебно-образовательного процесса.

С развитием пальцев рук тесным образом связанои нормальное развитие речи ребенка. Это прежде всего определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, практически являющейся частью двигательной области. Около трети всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Ребенок знакомится с различными предметами окружающего мира, при этом осознанно пополняется и активизируется его словарь.

В результате планомерных занятий по развитию мелкой моторики рук дети начинают правильно захватывать материал, контролируют выдавливание клея, повторяют намеченные линии разной конфигурации, активно участвуют в речевых играх (загадки, беседы, стихи), знают основные и дополнительные цвета, приучаются аккуратно выполнять творческую работу, бережно относиться к труду.

Инструменты и материалы

Нитки:

- цветные синтетические толстые;

- "Ирис"

Ножницы

Используются ножницы среднего размера с закругленными концами. Перед использованием ножниц с детьми проговариваются правила работы: 

- передавать ножницы друг другу можно только кольцами вперед,

- нельзя размахивать ножницами и держать их режущей частью вверх,

- на столе ножницы должны лежать с сомкнутыми концами, а храниться в коробке.

Клей

На занятиях используется только клей ПВА в тюбиках, который требует соблюдения следующих правил:

- тюбик с клеем должен быть всегда в вертикальном положении,

- клей выдавливать через носик аккуратно,

- работать только над столом.

 


Количество комментариев: 0