Статья: "Творчество М.А. Шолохова"

 

 

Цели и задачи утренника:

Цели: создание условий для формирования патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи:

  • Познакомить с биографией М.А. Шолохова.
  • Знакомить учащихся с творчеством писателя- земляка М.А. Шолохова.
  • Воспитывать любовь к донскому краю через отрывки из рассказа «Нахалёнок».
  • Развивать творческие способности, художественный вкус детей;
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;

Ход мероприятия

Ведущий : Здравствуйте  дорогие коллеги. На занятии мы с вами узнаем  о человеке, но  давайте с вами посмотрим на картинки чем они объединены, что у них общего.(ответы детей)

Правильно это М.А. Шолохов певец донской земли.

А почему его так называли? (он писал о жизни и быте казаков)

 Если выстоять нужно, как в окопе, в судьбе у России есть Шолохов говорю я себе, есть и правда и сила на Донской стороне. Коль такие светила загорались во мгле.

М.А. Шолохов прославил творчеством донской край.  Сегодня на занятии познакомимся  с творчеством нашего великого  земляка- писателя М.А. Шолохова.

 

 

 

 (презентация )

  Слайд 1.2   Михаил Александрович Шолохов родился в 11 (24) мая 1905 году в  хуторе Кружилин  Вёшенского района.

        Слайд 3 Рожден был Шолохов в семье крестьян. Его мать Анастасия Даниловна Кузнецова была женой донского казака и работала горничной у помещика Попова, а отец Михаила, Александр Михайлович Шолохов – богатый приказчик.

 

Слайд 4 В 1910 году Шолохов принят в мужское приходское училище,  затем учился в мужских гимназиях Москвы, Богучара и Вёшенской.

 

            Слайд 5.6 Участвовал в Гражданской войне. В конце 1922 г. приехал в Москву. Начал публиковать свои рассказы  в журналах и газетах. Главная тема этих произведений — гражданская война на Дону.

         

             Слайд 7  М.А. Шолохову в романе  «Тихий Дон  удалось создать масштабную картину битвы двух миров, ломки сложившихся отношений и становления новых. Позднее  Шолохов создаёт «Поднятую целину» — эпическое повествование о коренном переломе в жизни деревни, совершённом коллективизацией. За  эти произведения он получил Сталинскую и  Ленинскую премии.

               Слайд 8  В годы войны Михаил Александрович Шолохов – военный корреспондент Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». Он публикует фронтовые очерки, рассказ «Наука ненависти», первые главы романа «Они сражались за Родину».

  За участие в Великой Отечественной войне имеет награды – орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне».
После войны писатель заканчивает 2-ю книгу «Поднятой целины», работает над романом «Они сражались за Родину», пишет рассказ «Судьба человека

    Слайд 9 за свое творчество  г. Шолохов был удостоен Нобелевской премию.

 

- Читая  произведения М.А. Шолохов мы встречаем устаревшие  слова, не употребляемые в нашей речи. Послушайте отрывки из произведений писателя. И найдите эти слова .                                                                                                                                 -   И-и-и, моя милушка,- перебивала ее -  до скольких разов гутарила ему! В надышнюю

воскресенью как-то вечером сбирается идтить, табаку в кисет сыпет, а я и говорю: «Ты когда ж её бросишь, анчибел проклятый? До каких пор мне такую страму на старости лет примать? Ить он, Степан, вязы тебе в одночась свернет!..».-                           -  Выпустил на проулок скотину. Дарья в исподнице пробежала доить коров. На икры белых босых ее ног молозивом брызгала роса, по траве через баз лег дымчатый примятый след.

-  Григорий, посапывая, стянул с будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.

Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.
- Молодцы. Возьмите лист бумаги и свернув на две части разделите на две части на левой стороне напишите эти устаревшие слова, а на правой  значение современные.

Гутарила - разговаривать

Надышнюю -Недавний, позавчерашний’

Анчибел -Бран. ‘Черт’; страма ‘Срам, стыд’

Вязы - шея

Одночась- Быстро, сразу’

Исподнице – нижняя женская рубаха

Баз – сарай

Чирик – обувь без каблука

баркасе.- лодка

страму ‘Чувствовать себя опозоренным’;

- Молодцы  правильно выбрали слова. А кто знает казачьи слова? (дети отвечают)

-  Я приготовила карточки с казачьими словами.   Я вам раздам карточки со словами, а вы мне скажете  современное значение этих слов.

Бричка (легкая конная повозка).                                                                                                Плетень –забор                                                                                                                                 Кисет- мешок для табака                                                                                                              Буерак (небольшой овраг).

Надысь (недавно)

Откель, откеда (откуда)

 Дулинка (груша)

Кушири (заросли)

 Лотошить (суетиться

Сметана. (Каймак)

 Овечий навоз. (Кизяк)

Котел для варки пищи. (Казан)                                                                                                  Кислое молоко, разбавленное водой. (Арьян, ирьян, ирян)

 Окунь. (Чикомас)

  Коридор без окон. (Чулан)

- молодцы.

В 1926 году были написаны Донские рассказы. Всё, что пережил Шолохов в своей жизни, что видел вокруг- природу, людей, исторические события на Дону, он описал в своих бессмертных романах и повестях. Одно их произведений «Нахаленок». Презентация «Нахаленок»    

В центре рассказа находится фигура семилетнего мальчика Миши, который «для всей станицы - Мишка и Нахаленок». Герой живет с матерью и дедом в казачьем хуторе, вокруг которого бушует гражданская война.

 Мишкина семья – очень беднота,  у нее на счету каждый кусок хлеба. В доме нет кормильца -  отец Мишки воюет «за большевиков».

        Домой  приезжает  отец героя, который, после плавания на «большом белом пароходе», возвращается домой.

Это событие – счастье для всей семьи. Особое значение имеет оно и для Мишки - приход отца нарушает привычное течение жизни героя.

Теперь игры с мальчишками, постоянное баловство и озорничанье, «войны» с дедом отходят для него на второй план. В жизни Нахаленка появляется нечто важное, приезд отца и его рассказы.

Отец рассказывает мальчику о большевиках, о Ленине, о смысле той войны, на которой он пропадал четыре года. И с этого момента наряду с фигурой отца в жизни Мишки появляется еще один важный авторитет, может быть, даже более значимый, чем отец, - Ленин.

Наверное, этот «высоченный человек в красной рубахе» стал представляться мальчику каким-то добрым всесильным волшебником, который может защитить, спасти, сделать так, чтобы всем было хорошо. Недаром во сне Ленин обещает Мишке совершить настоящее чудо – спасти героя от гнева деда.

 А в том, что Мишка – это будущий большевик, продолжатель дела своего отца, нет никаких сомнений. Маленький  герой так очаровывается  идеей  борьбы с богатыми ради счастья всех бедных, недаром он голосует на выборах председателя Совета, недаром стремится уйти воевать вместе с отрядом большевиков. А смерть отца, убитого бандитами в конце рассказа, и «подвиг» Нахаленка, пробравшегося ночью в соседний хутор и рассказавшего «своим» о зверствах бандитов..

 

Давайте просмотрим отрывок из фильма «Нахаленок».  (отрывок)

 

Прослушав отрывок давайте проинсценируем   отрывок из сцен из рассказа "Нахалёнок"

Автор: «Выкупался Мишка в вонючей, застоявшейся воде, обвалялся в песке, нырнул в последний раз и, чикиляя на одной ноге, натянул штанишки. Совсем было собрался идти домой, но тут подошел к нему Витька — попов сынок.

Витька :—        Не уходи, Мишка! Давай искупаемся и пойдем к нам играть. Тебе мамочка разрешила приходить к нам.

Мишка : —        Я С тобой не хочу играть. У   тебя из ушей  воняет дюже!..

  • Витька: Это от золотухи, а ты -мужик, и тебя мать под забором родила!..
  • Мишка: А ты видал?
  • Витька: Я слыхал, как наша кухарка рассказывала мамочке.

—    Мишка:     Брешет твоя мамочка! Зато мой батянька на войне воевал, а твой — кровожад и  чужие пироги трескает!..

—        Нахалёнок!..:

—        Ты не дерись, Миша, не сердись! Хочешь, я тебе отдам свой кинжал, какой из железа сделал?

  • Мне батянька  получше  твоего с войны принес!
  • Врешь? —,
  • Сам врешь!.. Раз  говорю — принес,  значится —принес!.. И заправское ружье... -
  • Подумаешь, какой ты стал богатый! И ишо у него есть шапка, а на шапке висят махры и золотые слова прописаны, как у тебя в книжке.

Витька долго думал, чем бы удивить Мишку, морщил лоб и почесывал бледный живот.

—        А мой папочка скоро будет архиереем, а твои был пастухом. Ага, что?..

  • Миша, Миша, я что-то скажу тебе!
  • Говори.
  • Подойди ко мне!..

Мишка подошел и подозрительно скосился:

—        Ну, говори!

Попович заплясал по песку на тоненьких кривых ножках, улыбаясь, злорадно крикнул:

  • Твой отец — коммуняка! Вот как только помрешь ты  и душа твоя  прилетит на небо, а бог и   скажет:
    «За то, что твой отец был коммунистом,— отправляйся в ад!..» И начнут тебя там черти на сковородках поджаривать!..
  • А тебя, думаешь, не зачнут поджаривать?
  • Мой папочка — священник!.. Ты ведь дурак  необразованный и  иичего не понимаешь...

Мишке стало страшно. Повернулся и молча побежал домой.

У огородного плетня остановился, крикнул, грозя поповичу кулаком:

—        Вот спрошу у дедушки. Коли брешешь — не ходи мимо нашего двора!..»

 

- Молодцы!  Давайте представим , как жили  казаки в далекие годы и помечтаем. Закроем глаза и помечтаем  и напишем сказку про казака. (5 мин) .  (чтение сказок).

- Молодцы! На этом занятие окончено. До свидание.

 

 


Количество коментариев: 0