Статья: ""Говорушки""

Пояснительная записка.

Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.

Отсюда возникает необходимость таких форм образовательной деятельности, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.

Дошкольник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.

При всём разнообразии видов художественной деятельности (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательном процессе занимает театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются первоначальные представления социального характера и включение детей в систему социальных отношений, развиваются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния.

В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.

Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.

Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.

Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала образовательной деятельности.

        Цель программы -  развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей.
  2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
  4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
  7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

   Программа составлена с учетом интеграции с образовательными областями:

Познание: знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

Коммуникация: у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

Чтение художественной литературы:  знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля; читают наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Художественное творчество: развивается интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза);  дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

Музыка: дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю. Всего 26 занятия.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (на начало года - вводный, в конце года - итоговый).

  1. Умение различать фольклорные жанры;
  2. Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения, играть в народные игры;
  3. Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных играх.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно тематическое планирование 2017 -2018 год

группы № 5

 

Неделя

Тема

Цель

Оборудование

ОКТЯБРЬ 1-я неделя

«Цветы» разучивание игры со стихотворным сопровождением

Вызывать желание повторять отдельные фразы вместе с педагогом и самостоятельно.

Продолжать развивать двигательную активность детей в играх со стихотворным сапро - вождением.

Бутафорские цветы по количеству детей в группе. Игрушка мотылёк на гибкой проволоке.

2-я неделя

«Я умница – разумница» Русская народная потешка.

Разучивание  русской народной потешки «Я умница -  разумница». Развивать интерес к устному народному творчеству.

Кукла Маша

3-я неделя

«Зайчик» чешская народная игра.

Поощрять стремление участвовать в игре с игрушкой. Пополнять словарный запас детей

Игрушка зайчик.

4-я неделя

«Лиса, заяц и петух».

 Русская народная сказка.

Вызывать желание следить за развитием действия в куколь - ном спектакле, сопереживать персонажам народной сказки.

Поощрять игры с шумовыми  игрушками, используя их в кукольном спектакле для сопровождения движения народной игрушки.

Декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю «Лиса, заяц и петух». Шумовые игрушки.

 

НОЯБРЬ 1-я неделя

«Коза – хлопота» Русская народная потешка.

Вызывать радостное чувство от участия в игре.

Побуждать наблюдать за действием педагога с резиновой игрушкой, вызывать желание играть с ней, подражать полёту птички.

Развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки.

Шапочки-маски птичек по количеству детей. Резиновая игрушка -коза

2-я неделя

«Деревьям по подарку» латышская народная песенка.

Продолжать развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки. Познакомить с приметой осени

(деревья меняют свой окрас), обогащать словарный запас детей.

Плоскостные деревья, кусты, атрибуты к потешке «Деревьям по подарку».

3-я неделя

«Я серый волк»

Г.Науменко

Побуждать детей использовать движения для создания образа птички.

Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, слушая авторское стихотворение. Учить сочувствовать персонажу.

Шапочки-маски

птичек по количеству детей.

4-я неделя

«Серенький козлик» Кукольный спектакль.

Развивать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, умение сопереживать происходящему, расширять интонационный диапазон

Декорации, комплект резиновых кукол к спектаклю «Серенький козлик».

 

ЯНВАРЬ 1-я

неделя

Машенька и рукавички.

Кукольный спектакль.

Поддерживать интерес к кукольному спектаклю, приобщать к художественному слову

Ширма, игрушки: Машенька, птички, зайчики, волк.

2-я неделя

Зайчишка – трусишка.

Русская народная потешка

Познакомить детей с управлением перчаточными куклами. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски.

Настольная ширма, плоский домик с вырезанным окошком. Перчаточные куклы: Курочка, цыплятки, птичка. Шапочки – маски зайчиков; бутафорские морковки.

3-я неделя

Волчок – волчок

Русская народная потешка

Познакомить детей с русской народной потешкой «Волчок – волчок». Знакомить детей с приемами кукловождения перчаточных игрушек. Приучать внимательно, следить за развитием действия в кукольном спектакле, эмоционально реагируя на происходящее.

Мягкие игрушки: медведь, зайчик. Настольная ширма, перчаточная игрушка- волк, комплект перча- точных кукол к спек- таклю «Гуси и волк».

 

ФЕВРАЛЬ 1-я неделя

«Зайчик».

Русская народная считалка.

«Прыг да скок»

Русская народная игра

Вызывать интерес к театрально -игровой деятельности. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ. Побуждать принимать участие в хороводе.

Мягкая игрушка зайчик, шапочка-маска зайчика.

2-я неделя

«ЛИСА»

Русская народная попевка

Вызывать желание передавать движением образ животного, используя шапочки-маски.

Настольная ширма. Перчаточная игрушка лиса. Шапочки-маски зайчиков по количест- ву детей.

3-я неделя

«Три медведя»

Настольный театр

Познакомить детей с кукольным спектаклем «Три медведя».

перчаточных кукол к спектаклю «Три медведя».

4-я неделя

«Бабушкины

забавушки»

Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству. Вызывать желание слушать народные загадки, потешки, песенки, наблюдать за действиями педагога с настольными игрушками. Развивать умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы педагога.

Настольные игрушки: корова, козлёнок, утка, гусь, воробей. Колокольчики по количеству детей в группе. Платок для бабушки.

 

МАРТ 1-я неделя

«Топ – Топ» Кабардино – балкарская песенка.

«Мамины помощники» настольный театр.

Побуждать детей принимать участие в игре, выполняя движения по показу педагога.

Прививать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, желание досмотреть сказку до конца.

Воспитывать желание участвовать в общей пляске, выполняя движения по показу педагога.

Настольная ширма, комплект рукавичек к кукольному спектаклю «Мамины помощники».

2-я неделя

«Зайчик» Русская народная потешка

«Прокати, лошадка, нас!» песенка

Побуждать детей принимать участие в игре. Помогать передавать движения, связанные с образом зайчика.

Развивать желание слушать потешку, наблюдал за действием педагога с игрушками. Стимулировать активность детей в звукоподражании.

Резиновые куклы:

сорока, лошадка, Ваня. Шапочка-маска зайчика.

3-я неделя

«Маша и медведь» настольный театр

Приобщать к игре, обучая звукоподражанию.

Учить понимать содержание сказки, разыгранной педагогом.

Игрушки театра рукавичек: большая собака и щенок. Комплект кукол театра рукавичек к спектаклю «Маша и медведь».

4-я неделя

«Шарик мой голубой» песенка

Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, стремление понять содержание песенки, потешки.

Создать радостное настроение, желание играть с резиновыми игрушками.

Голубые воздушные шары, комплект резиновых игрушек

 

АПРЕЛЬ 1-я неделя

«Мышка в чашечке зеленой» польская детская песенка 

«Медведь» русская народная потешка

Знакомить детей с приёмами кукловождения театра народной игрушки.

Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Побуждать к участию в свободных плясках с  игрушками.

Большая машина; комплект кукол театра народной игрушки: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

2-я неделя

«Теремок» Р.Н. С.

Побуждать детей внимательно следить за развитием действия в народной сказке, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы педагога.

Развивать стремление участвовать в свободных плясках, выполняя движения по показу педагога и самостоятельно.

Большая машина, комплект народных игрушек к сказке «Теремок».

3-я неделя

«Самолет» потешка

«Веселые музыканты» кукольный театр

Побуждать детей принимать участие в игре со стихотворным сопровождением.

Вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле.

Пригласительный билет. Комплект народных игрушек Петрушка, медвежо- нок. зайчик, козочка, кошка..

4-я неделя

«Шла собачка»

русская народная потешка.

«Петух» русская народная считалка

Закреплять интерес к театрально - игровой деятельности.

Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с народными игрушками. Разучивание  русской народной потешки «Шла собачка»

Кукла Маша. Комплект народных игрушек: петух, заяц, лиса, собака, медведь.

 

МАЙ

1-я неделя

«Расти, коса, до пояса»

Русская народная потешка

 Вызывать желание слушать русскую народную потешку, наблюдая за действиями педагога. Сделать общение с детьми радостным, понятным и необходимым. Заинтересовать детей действиями педагога с мягкой игрушкой. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым.

Развивать эмоциональную отзывчивость,

Деревянный гре6ень для расчёсывания волос.

. Мягкая игрушка: лиса,

2-я неделя

«Кто в домике живёт?» кукольный спектакль 

Показать кукольный спектакль «Кто в домике живёт?»

Поддерживать желание общаться с игрушками.

Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым.

 

Напольная плоскостная избушка

. Мягкие игрушки: медведь. медведица, два медвежонка.

3-я неделя

«Не вари кашу круту» Русская народная потешка

Прививать любовь к русскому фольклору. Вызывать желание участвовать в игре, выполняя движения руками по показу педагога. Познакомить с кукольным спектаклем «Под грибком».

Поддерживать стремление детей принимать участие в кукольном спектакле, сопровождая пляску кукол.

Мягкая игрушка мишка. Декорации, атрибуты, комплект резиновых игрушек к спектаклю «Под грибком».

4-я неделя

Анализ театрально-игровой деятельности детей

Провести анализ театрально-игровой деятельности детей. Оценить их творческие проявления во второй половине  учебного года

 

 

Уровни развития детей в театральной деятельности:

- высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

- средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

- низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. А. Щеткин Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет Изд. : Мозаика-Синтез 2008г.
  2. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.

 


Количество коментариев: 0