Статья: "Говорящие пальцы"


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка № 7 Дзержинского района Волгограда»
400137, г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 36
ИНН/КПП 3443905565 / 344301001, ОГРН 1023402981030
Тел. 31-61-93, 53-69-39 (факс)




Пояснительная записка к плану работы кружка «Говорящие пальцы»
на 2018-2019 учебный год



Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют движениями пальцев рук, находятся в тесном соседстве и стимулируют друг друга. Именно поэтому можно смело сказать: чем больше малыш умеет делать руками, тем он умнее.

Гармонизация движений мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Работа пальцами и разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, речи, памяти; помогает подготовить руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает развитие навыков письма.

Пальчиковые игры — это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счета и кончая такими категориями, как вправо — влево, выше — ниже, дальше — ближе, длиннее - короче, больше – меньше. Следовательно, пальчиковые игры – это стимуляция и развитие речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.

План работы составлен на принципе культуросообразности.

Образовательный процесс дополнительного образования:

-соответствует развитию личности каждого ребенка;

-обеспечивает единство целей и задач;

-сочетает интеграцию образовательных областей;

-основной является комплексно тематическое планирование в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в режимных моментах.

Цель:
Развитие речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Оптимизировать условия для развития речи и мелкой моторики детей соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.
2. Обогащать и активизировать словарь детей.
3. Совершенствовать умение детей внятно произносить гласные и согласные (парные) звуки.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.
6. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять правильно предлоги
7. Развивать диалогическую речь.
8. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи и мелкой моторики детей через пальчиковые игры и упражнения.
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсомоторному воспитанию детей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Формы работы:
- Упражнения для массажа рук;
- Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;
- Упражнения без предметов;
- Упражнения с различными предметами;
- Гимнастика для пальцев;
- Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;
- Разучивание стихов – основы, на которой развивается речь и чувство ритма
- Проговаривание речевого материала
- Комментирование пальчиковых действий.
Материальное обеспечение: дидактические, подвижные игры, картины и иллюстрации, фланелеграф, картотека пальчиковых игр, необходимые материалы и инструменты


Количество коментариев: 0