Статья: "Какие условия необходимы для того чтобы дети полноценно проживали дошкольное детство, и при этом готовились к школе"

Мир детства – самый лучший мир,

Наивный, добрый и счастливый,

Ребенок хочет быть большим,

Стремится жить во взрослом мире

ФГОС дошкольного образования направлен на сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду – обучению в школе.

 Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Вы, наверное, не задумывались об этом, но он составляет, примерно 1/10 всей жизни человека.

Ребёнок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться.

- Как вы думаете, в чем основная задача педагога в развитии личностных качеств ребенка?

Основная задача педагога заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать детскую любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании, социализации личности.

Для реализации данной задачи должны быть созданы необходимые условия:

  • Развивающая предметно - пространственная среда;
  • Психо - эмоциональное благополучие ребенка;
  • Личностно - ориентированный подход;

 

Развивающая среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее в ней находиться ребенку.

В нашем дошкольном учреждении развивающая предметно-пространственная среда соответствует ФГОС ДО.

Созданы условия, учитывающие потребности детей в движении, общении, в познании, соответствующие возрастным особенностям детей. Развивающая предметно-пространственная среда организована таким образом, что позволяет детям сделать самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть.

Созданы центры:

  • сюжетно-ролевых игр,
  • познавательного развития, речевого,
  • опытно-экспериментальной деятельности (представлен лабораторией «Маленьких ученых»),
  • центр природы,
  • строительно-конструктивных игр,
  • краеведения и патриотизма,
  • центр творчества,
  • музыкальный центр,
  • физкультурно-оздоровительный,
  • центр безопасности.

Соблюдая все принципы построения развивающей предметно пространственной среды, нам удается создать условия для взаимодействия, сотрудничества и развития ребенка.

 

Психо-эмоциональное благополучие ребенка

 

Только в условиях комфортной обстановки в детском саду возможно развитие личности.

 Что вы понимаете под выражением «комфортные условия в дошкольной организации»?

Педагоги нашего ДОУ направляют все силы на обеспечение физического, психо-эмоционального и морального комфорта детей. Для того чтобы видеть каждого ребенка идущего в детский сад счастливым и не обремененным непосильными для его возраста заботами, мы создаём условия, при которых ребенок развивается гармонично, т.е. когда он чувствует себя эмоционально благополучно, взрослые и сверстники принимают ребенка таким какой он есть. Важно помнить, что плохих дошкольников нет, есть некомпетентные педагоги и родители.

Мы в своей работе используем наиболее эффективные и доступные методы поддержания благополучного психо-эмоционального состояния дошкольников: уголки уединения, психологические этюды, сказкотерапия, хромотерапия,  психогимнастики, подвижные, сюжетно-ролевые игры,  релаксационные упражнения.

Благополучное психо-эмоциональное состояние детей в группе возникает только тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.

 

Личностно-ориентированный подход

 

В настоящее время существуют различные технологии, системы и модели обучения и воспитания. Личностно-ориентированная модель обучения является тенденцией современных образовательных систем.

 

- Как вы понимаете личностно-ориентированную модель обучения?

 

Основная и очень ответственная задача ДОУ – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно-ориентированного образования современной образовательной организации.

Для развития индивидуального подхода в нашем детском саду созданы материально-технические и методические условия, которые позволяют педагогам применять нетрадиционные формы работы:

  • проектная, поисково-исследовательская деятельность;
  • экспериментирование;
  • интерактивные игры;
  • квест-игры;
  • игры-путешествия;
  • конкурсы и олимпиады разной направленности.

Данные формы работы позволяют дошкольникам раскрыть свои личностные качества и активизировать психические процессы: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Нетрадиционные же формы образовательной деятельности эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. В ходе такой деятельности возможно вовлечение каждого ребенка в активную работу, она помогает противостоят пассивному слушанию или чтению.

Выше перечисленные условия,  которые реализуются в моей дошкольной организации, эффективно способствуют достижению целевых ориентиров в соответствии с ФГОС на этапе завершения дошкольного возраста и позволяют ребенку быть готовым к обучению в школе.

Готовность к школе подтверждается не знаниями, умениями и навыками, а умением социализироваться среди взрослых и сверстников, проявлять любознательность, следовать социальным нормам поведения, проявлением инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, творческие способности.


Количество комментариев: 0