Статья: "Витражи вокруг нас"

Цели:

Обучающая:

Познакомить обучающихся с искусством витража. Сформировать навыки и умения создания художественного образа в декоративной работе. Воспитательная:

Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, к истории, культуре. Развивающая:

Развивать творческий интерес, познавательную активность, фантазию, навыки работы с художественными материалами, ассоциативно-образное мышление.

Задачи:

Вызвать интерес к творческой деятельности.

Развивать художественные навыки при выборе цветового решения в составлении витража.

Вызвать потребность заняться поисковой деятельностью в области витражного искусства.

Прогнозируемый результат:

Личностные результаты:

В ценностно-эстетической сфере – художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы; стремление использовать художественные умения для создания работы имитирующей витраж.

Метапредметные результаты:

– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания выразительных средств, произведений искусства;

– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов;

– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельност-ных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла при создании своей творческой работы;

– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.

В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и

человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.

Оборудование и материалы:

Для педагога:

1. Фотографии с изображением витражей, готических соборов.

2. Художественные материалы: картон, ножницы, клей, цветная бумага.

3. Презентация.

Для обучающихся: картон, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш.

Оформление доски: тема урока, термины (готический собор, роза, витраж, каркас). Репродукции с изображением готических соборов, работы учащихся старших классов.

План занятия:

1. Беседа на тему монументальное искусство, история создания витражного искусства, основные правила изготовления витража.

2. Объяснение последовательности основных этапов работы.

3. Практическое выполнение задания.

4. Подведение итогов, анализ и защита работ.

5. Домашнее задание.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Формирование новых знаний.

На экране появляется первая заставка презентации, тихо звучит музыка, педагог начинает беседу.

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из монументальных искусств, витраж. Работа, имеющая большие размеры и предназначенная для

украшения зданий, то это произведение монументального искусства. К ним относятся: мозаика и витраж.

Презентация.

Витраж – это картина, выполняется из кусочков стекла посредством свинцовых узких полос. Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом. Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

История цветного стекла уходит вглубь веков. Помимо открытия бронзы, те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли способ получать совершенно новую субстанцию - стекло.

Примерно в I веке до н.э., предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий. То, что мы сегодня называем витражами, появилось лишь в эпоху Христианства. Куски стекла укреплялись с помощью замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы. Прототипы средневековых витражей украшали окна храмов в городах Галлии, затем они появились в Германии и Англии. Витраж воспринимался как посредник между земными и божественными сферами. Большой скачок витражное искусство претерпевает в XI веке. С этого времени художественный витраж обретает свою классическую форму – цветные стекла, скрепленные между собой с помощью металлического профиля. После завершения этого этапа из полученной мозаики изымали кусочки, требовавшие индивидуальной росписи, и на них рисовали мелкие детали лиц, рук и орнаментов.

Готовые кусочки скрепляли на месте узкими Н - образными свинцовыми переплетами. В романский период витражи достигали в высоту шести метров. В наше время начинается вторая молодость искусства. Талантливые художники придумали новую технику витража, на стекольных заводах заранее отливают стекла нужные по формату и соединяют их арматурой. Также очень много изобретено средств для имитации витража. К ним относятся: витражные, акриловые краски. В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает окна, двери, перегородки общественных зданий, изменяя их облик.

-Где вы встречали витражи?

(Приводят примеры зданий своего города, где можно увидеть витражи).

Предполагаемые ответы: ( Краеведческий музей, кафе).

Рассмотреть фотографии современных интерьеров с витражами.

- Архитекторы утверждают, что цветное стекло хорошо подходит и к современным постройкам, полным света и воздуха. По эскизам художников украшаются многие здания: музеи, театры, дворцы культуры, школы, кафе. Даже частные коттеджи не прочь приобрести витражи для украшения интерьеров.

3. Объяснение предстоящей работы.

-Изготовить настоящий витраж в условиях занятия не представляет возможности, а вот сделать его имитацию яркими уголками из цветной бумаги или заменить его на прозрачные цветные пакеты задача легко выполнимая.

Но прежде необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Это может быть изображение несложных пейзажей, марин, растительных, геометрических узоров, по мотивам сказок и т.д. Композицию лучше всего выбрать не слишком сложную и избегать мелких элементов. Работая над эскизом, вы должны обязательно помнить, что все контуры – линии изображения – должны соприкасаться друг с другом и конечно с самой

рамкой. Рисунок необходимо раздробить на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которые впоследствии вы вставите цветные стекла. При составлении эскиза нужно не забыть, что в настоящем витраже мастер работает со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии делать по возможности прямыми. ( Показ работ ребят прошлых лет.)

4.Практическая работа

Задание: выполнить эскиз декоративной геометрической композиции для техники витраж. Важно избегать мелких элементов в рисунке, так как их невозможно аккуратно вырезать и подклеить. После уточнения рисунка его необходимо обвести контуром толщиной до 5мм.

5.Рефлексия. Подведение итогов.

Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ. Анализ работ.


Количество коментариев: 0