Статья: "План по самообразованию "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приёмов ТРИЗ""

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

 

 

 

 

 

 

Самообразование

«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приёмов ТРИЗ».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          

 

 

 

 Автор: Микушева Е.Д.

Сыктывкар, 2019-2020 г.г.

 

План по самообразованию педагога Микушевой Екатерины Дмитриевны

Тема: «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приёмов ТРИЗ».

Вид проекта: долгосрочный (1сентября – 31 мая).

Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители детей.

 Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ.

Задачи:

Образовательные:

  1. Создание условий для исследовательской активности детей;
  2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
  4. Изучение методик, технологий ТРИЗ.
  5. Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.
  6. Обучение самостоятельной работе.
  7. Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.
  8. Обучение эффективной работе в группах.
  9. Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.

Развивающие:

  1. развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
  2. развитие творческих способностей мышления;
  3. развитие пространственного мышления;
  4. развитие речи;
  5. умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
  6. развитие творческого воображения.

Воспитательные:

  1. формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
  2. развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

Актуальность:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Использование технологии ТРИЗ позитивно влияет на актуализацию познавательной потребности. Возможности ТРИЗ позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлеченности. Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество методов и приемов, помогающих нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

Ожидаемые результаты:

  1. Увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.

Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.

Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.

Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях и играх.

месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

 

 

сентябрь

- Изучение и  анализ методической литературы. Выявление возможностей использования ТРИЗ в работе с детьми 5 – 6 лет.

- Подбор материала для введения приемов ТРИЗ в образовательную деятельность (в соответствии с возрастом детей).

- Подбор материала по работе с родителями.

 

   

 

 

Октябрь

           

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

Разработка системы творческих заданий на основе модели Объект-Признак-Значение признака. Использование их в познавательно-исследовательской деятельности. Творческие задания «Золотого ключика» (На основе пособия-Творческие задания «Золотого ключика».

Папка – передвижка «Развивающие игры -ТРИЗ»

 

 

Ноябрь

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. Создание предметно-развивающей среды

Обучение детей установлению системных связей:

* выявление свойств и функций объектов

 

Опыт «Заплесневелый хлеб»

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности»

 

 

Декабрь

 Изучение метода игрового проблемного обучения «Что? Зачем? Почему?»

Разработка конспектов НОД.

Организация работы по методу игрового проблемного обучения «Что? Зачем? Почему?»

* решение проблемных ситуаций;

* чтение сказок по ТРИЗ.

Сборник сказок по ТРИЗ (В. Г. Богат) «В жаркой Африке»

 

Опыт «Замерзание жидкостей»

Консультация для родителей: «Эффективность использования ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»».

 

 

Январь

«Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами.

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

 Консультация «Значение нестандартного мышления в жизни ребенка».

 

 

Февраль

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии».

 Организация работы в уголке экспериментирования.

Опыт «Воздух вокруг нас»

Помощь родителей в создании и оснащении центра по ТРИЗ.

Дидактические игры (самодельные).

 

 

Март

Создание «копилки опытов и экспериментов» и картотеки дидактических игр ТРИЗ

 

ТРИЗ в математике:

* организация работы клуба «Знатоки» с использованием структуры креативного урока.

Комплект занятий по ФЭМП с использованием приемов ТРИЗ.

Опыт «Свойства света»

Анкетирование ««Какие способности у моего ребенка?»

 

 

Апрель

Обмен опытом на сайтах.

Опыт «Фильтрование воды». «Удивительный магнит».

Консультация «Детское экспериментирование - как средство интеллектуального развития дошкольников».

Фотовыставка «Мой эксперимент» (семейные фото)

 

 

В течении года

Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка. Изготовление моделей, схем, их использование в процессе экспериментирования.

Поиск интересной информации

 

Памятка «ТРИЗ технологии»

 

 

Май

Самоанализ плана самообразования.

Повторение с детьми изученного материала по теме.

Фотовыставка «Наши занятия ТРИЗ»

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  3. Рыжова Н. Игры с водой и песком.  Обруч, 1997.
  1. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. уреждений: Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

 


Количество комментариев: 0