Статья: "Рабочая программа по ПДД для детей среднего возраста "Маленький пешеход""

«Маленький пешеход»

 

Пояснительная записка.

 На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.      Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач,  через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.  Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города несомненна. Психофизиологические и возрастные особенности детей делают их беззащитными перед опасностью, с которой они встречаются на дорогах. Большое количество дорожно - транспортных происшествий с участием детей вызывает большую тревогу и озабоченность общества. Обеспечение безопасности движения на дороге становится важной государственной задачей. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Задача педагогов – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным.

 

    Цель: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

    Задачи:

Образовательные:

  1. Создавать условия для развития умений детей ориентироваться в дорожных ситуациях.
  2. Обучать ориентировке в ситуациях дорожного движения игрового характера, понимать смысл слов, которые их описывают, совершать действия, соответствующие этим словам.
  3. Знакомить детей с правилами поведения пешеходов.
  4. Учить детей классифицировать виды транспорта.
  5. Продолжать знакомить детей со всеми видами дорожных знаков.
  6. Закреплять представления о работе светофора.

Развивающие:

  1. Развивать умение детей ориентироваться и действовать в дорожных ситуациях.
  2. Развивать познавательный интерес к ПДД, творческую активность и самостоятельность детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях юных пешеходов, владеющих дорожной азбукой и правилами безопасного поведения на дороге.

Методы и  приемы:

- Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, показ способов действий, показ образца).

- Словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы, объяснение).

- Практические (упражнение).

- Игровые (дидактические и сюжетно-ролевые игры, воображаемые ситуации).

Принципы реализации программы: (по Е.А. Козловской, С.А. Козловскому):

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».

Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

  1. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.

Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

  1. Принцип возрастной безопасности.

С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

  1. Принцип социальной безопасности.

Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.

  1. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акциейЕе нужно проводить планово, систематически, постоянно.

Учебно-воспитательная работа по основам безопасности жизни - это целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников с целью интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирования у них знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности. 

Воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах и с этого времени начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения - пешехода.

Очень важно для снижения аварийности среди водителей и пешеходов, чтобы из сегодняшних мальчишек и девчонок выросли грамотные в вопросе безопасности  дорожного движения.

В первую очередь ребенок должен хорошо усвоить обязанности пешеходов. В детском саду правила пешеходов  отрабатывается как на занятиях, так и в практической деятельности в процессе прогулок. Дети усваивают правила движения пешеходов через проезжую  часть, правила пересечения проезжей части в разрешенных местах вне пешеходного перехода.

Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. В процессе занятий  используются разнообразные формы работы с детьми. Прежде всего,  нужно активизировать  мыслительную деятельность детей и применить полученные знания в практической деятельности. Продуманное использование интересного наглядно дидактического материала развивает у детей логическое мышление, память, внимание.

При решении любой задачи воспитания дошкольника, большая роль отводится созданию развивающей среды. Необходимое условие успешного обучения дошкольников правилам безопасного поведения это создание соответствующей развивающей среды.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые.  По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, разыгрывание дорожных ситуаций.

Большое внимание уделяется работе с родителями. Как показали результаты анкетирования родителей лишь 10% родителей занимаются вопросами безопасности жизни, 42 % осознают их значимость, но почему-то считают, что обучать детей дошкольников правилам личной безопасности еще преждевременно. 35% семей отводят семье ведущую роль в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге, остальные же считают, что основная роль  отводится образовательным учреждениям.

Сформировать у детей устойчивые знания без помощи родителей невозможно. Основная цель работы с родителями: поддерживать у них устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.   

Решить эту сложную задачу без привлечения родителей очень трудно. Работа воспитателя детского сада по усвоению детьми правил безопасного поведения  может быть эффективной только при условии сотрудничества с родителями. Воспитатель должен активизировать их участие в практическом обучении своих детей.

Если работа будет сведена лишь к призывам соблюдать дорожные правила,  к знакомству их с памяткой, которая висит в группе на стенде, а также ограничена чтением докладов на собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть названа эффективной. Осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по привитию навыков безопасного поведения на  дороге, я строю контакт с семьями таким образом, чтобы родители из пассивно принимающих  информацию становились активно действующими и дисциплинированными пешеходами.

Родители совместно с воспитателем должны дать ребенку не только знания и навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и знания и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, полной скрытых опасностей. Все это требует от воспитателя, определенной гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Организация процесса обучения.

Программа рассчитана на один год.

Предполагается две подгруппы по 10-13 человек.

Занятия проводятся во вторую  половину дня один раз в неделю, продолжительностью 20 -25 минут.

Состав группы  -  средний возраст  (4-5 лет).

Форма работы: групповая, индивидуальная.

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

Сентябрь.

1 неделя. « Мы знакомимся с улицей».

Цель: расширять представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; учить видеть источник опасности для жизни и здоровья.

2 неделя. « Переход через дорогу». Цель: знакомить детей с правилами перехода через дорогу: переходить на зеленый свет светофора, смотреть по сторонам, переходить по зебре. Запомнить правило: если не соблюдать эти правила, то можно попасть под машину.

3 неделя. « Чтение стихотворения Н. Пикулевой « Сорокины уроки».

Цель: учить анализировать  прочитанное, находить в тексте примеры неправильного поведения зверей, исправлять их.

 4 неделя. «Чтение стихотворения И. Гуриной «Правила дорожного движения». Рисование светофора.

Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе и изобразительной деятельности. Учить рисовать светофор по представлению, закрепление знаний сигналов светофора.

Октябрь.

1неделя. « Дороги, на которых движение запрещено». Чтение и заучивание стихотворения Н. Пикулевой « Автомагистраль».

Цель: познакомить детей с правилами поведения на ремонтируемых участках дороги; дать понятие «автомагистрали», ее особенности.

2 неделя. « Правила перехода дороги на перекрестке».

Чтение стихотворения Т. Давыдовой « Перекресток».

Цель: уточнить понимание детьми понятия «перекресток». Познакомить с правилами перехода дороги на перекрестке.

3неделя. « Движение в группе».

Цель: познакомить детей с правилами перехода дороги в группе, закрепление правил ПДД.

4 неделя. Рассматривание иллюстрации на тему «Правильно ли ведут себя зверушки на улице».

Цель: закреплять правила поведения во дворе, улице, на дороге;

развивать умение избегать травмо - опасных ситуаций.

Ноябрь.

1 неделя. «Правила ожидания общественного транспорта».

Цель: уточнить понимание детьми понятия «остановка». Познакомить детей с правилами ожидания, посадки в общественный транспорт и выхода из него.

2 неделя. « Осторожно, трамвай и автобус!» Чтение и заучивание стихотворения О. Емельяновой  « Обходи автобус сзади, а трамвай спереди».

Цель: познакомить детей с правилами поведения на дороге при наличии на проезжей части автобуса и трамвая. Учить предвидеть ситуацию в случае не соблюдений этих правил.

3 неделя. Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица».

Цель: продолжать знакомить детей с ПДД, сформулировать словесную  «Памятку пешехода»; развивать интерес к художественной литературе.

4 неделя. Аппликация «Наш  друг-светофор».

Цель: закрепление понятия «светофор», сигналы светофора.

Декабрь.

1 неделя. «Чтение стихотворения В. Лебедева - Кумача

«Про умных зверушек».

Цель: расширять знания детей о безопасном поведении на улице, в транспорте, во дворе.

2 неделя. «Правила поведения пассажиров в автомобиле».

Цель: познакомить детей с правилами посадки в транспортное средство, находящееся на проезжей части и безопасного выхода из него.

3 неделя. «Обязанности велосипедиста».

Цель: познакомить детей с правилами безопасного передвижения на велосипеде. Сформулировать словесную «Памятку велосипедиста».

4 неделя. «Чтение рассказа В. Драгунского «Мотогонки по отвесной стене».

Цель: продолжать знакомить детей с ПДД, закрепить правила безопасной езды на велосипеде, развивать интерес к художественной литературе.

 

 

Январь.

1 неделя. «ГИБДД и инспектор ДПС».

Цель: познакомить детей с Государственной Инспекцией Безопасности Дорожного движения, с сотрудником-инспектором дорожно-патрульной службы, его ролью на дороге.

2 неделя. «Чтение произведения С. Михалкова "Дядя Степа – милиционер».

Цель: закреплять у детей знания правил дорожного движения, безопасного поведения во дворе и на улице.

3 неделя. Подвижная игра «Инспектор и водители».

Цель: закреплять знания правил поведения на улице, о труде сотрудников ГИБДД, развивать умение быстро реагировать на неожиданную новую ситуацию.

4 неделя. «Машины, которые спешат на помощь».

Цель: уточнить представления детей о наземном транспорте. Познакомить детей с правилами поведения на дороге при встрече с машинами со спецсигналами (пожарная, полицейская, скорая помощь).

 

Февраль.

1 неделя.  «Чтение стихотворения П. Синявского «Отважная машина». Раскрашивание трафарета «Пожарная машина».

Цель: закреплять знания детей о правилах поведения на дороге при встрече с пожарной машиной, запомнить телефонный номер противопожарной службы, развивать интерес к художественной литературе.

2 неделя. «Чтение стихотворения П. Синявского «С мигалкой на макушке». Раскрашивание трафарета «Полицейская машина».

Цель: закреплять знания детей о правилах поведения на дороге при встрече с полицейской машиной, запомнить телефонный номер полиции, развивать интерес к художественной литературе.

3 неделя. «Чтение стихотворения П. Синявского «Больница на колесиках». Раскрашивание трафарета «Скорая помощь».

Цель: закреплять знания детей о правилах поведения на дороге при встрече с машиной скорой помощи, запомнить телефонный номер службы скорой помощи, развивать интерес к художественной литературе.

4 неделя. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль».

Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения, развивать и совершенствовать двигательные умения.

 

Март.

1 неделя. « Зачем нужны дорожные знаки».

Цель: познакомить детей с разновидностями дорожных знаков: предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации, опознавательные знаки транспортных средств. Их роль на дороге.

2 неделя. «О чем предупреждают знаки?».

Цель: расширять знания детей о дорожных знаках. Познакомить с предупреждающими знаками, их символикой, значением.

3 неделя. «Что запрещают знаки?».

Цель: расширять знания детей о дорожных знаках. Познакомить с запрещающими знаками, их символикой, значением на дороге.

4 неделя. « О чем говорят знаки сервиса?».

Цель: расширять знания детей о дорожных знаках. Познакомить со знаками сервиса, их символикой, значением.

 

Апрель.

1 неделя. « Конкурс на знатока дорожных знаков».

Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках, учить различать предупреждающие знаки, запрещающие и знаки сервиса.

2 неделя «Чтение стихотворения И. Гуриной «Сказка о дорожных знаках».

Цель: продолжать знакомить детей с ПДД,  развивать интерес к художественной литературе.

3 неделя. Сюжетно-ролевая игра « Я - шофер».

Цель: формировать знания о труде водителя. Помогать  детям  налаживать взаимодействие в совместной игре, обогащать словарь, развивать речь.

4 неделя. Создание коллективного альбома «Дорожные знаки».

Цель: продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности. Учить рисовать дорожные знаки по образцу, закрепление полученных знаний.

 

Май.

1 неделя. Экскурсия по улице.

Цель: закреплять представления детей об улице, правилах поведения на ней.

2 неделя. Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков».

Цель: закрепление знаний о правилах дорожного движения, дорожных знаках; формировать навык безопасного поведения на улицах и дорогах города.

3 неделя. Коллективная работа « Улица города».

Цель: продолжать развивать интерес к художественному творчеству. Учить рисовать автотрассу акварелью. Вместе с детьми определить места будущих объектов (дома, городской транспорт, светофора, дорожных знаков). Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность в работе.

4 неделя. Коллективная работа «Улица города» (продолжение).

Цель: продолжать развивать интерес к художественному творчеству. Учить завершать работу путем аппликации (наклеивание домов, городского транспорта, светофора, дорожных знаков.) Развивать внимание, усидчивость. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.


Количество коментариев: 0