Статья: "Привлечение потенциальных партнеров в образовательное пространство ОУ: технологии фандрайзинга."

 

Привлечение потенциальных партнеров в образовательное пространство ОУ: технологии фандрайзинга.

Народная мудрость гласит: «Один  в поле – не воин»… Актуальность данного высказывания применима к условиям выживания сегодняшних учреждений дополнительного  образования детей. Чтобы оставаться на плаву и продолжать свою благородную миссию мы, работники Детско-юношеских центров, Домов творчества, Спортивных школ и т.д. вынуждены осваивать сегодня основы фандрайзинга.

Я не люблю использовать иностранные слова в своей деятельности. Но, современные технологии требуют их знать…

Итак, фандрайзинг -  способы (приемы, инструменты) привлечения средств для некоммерческой деятельности. Но, нам, как новичкам, использующим данную социальную технологию, не стоит забывать, что фандрайзинг - это не только комплекс различных инструментов и процедур добывания средств, необходимых для развития учреждения. Это, прежде всего, наука об успешном убеждении других в том, что деятельность вашей организации заслуживает внимания (и поддержки). А самореклама и позиционирование себя, как «взаимовыгодного» партнера, скажем честно – не наш конек. И  успешность привлечения средств во многом зависит от того, насколько учреждение дополнительного образования детей в состоянии заинтересовать потенциального «благожелателя», владеете ли профессиональными навыками и верите  сами в то, в чем стараетесь убедить других. Большую роль в решении данной проблемы решает человеческий фактор.

Учитывая сложность и неоднозначность челове­ческого фактора, люди, вольно или невольно,  разра­батывали определенные методы, способы и приемы воздействия,   как на отдельных личностей, так и на группы. Изменяли характер их взаимодействия, искали оптимальные пути решения тех или иных проблем и конкретных задач.

Из фандрайзинговых тем, с которыми  нам приходится наиболее часто  сталкиваться, наиболее популярной оказалась тема мероприятий. Мы относимся к учреждениям дополнительного образования, поэтому мероприятия достаточно большой спектр деятельности, требующий финансовых затрат. В тоже время, сами мероприятия становятся одним из способов привлечения потенциальных партнеров. Так, например, ярмарки, выставки, концерты, благотворительные вечера и прочие мероприятия  – очень популярная и важная для многих наших коллег тема. К сожалению, такая форма привлечения средств лишь капля в море. Но, возможно, мероприятия нужны УДОД не только для сбора средств, а  и для повышения узнаваемости, приобретения новых контактов?

Проанализировав опыт работы в данном направлении других учреждений образования, мы выделили несколько действенных, на наш взгляд, способов использования данных технологий.

  • Участие в грантах. Как правило, различные фонды поддерживают определенные проекты через представление целевого финансирования - гранты. Грант - это безвозмездная целевая субсидия на поддержку некоммерческих проектов. У каждого фонда есть приоритетные направления или программы. Для реализации этих программ фонды на конкурсной основе отбирают проекты, наиболее полно отвечающие их требованиям. 
    Через целевое финансирование фонды осуществляют свою миссию, цели и задачи. Зная приоритеты грантодателей и их требования к написанию заявок, образовательное учреждение может успешно привлекать средства для решения актуальных проблем.
  • Участие в совместных проектах и получение целевого финансирования по специальным программам. В отличие от фондов, которые только финансируют проекты, существуют организации, помимо выдачи грантов привлекающие партнеров для участия в совместных проектах.
  • Личные встречи. Хотя этот метод требует больших затрат времени и высоких профессиональных качеств фандрайзера, такие встречи являются высокоэффективными, так как помощь оказывается не организацией организации, а человеком человеку.

Во главе любой организации, потенциального партнера, стоит человек со своими духовными ценностями, культурными и национальными традициями. И чем лучше фандрайзер знает интересы потенциального донора, тем выше его шансы на успех. Невольно потенциальный донор в беседе с фандрайзером отождествляет его с организацией, которую тот представляет. Поэтому успех личной встречи во многом зависит от того, насколько фандрайзер готов убедительно рассказать о целях, задачах проекта, о необходимости поддержать именно этот проект или организацию, завоевать его доверие. Значит, к встрече готовятся заранее, продумывают сценарий беседы, подбирают убедительные аргументы, готовят материалы о деятельности ОУ, рекомендательные письма от уважаемых людей, положительные отзывы в прессе.

  • Специальные мероприятия по сбору средств (благотворительные вечера, аукционы, концерты, спортивные соревнования (см. выше)). Их успех во многом зависит от оригинальности идей и от способности команды организаторов сделать это событие незабываемым для его участников.

Положительная сторона данной технологии в том, что она дает возможность одновременно встретиться со многими потенциальными донорами, привлечь новых социальных партнеров. 
Специальные мероприятия требуют времени и средств на подготовку. Как правило, работает целая команда организаторов, которые продумывают программу мероприятия, готовят список участников, размещают объявления и рассылают приглашения участникам.

  • Участие в проектах, финансируемых государством. В последнее время этот способ стал активно использоваться. Его преимущество в том, что он создает основу для социального партнерства с государственными структурами, развивая взаимный интерес и понимание необходимости долгосрочного сотрудничества. Для ОУ участие в таких проектах не только инструмент привлечения средств, но, прежде всего, получение признания общественной необходимости их деятельности со стороны государства, усиление их социальной значимости и возможность развития программ в будущем.
  • Привлечение волонтеров. По результатам изучения социальных технологий - это один из мощнейших инструментов усиления и развития деятельности учреждений, хотя в данном случае речь идет только об увеличении трудовых ресурсов. Объединение, защищающее общечеловеческие ценности, понятные и активно поддерживаемые либо отдельными социальными группами, либо обществом в целом, имеет явное преимущество перед другими организациями. Это преимущество создают добровольцы - люди, отдающие безвозмездно свое время, знания, профессиональные навыки ради благородных целей.
  • Использование ресурсов Интернета. Применение современных технологий как инструментов фандрайзинга получило в последние годы широкое распространение. Всемирная информационная сеть содержит более 1 млрд. Web- страниц.
  • Благодарственные письма. Этот инструмент используется для установления более тесных контактов с участниками благотворительных мероприятий. Цель - привлечь лиц, проявивших интерес один раз, к сотрудничеству на регулярной основе.
  • Реклама. Обычно используется для формирования общественного мнения. Реклама может быть в виде размещения специальных статей - обращений в СМИ, социальных видеороликов для показа на специальных мероприятиях, установки рекламных щитов, распространения буклетов, календарей, расклеивания плакатов. Одним из современных видов рекламы является размещение баннеров на порталах Интернета, рассылка обращений через подписные адреса по электронной почте.

Вот часть наиболее простых технологий, которые могут способствовать привлечению потенциальных партнеров, а значит и дополнительных средств в образовательное пространство. Желаем  профессиональных и творческих успехов!

 

Материалы, используемые при написании статьи:

Материал опубликованный в бюллетене "Инициатива" (№31)

 


Количество коментариев: 0