Статья: "ИКТ на музыкальных занятиях"

Управление образования Арсеньевского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»

 

«Информационно-компьютерные технологии на музыкальных занятиях»

 

Педагог дополнительного образования –  Захареева Ирина Михайловна

 

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Музыкальные занятия имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстрационного материала, с использованием звуковых и видеозаписей, что способствует творческому развитию детей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

ИКТ можно использовать в любом виде музыкальной деятельности.

Например, восприятие. При ознакомлении с новым музыкальным произведением можно демонстрировать на экране портреты композиторов, иллюстрации к произведениям, музыкальные инструменты, которые их исполняют.

Применение информационных технологий, в частности средств мультимедиа, позволяет  усилить наглядность. Есть известная фраза К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету.

У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. 

Другой вид деятельности на занятии – пение. Использование клипов, караоке, мнемотаблиц делает разучивание песен образным, интересным. Суть мнемотаблицы заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка-символ, изображающее действие или предмет; таким образом, вся песня зарисовывается схематически. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся после прослушивания, которое сопровождает просмотр рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для каждой песни составляется своя мнемотаблица. Для педагога работа довольно трудоёмкая, учитывая, что в песне обычно 2 или 3 куплета и припев. Но это  компенсируется тем интересом и вниманием, которое проявляют дети.

При разучивании попевок, музыкально-дидактических игр, ритмических упражнений использую клипы, картинки, схемы.

Для ритмической работы использую ритмические карточки, ритмические оркестры. Сначала знакомлю детей с долгими и короткими звуками. Долгий звук – это большой предмет, называем его тук, два маленьких предмета называем

ту-ки. Используя эти знаки, знакомимся с ритмическими формулами и прохлопываем различные ритмы под музыку.

Если в шумовом оркестре использую металлофоны, то партию для этого инструмента вывожу на экран телевизора. Для создания презентаций с партиями для металлофона использую программу Power Point . Использование программы приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок наглядностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор учащихся;

Интерактивные игры использую  как средства познавательного развития.  Наравне  с  традиционными  методами  обучения  использование интерактивных  игр  повышает  эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает их творческие способности.

Применение видеовикторин способствует решению основной учебной задачи – закреплению знаний. Такая форма работы выполняет не только дидактические задачи, но и становится занимательной формой обучения. А используя  аудио и видеозагадки, создаю на занятиях игровые ситуации, которые оживляют внимание детей, делают процесс обучения для них интересным и увлекательным. 

Используя на своих занятиях ИКТ,  необходимо, прежде всего, руководствоваться принципом целесообразности. Целесообразно применять ИКТ на уроках для решения специальных практических задач:

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • для обобщения, систематизации знаний.

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия, поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Более эффективно развиваются все виды восприятия у детей: зрительные, слуховые, чувственные. На занятиях задействуются все виды памяти: зрительная, слуховая, образная, ассоциативная и др. Детям проще усвоить полученную информацию, потому что они опираются на конкретные зрительные образы, сравнивают, анализируют, делают определенные логические выводы, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

Применение современных компьютерных технологий на музыкальных занятиях повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, повышает качество знаний, что делает процесс обучения более успешным.

Помогает и учителю повысить свой профессиональный уровень.

Однако отмечу, что использование компьютерных заданий никогда не заменит привычных методов и технологий работы, а будет являться лишь дополнительным, удобным источником информации, наглядности, благодаря которому будет создан положительный эмоциональный настрой, ребёнка, и педагога; ускорит процесс достижения положительных результатов в работе.

 


Количество комментариев: 0