Статья: "Развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства на занятиях кружка"

Развитие творческих способностей  учащихся средствами декоративно-прикладного искусства на занятиях кружка

 Творческая личность – это национальное достояние и истинное богатство страны и  отличается от других стремлением выходить за пределы норм.

Развитие творческих способностей учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании детей, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом. Занятия в кружке декоративно-прикладного творчества позволяют посредством изготовления изделий развивать творческие способности учащихся. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.

Что же это такое творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.
       В чем же заключается творчество детей?   Если понимать творчество как создание нового, наши дети — самые большие творцы. Для них все является новым. Однако дети, по сути, не творят новое, а открывают его для себя посредством творческого эксперимента.

Программа кружка рукоделия «Рукодельница» предусматривает освоение различных видов декоративно-прикладного искусства. В процессе погружения в творческую деятельность, ребенок все больше склоняется к какому-то определенному виду деятельности.

Функцией руководителя кружка детского творчества является организация, координация, активизация творческого процесса. Педагог является консультантом, советчиком, помощником и старшим другом.

Занятие в кружке решает и еще одну очень важную задачу. В современное кризисное для семьи время многие дети испытывают недостаток внимания из-за занятости родителей. Занятия в кружке заполняют эту нишу. Кружок помогает частично решить актуальную проблему занятости детей и подростков во внеурочное время. Творчество увлекает их, и многие участницы кружка свободное время посвящают любимому занятию.

Средствами мотивации являются радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, расширение знаний и умений.

Еще В.А Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей  - на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Работая руками, ребенок учится работать с различными инструментами, его пальцы приобретают навык в мелких операциях, что развивает его интеллект, ускоряет умственное развитие. 

Именно по этому основная задача занятий кружка   декоративно - прикладного творчества - развитие творческих способностей подростков в процессе обучения средствам выразительности различных видов декоративно-прикладного искусства.

Особенности организации процесса занятий позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи. Воспитать у учащихся эмоционально - эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Развить творческие способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей. Научить  грамотно передавать особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов. Сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию. Воспитать стремление использовать полученные знания, умения и навыки в общественно полезной работе – оформление стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров. Следовательно, для развития творческих способностей необходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. Эффективные методики - инструмент в руках руководителя кружка. Умело используя их, можно добиться высоких результатов.

Наибольший эффект дают такие методы, как:

  • творческое задание;
  • постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
  • дискуссия (организация обсуждения материала);
  • создание креативного поля;

Успехи в декоративно – прикладном творчестве рождает у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

 

 

Список литературы

  1. Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.:ил.
  2. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. - №5. - с.49-58.
  3. Вельдбрехт Е.Е. Диагностика творческих способностей. – Херсон, Видавництво ХДПУ, 2002. – 104 с.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997. – 96 с.

 

 



 

 


Количество коментариев: 0