Статья: "«Использование мнемотаблиц по аппликации в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста»"

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач государства – воспитание культурного, нравственного, ответственного, инициативного, компетентного и творческого гражданина, ориентированного на общечеловеческие ценности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, обеспечение ресурсов для самореализации детей, подготовки их к достижению жизненных успехов, приучение к самоконтролю и саморегуляции. Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляют разнообразные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация и т.д. Творческая деятельность дарит детям радость познания. Испытав это чувство однажды, ребенок стремится в своих работах рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Для совместной деятельности с воспитанниками, по развитию творческих способностей, мной сделана подборка дидактического материала, игр, загадок. Эти игры помогают   в индивидуальной работе. Они используются в утренние и вечерние часы, когда количество детей позволяет уделять наибольшее внимание педагога каждому воспитаннику. Опыт показал, что изготовленные дидактические игры можно использовать в работе с детьми как с младшими, так со старшими дошкольниками.

Интерес к творчеству обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается. Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

Развивая  творческие способности детей посредством аппликации, учитываю индивидуальные особенности детей. Работу по данному направлению провожу поэтапно, начиная с более простого способа постепенно усложняя.  Использование мнемотаблиц помогает мне доступно объяснить этапы выполнения работы, а детям - понять, какой шаг он должен выполнить следующим.

Мнемотаблицы  – специальные схемы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение определенной информации. 

Мнемотаблицы в аппликации содержат этапы выполнения творческой работы, последовательность которых отмечаю магнитом. На начальном этапе (средняя группа) использование данной техники применяла  мнемотаблицы, которые содержат более подробные описания (зарисовки) выполнения творческой работы. На втором этапе (старшая группа) усложнила схемы, указав в них основные пункты выполнения работы. На последнем этапе (подготовительная группа) дети используют мнемотаблицы в самостоятельной деятельности. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами часто сокращает время обучения и превращает в увлекательную игру.

В  работе по  данному направлению создала картотеку мнемотаблиц:

1.Работа  в  технике  «Оригами»;

  1. Работа с бумагой в нетрадиционной технике;
  2. Изготовление  объѐмных  поделок и картинок;
  3. Работа с природным и бросовым материалом.

Использование данного материала помогает добиться более высоких результатов в совместной творческой деятельности с детьми .

Разработанные мною мнемотаблицы могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций с различным уровнем квалификации, так как работа с ними не требует особых знаний и затрат.

Результаты работ детей зависят от их заинтересованности, поэтому важно активизировать их внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами в моей работе являются:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • ИКТ технологии (презентации, видеозаписи и др.);
  • живая, эмоциональная речь воспитателя.

Каждый  из этих стимулов - это маленькая игра, которая позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

При организации деятельности детей художественно -  эстетическую образовательную  область  интегрирую с такими образовательными областями как: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «познавательное развитие».

Взаимосвязанная работа воспитателя, специалистов ДОУ, родителей и детей благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей. Поэтому важно, чтобы родители знали о творческих успехах детей в детском саду. Для этого регулярно провожу выставки детских работ, консультации для родителей, индивидуальные беседы, организую мастер классы: «Знакомство с нетрадиционными видами аппликации», «Развивающая среда для детей в домашних условиях», «Изготовление мнемотаблиц» и др. Организую выставки и открытые мероприятия.

Проводимая мною работа показывает, что системность и  поэтапность деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей посредством аппликации, имеют положительную динамику.


Количество коментариев: 0