Статья: ""Любовь к природе - вход через сказку" (тема по самообразованию)"

ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ – ВХОД ЧЕРЕЗ СКАЗКУ (Тема по самообразованию)

Идея одухотворенной природы, заложенная в сказках, помогает сформировать у детей созидательную систему ценностей, направленную на сохранение и улучшение окружающей среды, осознанное отношение к природе, тем самым закладывая основы экологического сознания.

Сказки – самая древняя воспитательная система. В современной психологии появилось новое направление – сказкотерпия (лечение сказками). Кларисса Пинкола Эстес в своей книги «Бегущая с волками» пишет: «Сказки – это лекарство. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать – достаточно просто слушать их. В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину. В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться через жизненные тернии».

Психотерапевтический эффект сказок заключается в том, что она помогает человеку открыть свой внутренний источник силы, осознать свой потенциал. Ведь в каждой сказке вместе с проблемой уже заложены и способы ее решения. Наша задача подвести детей к сказочным урокам, научить задумываться, отвечая на вопрос, чему нас учит сказка. Присутствие волшебства в сказке дает нам возможность сделать ее эффективным средством воздействия на детей.

Т.Д. Зинкевич–Евстигнеева дает такое определение волшебству: «Волшебство (доброе волшебство) – это способность человека созидательно изменять себя, развиваться, поддерживать в себе особое творческое состояние, формировать позитивные мыслеобразы. Важное условие для доброго волшебства – созидательная система ценностей и нравственный иммунитет. Волшебство часто не видно глазу, но ощутимо сердцем. Колдовство (злое волшебство) – это деструктивное изменения себя, другого, объектов окружающего мира; проявление не-сформированных нравственного иммунитета и системы ценностей».

Научить детей быть добрыми волшебниками, способными создавать в вокруг себя красоту, творить и приносить радость окружающим – это задача, которую нам поможет решить сказка. В этой статье я хочу поделиться опытом использования сказки как средства экологического воспитания. В художественной литературе есть сказания, легенды, предания об удивительных созданиях (эльфах, гномах, нимфах, русалках). В 1566 году был впервые опубликован трактат «О нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и прочих духах» Парацельса, где он не только описывает эти создания, но и утверждает, что они действительно существуют. Он даже разделил их на четыре группы: те, которые обитают в воде, суть нимфы; те, которые в воздухе, – сильфы; те, которые в земле, – пигмеи, а те, которые в огне, – саламандры. Главное их отличие от человека – отсутствие души, а цель пребывания на земле – охранять спрятанные сокровища, которые еще не должны быть открыты.

В легендах, преданиях и сказаниях древних славян также много говорится о волшебных народах и существах: «Когда‐то люди заселяли землю вместе с иными народами…» В горах и пещерах живут гномы, ведающие тайны гор. В лесу тоже свои порядки: за плодами в лесу следит Плодич, за цветами – Цветич, за грибами – Грибыч, за пчелами – Пчелич, за ягодами – Ягодинич. У каждого дерева, куста, растения естьсвой дух – русалка или друд. Водяной – хозяин вод, а женские духи вод – водяницы, русалки, мавки. Читал ли Г.Х. Андерсен трактат Парацельса неизвестно, но сюжет для сказки «Русалочка» и то, что писал о водяных женщинах Парацельс, очень сильно перекликаются.

Всю природу наши предки наделяли душой, даже сами стихии олицетворяли живых существ. Земля представлялась как живая женщина, которая стонет  от боли во время бури; гневается, учиняя землетрясения; рождает земных существ. Сказки о молодильных яблоках показывают нам, с каким почтением от-носились наши предки к деревьям, веря в их сверхъестественные способности. Продолжение темы о волшебных созданиях можно найти как в сказках, так и в современной литературе: в сказках братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», «Маленькие человечки», Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», Д. Свифта «Путешествие Гулливера», Софьи Прокофьевой «Белоснежка и маленький эльф», Астрид Линдгрен «Эльфа и носовой платочек», в сказках П.П. Бажова. Сказки П.П. Бажова – это необыкновенная сокровищница историй о взаимодействии людей с духами природы, где люди проходят проверку на духовную прочность. Как раз на примере многих героев отчетливо прослеживается идея, что лишь человеку, справившемуся со своими пороками (жадностью, корыстью) может быть даровано вознаграждение. Сам Бажов признавался, что материалом для его произведений служили сказы уральских рудников.

Чтобы сформировать бережное отношение к окружающему миру, нам необходимо подвести ребенка к пониманию, что волшебный мир открывается перед человеком с чутким и добрым сердцем, чистой душой на примере героев из сказок. Поверив удивительный и волшебный мир природы, осознав божественную природу того, что его окружает, ребенку уже не захочется загрязнять воду, в ко-торой живут русалки, нимфы, ундины. Не захочется загрязнять воздух, так как там живут сильфы, которые приносят добрые сны. Не захочется играть с огнем, зная, что в каждом огоньке живет саламандра. Не захочется срывать цветы и ломать деревья, потому что в них живут духи природы. Одним словом, идея «живой природы», ее одухотворенности дает нам колоссальные возможности для развития личности.

Живое понимание мощи природы есть основополагающий фактор формирования экологического сознания. Экологическое сознание – это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития. Вскрывая экологические противоречия, оно направляет мысль на поиск оптимальных способов взаимодействия с природой. Фундамент формирования экологического сознания закладывается в дошкольном детстве. Поэтому необходимо, начиная с раннего возраста, учить детей осмысленному восприятию объектов природы, развивать детскую наблюдательность. Наблюдение – это ведущий метод экологического воспитания и основа чувственного познания природы. Можно многому научиться на полете журавлей…

Кларисса Пинкола Эстесс пишет: «Вспышки молний поведали мне о внезапной смерти и мимолетности жизни… Волчица‐мать убила своего смертельно раненого детеныша, это научило меня жестокому состраданию и неизбежности прихода смерти к умирающему. Пушистые гусеницы срывались с ветвей и возвращались наверх, преподавая мне уроки целеустремленности…».

Наблюдая за объектами растительного и животного царства, дети должны открыть для себя идею о том, какие же сокровища заложены в самом человеке.


Количество коментариев: 0