Статья: "Игротека для любознательных дошкольников и их родителей"

 

Игротека

Как заинтересовать детей историей своего рода?

Тут на помощь приходит ... игра.

Включайтесь!

Играть может любой: и годовалый ребенок, и дедушка.

Главные правила: недолго, понемногу, избегая сложных слов (кстати, и самого слова «генеалогия»), нудных заучиваний и скучных таблиц.

 

«Вся семья – на ладошке»

(для детей от года)

Это удивительно, но с историей своего рода на Руси начинали знакомить буквально «с пеленок». Вслушайтесь в старинные пестушки и потешки. Из пестушек (от слова «пестовать», то есть заботиться) ребенок узнает, что он растет умным, красивым, что у него есть ножки, на которые купят валеночки, девочка слушает про свою косу, которая вырастет до пояса.

Кроха узнает, как важен он для окружающих: ведь даже котик обещает поделиться с ним булочкой, а волчок, а вместе с ним и все темные силы, никогда не подберутся к его колыбельке.

Постепенно пестушки сменяются потешками – песенками-­играми. Причем уже с самого раннего возраста в потешках говорится о том, кто живет в семье малыша.

Мама приговаривает, поочередно загибая пальчики ребенка:

  Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот – наш малыш,

Наш малыш – ... (называет имя).

ИЛИ

                          Вместо последних двух строчек:

                             А вот этот пальчик – я!

                             Вся наша дружная семья!

              

«Мама с папой – малыши»

(для детей от 3 лет)

Что приготовить: семейный альбом.

Покопайтесь вместе с вашим ребенком в семейном альбоме.

Покажите ему снимки, где вы сами такие же толстощекие карапузы, такие же наивные озорники, как ваши дети.

Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие-то забавные случаи из его жизни в первые год-два, вместе посмотрите его первые фотографии.

Расскажите детям о своём детстве. Расскажите, во что любили играть, как проказничали, за что вас ругали ваши родители. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.

Рассмотрите с ребенком фотографии родственников, по­могите найти его внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, цвет глаз). Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите, кем они приходятся ребёнку. Стоит обратить внимание на одежду, обувь, быт и другие характерные особенности людей на фотоснимках.

 «Оказывается, мама, папа и даже бабушка с дедушкой были такими же маленькими, как и я!» – удивится малыш.

 

«Я и мое имя»

(для детей от 3 лет)

Что приготовить: мяч.

С ребенком лет трех можно провести игру «Назови ласково».

     Бросая мяч, задаем вопросы, ребенок, отвечая, возвращает мяч.

- Тебя зовут Наталья. А как ласково? (Наташа, Наташенька, Натуля)

- Твою подругу в детском саду зовут Настей. А как ласково?

- А как ласково назвать маму? А деда?

Вопросов можно придумать множество, еще больше – вариантов ответов.

Детям постарше можно предложить игру с мячом

«Имя полное и неполное».

Вы называете сокращенное имя и кидаете ребенку мяч, а он должен тут же вернуть мяч, назвав полный вариант имени.

– Саша? (Александр)

– Маша? (Мария) и т.д.

Или наоборот:

Алексей – Леша, Анастасия – Настя и т.п.

Игра «Имя – отчество».

В русской культуре отчество дается ребенку по имени отца. Поэтому в игре используются только мужские имена.

– Алексей? (Алексеевич)

– Олег? (Олегович)

«Кто ты?»

«Я – мама, а ты кто?» (дочка или сын),

или усложняя: «Я – внучка, а ты кто?» (бабушка).

«Родные»

Кому ты дочь?   Кто тебе мамина мама?   И т.д.

 

Занимательная история

(для детей от 6 лет)

Дети с удовольствием слушают рассказы о своих предках. Доставьте ребенку эту радость. Пусть ребенок от родных узнает, кто кому кем доводится. Дети должны знать происхождение своего рода. Желательно познакомить их со значением их имён и историей происхождения фамилии. Познакомьте детей с историей образования вашей семьи. Знакомьте ребенка с семейными традициями, привлекайте к посильному участию в подготовке семейных праздников. 

Подберите несколько фактов из истории страны. Это могут быть события, уже известные вашему ребенку, или те, с которыми вы хотите его ознакомить (например, полет в космос первого человека, день победы, строительство метро в вашем городе). А как только глазки у него загорятся, скажите, что в вашей семье есть люди, которые знают об этой истории, жили в то время. «Расспроси бабушку, она расскажет, как все происходило, что она чувствовала»

Можно, наоборот, сначала расспросить бабушек и дедушек о том, где они работали, что делали, а потом связать с этим рассказом факты из истории страны. Например, дедушка работал на Автозаводе, значит, покажите ребенку машины, какие он делал, и расскажите, чем они были знамениты. Ваши дети почувствуют, что история – это реальная жизнь, с которой связаны и члены их семьи.

С течением времени в семье накапливаются награды, книги, вырезки из газет и журналов, картины, письма, документы, эти предметы надо бережно хранить и рассказывать детям об их владельцах и событиях, связанных с ними, это способствует укреплению добрых традиций и семейных отношений, то есть всего того, называется честью семьи.

Можно отдать ребёнку какую-нибудь не особо ценную безделушку – весточку из далёкого (для ребёнка) прошлого.

 

Занимательная география

(для детей от 5 лет)

Что приготовить: большую матрешку, составленную из 5-6 маленьких, детскую карту страны (такие продаются в отделах для развивающих игр), небольшие цветные флажки (на них ребенок может написать слова «папа», «мама») фломастеры и скотч (или клей).   

   Возьмите обычную матрешку. И покажите ребенку, как устроен мир. Семья (самая маленькая матрешка) живет в доме, а дома – в городе. Города, в свою очередь, живут в стране, страны – на континентах, а континенты –  на планете Земля.

Когда ребенок будет уже хоть немного знаком со своими прародителями, расскажите ему, где они родились или жили.

Расскажите, где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились, и как получилось так, что ваша семья оказалась в нашем городе. Интересно же, в каких городах побывали родные ему люди! Тем более что ребенок пяти лет уже должен знать не только то, в каком городе, на какой улице он живет, но и как называется его страна, ее главные города, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.

В шесть лет ребенку пора понимать, что на территории России живут люди разных национальностей, и у каждой национальности бывают свои обычаи, праздники. «Мой папа видел так много! – начинает гордиться ребенок. – Он сам был в Москве – столице России, он защищал границу на далекой Камчатке!»

И флажки на карте страны (с надписями «баба, Минск», «мама, Казань») наглядно покажут, где бывали члены его семьи.

 

«Нарисуем древо»

(для детей от 4 лет)

Что приготовить: лист ватмана, краски (лучше гуашь) или толстые фломастеры, клей, отсканированные семейные фотографии (не будем же мы приклеивать на бумагу старые снимки, а сканировать снимки можно, например, в фотосалоне).

   Нарисуйте на листе ватмана дерево. На верхушке вклейте фото ребенка, напишите его имя, на двух первых ветках – имена родителей. Дальше дерево будет ветвиться – появятся имена бабушек и дедушек. Рядом с именами можно прикрепить их фотографии.

   Ребенок с интересом поможет вам разукрашивать древо, а потом его лучше переключить на другое: пусть нарисует, например, бабушку в платье принцессы или дедушку в царской короне, или свадьбу старшей сестры, или старшего брата в армии. Эти рисунки можно прикрепить рядом с деревом.

«Моя семья – это и мама, и папа, и бабушки, и дедушки», – поймет ребенок. А дерево останется жить на стене рядом с его кроваткой. 

 

Занимательная арифметика

(для детей от 5 лет)

Что приготовить: фотографию, на которой собралась вся семья: с родителями, бабушками, дедушками.

Попробуем учить считать ребенка не на зайчиках, морковках и кубиках, а глядя на близких:

  • Сосчитай, сколько человек в нашей семье? а сколько в ней детей?
  • А сколько взрослых?
  • А без бабушек и дедушек?
  • А если без папы? …

Детям постарше можно задать вопрос: сколько поколений в семье на снимке?

 

Занимательные профессии

(для детей от 5 лет)

Что приготовить: родовое древо (оно уже висит на стене), фломастеры, фотографии, награды, профессиональные атрибуты (по возможности).

   Вы ведь уже нарисовали и раскрасили с ребенком родовое древо? Он знает, как звали его дедушек, прадедушек и как они выглядели? А чем они занимались?

Впишите в нарисованное древо профессии ваших родных. Расскажите ребенку, что это за профессии, как важен их труд для всех людей. (Мама работает бухгалтером. Она следит за тем, чтобы каждый человек вовремя получил деньги за свой труд. Прадедушка работал на станке, вытачивал снаряды для пушек. И эти снаряды стреляли из пушек по врагам, которые нападали на нашу страну ...).

Можно с детьми выучить стихотворения о профессиях мам и пап. 

Например, «Моя мама – доктор» Григоре Виеру:

Пусть у мамы шприц в руках,

Ты не пяться, словно рак.

Это ж мамочка моя,

Очень добрая она!

Обратите внимание на семейные династии. Возможно, эта игра выявит интерес не только к истории, но и к будущей профессии ребенка.

          

Загадки

После таких игр ваш сын (или дочка) смогут отгадать загадки. Для развития мышления и логиги детям очень полезны загадки!

Кто встает раным-рано,

в доме с ней добро, тепло.

Дочку, сына одевает,

да и в садик провожает.

    (Мама.)

Он машину ловко водит

В стену гвоздик заколотит

Маме дома помогает

И с детишками играет.

(Папа.)

Кто, ребята, отвечайте

Вкусно стряпает всегда?

Вяжет нам носки и кофты,

брюки, юбки, свитера?

Кот Мурлыка под столом

Поиграл с ее клубком.

(Бабушка.)

Он такой заводной

И совсем не старый!

Он гуляет со мной

Утром по бульвару!

Он приходит за мной

В садик вечерами

Он такой озорной

С белыми усами.

(Дедушка.)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

Она лучше всех на свете,

Без неё прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня.

(Мама.)

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, … (папа)

Нас не было – оно было, нас не будет – оно будет; никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть. Что это? (Имя)

«Без чего на свете нельзя обойтись?»,

«Что радует слух лучше любой музыки?»

Конечно же, собственное имя.

«Для чего человеку имя?» – попробуйте спросить своего малыша, что он ответит?

Предложите ребенку самостоятельно  придумать загадки и о семье, и о родственных связях.

Например, «Кто живет в одной квартире?» (семья),

«У папы есть брат. А тебе он кто?» (дядя) и т.д.

«Кто в семье мальчик?» (сын, брат, внук),

«Кто в семье женщина?» (мама, тетя, жена, бабушка) и т.д.

 

«Семейные головоломки»

(для детей от 6 лет)

Любимые детьми головоломки тоже можно «начинить» генеалогией.

Ваш ребенок еще не умеет разгадывать ребусы? Расскажите ему об этих загадках в картинках и предложите разгадать несколько простых ребусов:

7 Я     (семь Я = семья)

 

Р 1 А    (Р один А = Родина)

и т.д.

 

Все дидактические игры можно связать с родословной.

Например, «Четвертый – лишний»:

  • Мама, папа, бабушка, тетя (лишний папа, т.к. он – мужчина, а все остальные – женщины).
  • Маша, Лена, Оля, Саша (лишний Саша, потому что только это имя может быть мужским).
  • Мама, папа, сестра, девочка (лишняя – девочка, т.к. все остальные слова обозначают родственные отношения).
  • И т.д.

 

Логические загадки:

  • У Алешиной сестры Даши только один брат. Как его зовут?
  • Мама выше бабушки, а папа выше мамы. Кто из них самый высокий?
  • Дедушка – самый старший. Мама младше папы. Кто из них самый младший?
  • В семье – трое детей. Одна девочка. Сколько у нее братьев?
  • И т.д.

 

Очень важно заучивать и использовать в повседневной речи русские народные пословицы и поговорки. Не забудьте объяснить ребенку смысл каждой поговорки. В них заключена народная мудрость, они подтверждают великую ценность семьи. Вслушайтесь:

  • «В семье любовь да совет, там и горя нет»,
  • «Вся семья вместе, так и душа на месте»,
  • «В своем гнезде и ворона коршуну глаза выклюет»,
  • «В хорошей семье, хорошие дети растут»,
  • «Где любовь и совет, там и горя нет»,
  • «Детишек воспитать, не курочек сосчитать»,
  • «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»,
  • «Каково семя, таково и племя»,
  • «Коли есть отец и мать, то ребенку благодать»,
  • «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»,
  • «Мать праведна – ограда камена»,
  • «На свете все найдешь, кроме отца и матери»,
  • «На что и клад, когда в семье лад»,
  • «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын»,
  • «От доброго корня добрая и поросль»,
  • «Птица рада весне, а дитя матери»,
  • «При солнышке тепло, а при матери добро»,
  • «Родители трудолюбивы, и дети не ленивы»
  • «Русский человек без родни не живет»,
  • «Семья в куче – не страшна и туча»,
  • «Сердце матери лучше солнца греет»,
  • «Слава сына – отцу отрада»,
  • «Старший брат – как отец второй, младший – как сын родной»,
  • «Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка»,
  • «Человек без братьев и сестер – одинокое дерево»,
  • «Человек без семьи, что дерево без плодов».

Хорошо, если ребенок с детства будет слышать стихи, пословицы, поговорки, которые подтверждают великую ценность семьи, доброго отношения к маме и бабушке, родственникам.

А когда он их будет знать, пусть попробует соединить половинки:

Где любовь и совет, младший – как сын родной.

При солнышке тепло, отцу отрада.

Птица рада весне, там и горя нет.

Слава сына – полсына, три сына – сын.

Один сын – не сын, два сына – при матери добро.

Старший брат – как отец второй, а дитя матери.

 

«Кто кому мама, кто кому папа»

(для детей 5-6 лет)

Что приготовить: фломастеры, родовое древо размером со страницу (можно использовать предлагаемый вариант). На него вклеим фотографии ребенка, мамы, папы, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек (снимки лучше отсканировать и распечатать на цветном принтере, чтобы не портить ценные оригиналы).

   А теперь попросите ребенка соединить маму и дочь, то есть провести линию от мамы к ее дочери. «Справилась? Молодец. А ты знаешь, что маму тоже можно назвать дочкой? Она дочка для своей мамы, твоей бабушки. Соедини их тоже ... »

Так ребенок узнает, что как у него есть мама и папа, так и у его родителей тоже. Можно предложить соединить ребенка и его родителей, а потом родителей и дедушек. Линии можно разрисовать листочками и цветами, ведь это живая связь поколений.

Помогают усвоить родственные отношения дидактические упражнения 

«Семейный хоровод» "Хоровод я соберу, своих родных я позову: маму, папу, …",

«Собери цепочку» (Надо разложить картинки, на которых изображены все члены семьи, по возрасту, начиная с самого младшего и заканчивая самым старшим).

Проиллюстрировать разнообразие состава семьи позволяет дидактическое упражнение «Где-то в шумном городе» (Где-то в шумном городе посреди земли жили члены дружной маленькой семьи: я, мама, …).

Для этих упражнений можно использовать наглядный материал (репродукции, иллюстрации, рисунки), карточки с изображением членов идеальной модели семьи, фотографии.

 

 

 


Количество коментариев: 0