Статья: "Консультация Речь педагога - особенна"

Консультация  Речь педагога - особенна

Речь – это важнейшее средство общения людей и служит образцом для подражания воспитанников.

Чем выразительнее, точнее и красочнее язык, чем яснее выражается мысль, тем эффективнее воздействие на ребенка, на его собственную речь, тем больше возможности достучаться до ума и сердца ребенка. А это настоящее искусство. Овладеть правильной и красивой речью может любой педагог, стремящийся к этому.

Что же такое «Культура речи»?

Профессор Л.И.Скворцов дает такое определение. “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

 Вот простейшая формула культуры речи:

  • Думай, кому говоришь.
  • Что говоришь.
  • Где говоришь.
  • Зачем говоришь.
  • Какие из этого будут последствия?

 Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе.  Воспитатель должен обратить внимание на следующее:

Компоненты профессиональной речи педагога.

  • Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;
  • Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию;
  • Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
  • Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
  • В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
  • Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов,  точно используя слова и грамматические конструкции (важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения);
  • Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его. Использование соответствующих жестов помогает усвоению значений слов, связанных с конкретными зрительными представлениями. Мимика помогает уточнить значение слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, добрый, ласковый). Такие невербальные средства помогают углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала, выполняют важную социальную, воспитывающую роль.

 Самые распространённые ошибки в речи воспитателя:

  1. Употребление слов-паразитов:

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. Каждое из этих слов или словосочетаний помогает понять особенности характера человека.

Часто употребляемые слова – паразиты:

  1. «Кстати»— это слово употребляют люди, которым не хватает внимания. Они часто ощущают неловкость и неуверенность в новой компании и поэтому и прикрывают свое смущение словом «кстати». Даже в том случае, если это вообще не кстати.
  2. «Короче» — показатель торопливости, нервозности и агрессии.
    Чаще всего этим словом пользуются вспыльчивые люди. Можно встретить также часто употребление этого слова у людей болтливых и не умеющих справляться с этим своим качеством.
  3. «Это самое»— говорят те люди, которым лень исполнять свою работу и свои домашние обязанности. Они могут быть ненадежны и импульсивны, так что на них нельзя слишком сильно надеяться. А еще подобные личности ловко избегают наказаний, вовремя сваливая свою вину на ближайших подходящих для этого жертв.
  4. «Вообще-то»— еще одно слово из ежедневного лексикона неуверенных в себе людей.
    Но, в отличие от «кстати», эти личности обладают завидным талантом закатывать скандалы буквально на ровном месте. Правда, делают они так по причине той же неуверенности в себе.
  5. «На самом деле»— проскакивает в разговорах самоуверенных и эгоистичных людей.
    Они доверяют только своему опыту и своему мнению, а все остальное их просто не интересует. Как правило, человек - «на самом деле» тяжело заводит друзей и завязывает отношения, потому, что считает себя одного единственным и неповторимым. Другие же люди – это просто публика для его выступлений.
  6. «Типа» и «Значит»любят повторять настоящие консерваторы.
    Они против всего нового и правоту своего мнения всегда могут доказать агрессивным отношением к собеседнику.
  7. «Как бы»— это признак творческой натуры, которая часто проводит время в своем выдуманном мире. Именно этим словосочетанием такие люди неосознанно подчеркивают свою оторванность от социума и всю относительность каждого события в собственной жизни.
  8. «Просто»часто произносят в речи те люди, мнение которых не бывает самостоятельным. Они зависят от своего окружения и боятся взять на себя хоть какую-то ответственность. А еще они часто оправдываются, чем окончательно «роняют» себя в глазах знакомых людей.

Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр».

  1. Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола.  Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

  1. Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.

Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т.д.

  1. Нелитературное произношение слов:(хочут , пошлите , ляжь , езжай, заплотит)

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

  1. Расставьте правильно ударения в словах:

ракУшка, свЁкла, слИвовый, творог (может падать на первый и второй слог. Оба варианта верны), тУфля, грУшевый, пАльцами, нОжницами, тОрты, бАнты.

Многие прилагательные, образованные от существительных, подчиняются следующему правилу: ударение ставим на тот же звук, на который ставили в слове- источнике. (мАнго- мАнговый,  кУхня- кУхонный. слИва- слИвовый)

  1. Определите род существительных:

Мужской род (он) - шампунь, кофе, тюль, гель, сандалий (сандалия - жен. р.).

Женский род (она) - мозоль, вуаль, вермишель, тУфля.

Средний род (оно) - какао, пальто, караоке.

  1. Какое действие обозначает глагол надеть?

Глагол надеть обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом  на) по отношению к другому лицу либо предмету:

Надеть пальто, туфли на ребёнка; надеть наволочку на подушку.

Глагол одеть обозначает действие, обращённое на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога):

Одеть ребёнка, одеть куклу.

  1. Есть-кушать

Глагол кушать стилистически ограничен в своём употреблении. В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1. В 3 лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребёнку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде ( Паша, кушай; кушайте, пожалуйста) где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.

  1. Подсказать – сказать.

Глагол подсказать используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать кому-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения, а так же в переносном значении: навести на мысль: опыт подсказывает иное решение.

 

  1. Класть-ложить. В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол «ложить» применяется только с приставкой, а глагол«класть» - без приставки.).

Помнить, что корень -лож- употребляется в значении чего-то, находящегося сверху, на поверхности. А корень –клад-, как правило, означает то, что внутри. Значит, когда вы хотите рассказать о том, что будет находиться сверху, вы употребите корень -лож- (уложить, положить, выложить, приложить, переложить, заложить и т.д.). А если о том, что будет внутри, то прозвучит -клад- (кладу, кладет, клала, кладем и т.д.). Вот так!

Клади поклади Положить ложить

Кладите накладите Класть покласть

  1. Звонить.

Глаголы образованные от глагола звонИть с разными приставками (позвонИть, перезвонИть, созвонИться). Во всех формах произносится с таким же ударением, как и в глаголе звонить (позвонИшь, перезвонИт, созвонИмся и т.д.).

Ты звонИшь Ты звОнишь

Он звонИт  Он звОнит

Мы звонИм Мы звОним

Вы звонИте Вы звОните

Они звонЯт Они звОнят

  1. Текёт – течёт.

Вода из крана текёт или течёт? Течёт — глагол в 3 лице настоящего времени единственного числа.

  1. Наречия.

Слова неизменяемые, поэтому морфологических ошибок не возникает. Но есть ошибочные варианты состава слова наречия

 

Сзади (НЕ взади, назаду, взад, взаду)

Внутрь (НЕ вовнутрь)

Сначала (НЕ сперва, перво-наперво

Безразлично (НЕ без разницы)

Пополам (НЕ напополам)

Один за другим (НЕ один за одним)

Снова (НЕ по-новой)

  1. Множественное число.

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается в раннем детстве. Но есть формы, в образовании и употреблении которых взрослые допускают ошибки.

У неё нет сапог и туфель. У неё нет сапогов и туфлей.

Я съел тарелку оладий и вафель. Я съел тарелку оладьев и вафлей.

Два килограмма помидоров и баклажанов. Два килограмма помидор и баклажан.

Два килограмма мандаринов и апельсинов. Два килограмма мандарин и апельсин.

У нас больше нет чистых носков и гольфов. У нас больше нет чистых носок и гольф.

  Компоненты профессиональной речи педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда.

 К голосу предъявляется ряд требований:

  • голос не должен вызывать неприятных ощущений.Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей.
  • педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения,голосом надо уметь владеть (характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей);
  • педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;
  • с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
  • голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

В современных условиях совершенствование речевой культуры педагогов ДОУ рассматривается как одно из условий повышения качества дошкольного образования. Поэтому речи педагогов предъявляются определенные требования:

Требования к качеству речи педагога ДОУ

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

 

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его.

Игра – тренинг «Ударение»

Катало́г, краси́вее, петля́, свё́кла, цеме́нт, позвонИт, началсЯ, простыня́, звонИшь, алфавИт, аргуме́нт, догово́р, досу́г, звонИт , кварта́л, начАть,  танцОвщица, ремЕнь, избаловАть, жалюзИ,  завИдно, насорИт, обеспЕчение, облегчИть, принУдить, сОгнутый, срЕдствами, столЯр, чЕрпать, шАрфы, тОрты.

Закончить нашу с вами встречу я хочу словами французского философа и писателя Вольтера: « Выучить несколько языков – дело одного, двух лет, а что бы научиться говорить на своем родном языке как следует, надо полжизни!».

 


Количество комментариев: 0