Статья: "Рабочая программа До-ми-солька""

 

Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение

Хохольская СОШ

                               

"Согласовано"

Заместитель директора школы по УВР МКОУ Хохольская СОШ...........

_________Попова И.А.

Приказ №___ от "      "____ 2018г.

 

"Утверждаю"

Директор МКОУ  Хохольская СОШ____ Строева О.Н.

Приказ №____ от "       "____ 2018г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

До-ми-соль-ка

Учащиеся 1-4 классов

Направление общекультурное

 

 

         Учитель музыки

I квалификационной категории

Глебов А.В.

 

 

 

2018г.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.Хохол

 

 

 

 

 

                                        I.Пояснительная записка.

 

         Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская До-Ми-Соль-ка»

для учащихся 1-4 классов классов общеобразовательной начальной школы  с углубленным изучением отдельных предметов, составлена на основе лицензированной программы дополнительного образования вокальной студии «До-ми-соль-ка». Программа переработана и дополнена.

В основу программы внеурочной деятельности  художественно – эстетического направления ««Мастерская До-Ми-Соль-ка» положены идеи из положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и основная образовательная программа.

.

 В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.

   Программа «Мастерская До-Ми-Соль-ка» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.

 Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно  привить  любовь к  музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников  идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому  пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.

Рабочая программа «Мастерская До-Ми-Соль-ка» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной вокально-технической деятельности.

Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.

 Место курса в учебном плане

 

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата

ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:

В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
  2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
  3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
  4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
  5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
  6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Возраст детей 7-11лет. Это учащиеся 1-4 классов.

Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься во внеурочной деятельности   «Мастерская До-Ми-Соль-ка».

Режим занятий

Общее количество часов в год –  часов.

Количество часов в неделю – 3 часа.

Периодичность в неделю – 2 раза.

Продолжительность занятия – 1.5часа.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

 

ВИДЫ РАБОТ

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

1.

Вводное занятие

 

2.

Инструктаж по Т.Б.

Беседа, тестирование, работа по карточкам

3.

Постановка голоса

Текущий контроль, итоговое занятие в конце каждой четверти

4.

Пение репертуарных произведений

Текущий контроль, итоговый контроль:  концерты, зональные конкурсы, смотры

5.

Основы музыкальной грамоты

Контрольные занятия, в конце каждой четверти

6.

Элементы хореографии, стиль исполнения

Текущий контроль, итоговый контроль в форме концерта

7.

Звукотехнические средства

Текущий контроль, итоговый контроль в форме концерта

 

 

  1. VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.

В процессе обучения во внеурочной деятельности   «Мастерская ДоМиСоль-ка» репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Формы и режим занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия,где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция-отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческимдыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.

В результате обучения пению обучающийся должен:

знать/понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • гигиену певческого голоса;
  • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
  • петь легким звуком, без напряжения;
  • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

  • к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

         В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

  • бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы

    Для оценки уровня развития ребенка и форсированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

    Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

     Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

    Методическим источником является фонационная система педагога-музыканта В. Емельянова, а также музыкально-педагогическая концепция К. Орфа «Учимся, делая и творя». Воспитанники активно участвуют в распевании, в разогревании и подготовке голосового аппарата к пению, посредством игры. Комплекс упражнений, используемый при распевании, носит здоровьесберегающий характер и используется с целью профилактики заболеваний органов дыхания. Процесс проходит в игровой форме, что создает на занятии атмосферу эмоционального подъема, радости, веселья - укрепляя тем самым психологическое здоровье ребенка.

    Результатом творческой деятельности кружка является активное участие воспитанников в школьных,  муниципальных и региональных мероприятиях.

     Особенно хочется отметить тесное сотрудничество внеурочной деятельности с классными руководителями. Воспитанники участвуют  в проведении внеклассных мероприятий: «День матери», «Осенний праздник», «Новогодний праздник» и т.д. Концертно-исполнительская деятельность солистов студии – это  не только связь с социумом, но и потребность доставить радость людям и сохранение исконно – русских традиций песенного творчества.

    Встреча с музыкой, творческая атмосфера в объединении, участие во всевозможных  конкурсах, учит ребят быть социально – активными  личностями, развивает коммуникативную компетентность. Своим искусством они приносят радость людям, видят мир ярким и цветным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание (темы) раздела

Кол-во часов

Формы и виды деятельности

 

Пение как вид музыкальной деятельности.

 

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

2

Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении

ДиагностикаПрослушивание детских голосов.

1

Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

Строение голосового аппарата.

2

Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

Правила охраны детского голоса.

1

Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

Вокально-певческая установка.

2

Понятие о певческой установке.Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

 

Формирование детского голоса

 

Звукообразование.

1

Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

Певческое дыхание.

2

Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

Дикция и артикуляция.

1

Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии

Речевые игры и упражнения.

2

(по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия

Вокальные упражнения.

1

Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука

 

Слушание музыкальных произведений,

разучивание и исполнение песен.

 

Народная песня.

2

Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

Произведениями русских композиторов-  классиков.

1

Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д

Произведения современных отечественных композиторов.

2

Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

Сольное пение.

1

Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности

 

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

 

Путь к успеху

3

Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

2

Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

 

 

VIII. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«До-Ми-Соль-ка»

(Основы вокального пения)

1-4 класс класс

Кол-во часов

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

 

 

Дата

Оборудование, ЦОР

 

Домашнее задание

 

Пение как вид музыкальной деятельности.

(26ч.)

Ученик научится

Понимать:  правила  пения..

Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку.

Владеть первоначальными певческими навыками,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Ученик получит возможность научиться

Участвовать в коллективном пении.

Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использо­вать общие приемы решения задач; ориентироваться в ин­формационном материале.

Коммуникативные: адекват­но оценивать собственное по­ведение; воспринимать музы­кальное произведение и мне­ние других людей о музыке.

1

1.

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

2

1

2

1

1

1

1

1

1

-

1

-

3.09.

7.09.

10.09

14.09

 

 

2

2.

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

2

1

2

1

 

1

1

1

1

 

1

-

1

-

 

17.09

21.09

24.09

28.09

 

 

 

3

3.

Строение голосового аппарата.

2

1

2

1

1

1

1

1

1

-

1

-

1.10

5.10

8.10

12.10

 

 

4

4.

Правила охраны детского голоса.

2

1

2

1

1

1

1

1

1

-

1

-

15.10

19.10

22.10

26.10

 

 

5

5.

Вокально-певческая установка.

2

 

1

 

1

 

5.11.

9.11.

 

 

 

Выполнять упражнения для голосового аппарата

 

Формирование детского голоса.

(25ч.)

Ученик научится использовать упражнения на укрепление певческого дыхания

Ученик получит возможность научиться

Раскрыть  творческое  воображение фантазии,

Формировать высокой певческой форман дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.

Регулятивные: преобразовы­вать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач.

Коммуникативные: догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе

 

6

1.

Звукообразование.

2

1

2

1

1

1

1

1

1

-

1

-

12.11

16.11

19.11

23.11

 

 

7

2.

Певческое дыхание.

2

1

2

1

1

1

1

1

1

-

1

-

26.11

30.11

3.11

7.12

 

 

8

3.

Дикция и артикуляция.

2

1

2

1

1

1

1

1

1

-

1

-

10.12

14.12

17.12

21.12

 

 

 

9

4.

Речевые игры и упражнения.

2

1

1

2

1

1

1

1

1

-

-

1

24.12

28.12

11.01

14.01

 

 

 

10

5.

Вокальные упражнения.

1

 

1

-

 

18.01

 

 

 

Выполнять упражнения на дикцию и артикуляцию

 

Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен.

(26ч.)

Ученик научится

Освоение жанра народной песни, её особенностей

Ученик получит возможность научиться

Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем

Освоение классического вокального репертуара.

Регулятивные: ставить новые вокальные задачи в сотрудниче­стве с учителем.

Познавательные: осуществ­лять поиск необходимой ин­формации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помо­щью, контролировать свои дей­ствия в коллективной работе

 

  11

1.

Народная песня.

2

1

2

1

 

1

1

1

1

1

-

1

-

21.01

25.01

28.01

01.02

 

Прослушать самостоятельно народные песни

12

2.

Произведениями русских композиторов-  классиков.

2

1

2

1

1

1

1

1

1

-

1

-

04.02

08.02

11.02

15.02

 

 

  13

3.

Произведения современных отечественных композиторов.

2

1

2

1

1

1

1

1

1

-

1

-

18.02

22.02

25.02

01.03

 

 

14

4.

Сольное пение.

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

-

1

-

1

04.03

08.03

11.03

15.03

18.03

 

 

 

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры

(26ч.)

Ученик научится

Формировать вокальный  слух,  способность слышать достоинства и недостатки звучания голоса

Ученик получит возможность научиться

Анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение).

Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей

Регулятивные: формировать и удерживать музыкальную задачу.

Познавательные: использо­вать общие приемы решения исполнительской задачи.

Коммуникативные: коорди­нировать и принимать различ­ные позиции во взаимодействии

 

15

1.

Путь к успеху.

1

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

 

-

1

-

1

-

1

22.03

01.04

05.04

08.04

12.04

15.04

 

 

 

16

2.

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

1

-

1

1

1

-

1

-

1

1

19.04

22.04

26.04

29.04

06.05

13.05

17.05

20.05

24.05

27.05

31.05

 

 

Собрать  материал для архива студии.

 

 

 

Итого:

103

67

36

 

 

 

                   

 

  1. XI. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
  2. Начальные занятия.

Форма занятий: беседы с учащимися о имеющемся опыте, интересах; прослушивание голосов; тестирование.

         Техническое оснащение: музыкальный инструмент.

  1. Вокально-хоровая работа.

Формы занятий: беседа о правилах пения, охране голоса; практическая работа, упражнения для развития вокально-хоровых навыков.

         Прием и методы: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный.

         Дидактический материал: плакат «Правильное положение корпуса и головы в положении сидя и стоя», «Строение голосового аппарата».

         Техническое оснащение: музыкальный инструмент, магнитофон.

         Форма подведения итогов: концертные номера.

  • Пение произведений.

Форма занятий: Беседы о разучиваемых произведениях, композиторах; слушание; разучивание.

Методы: метод эмоционального воздействия, эффект удивления, наглядно-слуховой, игровой, словесный, связь с жизнью, репродуктивный, метод сравнения и анализа.

Дидактический материал: портреты композиторов, произведения изобразительного искусства.

Техническое оснащение: магнитофон, музыкальный инструмент, микрофоны.

Форма п


Количество коментариев: 0