Статья: "Дидактическая игра «Рамки-вкладыши» для детей 4-5лет"

Актуальной задачей дошкольного образования является всестороннее психическое и интеллектуальное развитие детей. Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. В процессе дидактической игры ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. С целью всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста было изготовлено дидактическое пособие « Рамки вкладыши» Сегодня, когда существует огромное многообразие развивающих игр, модулей, приспособлений, рамки-вкладыши по-прежнему остаются востребованными и актуальными. Благодаря им, у детей разрабатывается мелкая моторика рук, что очень благотворно влияет на стимуляцию мозговой деятельности, закладываются основы пространственного и логического мышления, тактильного восприятия и цветоощущения. Это дидактическое пособие предназначено для детей возрастной категории от года до семи лет.

Его можно использовать и в работе с детьми старшего возраста. Я считаю, что детей младшего  возраста уже можно и нужно знакомить с геометрическими фигурами и поэтому решила использовать это игровое пособие в  работе с малышами своей   группы. Оно очень яркое,  интересное и сразу привлекает внимание детей.

Цель,  которую я перед собой ставила:  Формирование у детей младшего возраста творческих способностей, сенсорных представлений и сенсомоторной координации.

Задачи:

1 Познакомить детей с сенсорными эталонами формы и геометрической терминологией.
2 Учить детей зрительно различать форму плоских фигур и обследовать их.
3 Формировать мелкую моторику рук.
4 Учить узнавать и различать желтый и красный цвета.
5 Учить подбирать вкладыши к рамкам.
6 Обогащать активный словарь детей.
7 Развивать психические процессы: внимание, усидчивость, логическое мышление и познавательный интерес.
8 Сформировать у детей положительный настрой на совместную с воспитателем работу.

Чтобы знакомство малышей с геометрическими фигурами прошло наиболее интересно и доступно, я разработала цикл конспектов в игровой форме,  с использованием игровых моментов, музыки и веселых стишков. например: Я взяла фигуру круг. А какой он? Красный! (Синий) Положу его назад. Он вошел прекрасно! Для наглядности можно взять заведомо неподходящую геометрическую фигуру и попытаться вложить ее в рамку. Ребенок должен понять, что подойти должна только единственно правильная фигура и после этого, заинтересовавшись, затребует игру к себе. Планируя их, придерживалась принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение: от простого к сложному. Игра "Рамки и вкладыши  М.Монтессори" развивает детей в нескольких направлениях:

Во-первых, вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);

Во-вторых, готовит детей к овладению письмом и рисованием - вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки", умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;

В третьих, знакомит с геометрической терминологией - названиями фигур.

Следуя рекомендациям М.Монтессори с самого начала называла рамку и вкладыш по форме отверстия в ней. Начинала знакомство с таких фигур как: круг, квадрат, треугольник. Для самых маленьких деток, у которых уже налажена координация движений рук, существуют простейшие рамочки, где нужно просто извлекать геометрическую фигуру из выемки и вставлять обратно: малыш, примеряя ее ко всем окошкам, находит нужное и помещает туда. При этих манипуляциях развивается глазомер и совершенствуется координация движений. Для ребят постарше на вкладышах предусмотрена маленькая ручка. Это сделано не для удобства, как думают некоторые родители, а для подготовки пальцев кисти руки к процессу письма, так как захват ручки осуществляется большим, средним и указательным пальцами, которые потом будут держать ручку или карандаш. На каждом занятии знакомила с новой формой и постепенно переходила к более сложным ромб, овал, звездочка, многоугольник.

Учила малышей обследовать форму фигур,  проводя пальчиком по их контуру:  по уголкам и округлостям.  Учила детей сравнивать фигуры друг с другом по наличию или отсутствию уголков. Показывала,  что круг может катиться,  а треугольник нет,  потому,  что ему мешают уголки. Просила малышей подумать и сказать,  на что похожа фигура.  Например:  круг похож на колесо,  на солнышко,  треугольник на крышу дома,  на пирамидку и т.д.


Количество коментариев: 0