Статья: "Обобщение опыта работы по реализации программы дополнительного образования по тестопластике в рамках кружка "Фантазёры""

 

Обобщение опыта работы по реализации программы дополнительного образования по тестопластике в рамках кружка " Фантазёры"

Наш детский сад всегда носил статус КВ (компенсирующего вида). В 2014 году эту приставку убрали, но за группами этот статус остался. Приоритетным направлением в работе детского сада является осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, подготовка их к школьному обучению и социальной адаптации в обществе.

Я очень увлечённый человек и в свободное время занимаюсь разными видами творчества. И мне хочется имеющиеся у меня навыки передать своим воспитанникам. 

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов возникла  необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности. Она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с ОВЗ не только мелкой моторики рук и творческих способностей, но речи, представлений об окружающем мире, психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение).

А за основу взят продуктивный вид деятельности – лепка . Её своеобразие состоит в том, что с ее помощью передаётся форма предмета в трёх измерениях. Во время подготовки к лепке ребёнок с ОВЗ получает много знаний о предмете, поэтому обогащается и развивается его словарь, связная речь при составлении описательныхрассказов. Это оказывает содействие в развитии мышления, внимания, воображения и других процессов.

Конечно, существует ряд материалов, из которых можно лепить – это пластилин, пластилиновая масса, глина и т.д. но я остановила свой выбор на солёном тесте. Почему?

  • Это природный, экологически чистый материал;
  • он быстро и легко готовится;
  • приятный на ощупь;
  • легко отмывается;
  • просто окрашивается, поэтому можно лепить как из белого, так и из разноцветного теста;
  • многоэтапность работы, поэтому можно разбить деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, так неокрашенную работу, при желании, можно раскрасить;
  • можно использовать в играх и элементах декора группы;
  • готовые работы хранятся долгое время и не требуют особых условий;
  • легко сочетается с другими материалами (природным и бросовым);
  • легко украшается при помощи различных штампов;
  • и немаловажное условие, что тесто не липнет к рукам ребенка и легко смывается.

С чего я начала свою работу? В первую очередь познакомилась с литературой по тестопластике. Затем с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ были определены цели и задачи и для их осуществления разработан перспективный план работы на 2 года. Так возникла Программа дополнительного образованияпотестопластикедля детей с ЗПР старшего дошкольного возраста "Фантазеры" котораярассчитана на два года.

Цель моей работы: развитие художественно-творческих способностей детей с ЗПР используя  тестопластикуи на их основе закрепление знаний и представлений об окружающем мире, совершенствовать речь, психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение), развивать моторные функции кистей рук.

Занятия по программе «Фантазёры» помогают воспитанникам с ЗПР приобрести и обогатить знания и представления об окружающем мире, в процессе работы осмыслить различные качества обследуемых предметов, овладеть новыми изобразительными навыками, умениями, научиться осознанно их использовать в своей творческой деятельности, помогают детям найти себя, раскрыть свои способности, реализовать свои потребности в творчестве, используя различные, доступные их возрасту нетрадиционные технологии для самовыражения. Самореализация и чувство удовлетворения от полученного результата формирует адекватную самооценку у детей, они становятся уверенными в своих силах. Занятия построены с учетом индивидуальных особенностей детей, с подробным описанием методов и приёмов. Данный методический продукт позволяет и другим педагогам эффективно организовать работу с детьми по художественно-эстетическому развитию детей с задержкой психического развития.

Вся  работа кружка  происходит на специально отведённых занятиях во вторую половину дня 2 раза в месяц – в старшей и подготовительной группе.Количество занятий по одной теме предусматривает  соблюдение двух этапов – лепка из соленого теста, сушка изделий и раскраска. На них  в игровой форме мы с детьми решаем  проблемные ситуации, изучаем  свойства нового материала, пробуем с ним экспериментировать, создавать неповторимые поделки, композиции, картины.Учитывая, что дети с ОВЗ постоянно испытывают трудности в общении с взрослыми и сверстниками, я подобрала соответствующие коммуникативные игры и упражнения. Кроме этого использую на занятиях песни, потешки, стихи, загадки; музыкальные произведения для накопления опыта музыкального переживания; иллюстративный материал по теме недели.

В процессе работы сложилась своя структура занятия. В начале него  определяется тема (она может быть связана с сезонными изменениями в природе, с общественными явлениями, праздниками и согласована с тематическим планом учителя-дефектолога). Как правило, это происходит в игровой форме, с использованием сюрпризных моментов, с целью выявить, уточнить, закрепить скорректировать знания. Так же здесь дети знакомятся с новыми способами лепки, инструментами, для создания фактуры, рельефа на поверхности изделия.

В своей работе я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие и воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). 

Далее, на втором этапе идёт реализация основной темы, собственно выполнение работы. Моё участие состоит в том, чтобы помочь ребёнку раскрепоститься, попытаться найти свой вариант реализации задуманного им.

 И в конце занятия подводится его итог. Здесь надо помнить, что в изобразительной деятельности нет чётких понятий «хорошо – плохо », нет жёстких рамок, которым обязательно нужно соответствовать, особенно при работе с детьми с ОВЗ,  которые болезненно относятся к критике. Каждый раз стараюсь избегать всякой категоричности, понимая, что результатом всегда может быть множество разных и одинаково удачных работ. Именно поэтому прямую оценку стараюсь заменить похвалой, одобрением даже небольшой удачи каждого ребёнка.

На любом своём занятии я ставлю важную задачу – сформировать положительную мотивацию детской деятельности. С этой точки зрения значимы как конечный результат, эмоционально и эстетически привлекательный для ребёнка, так и посильный процесс изготовления рисунка, поделки. Методически это означает: все этапы работы нами серьёзно продуманы, подготовлены, и у детей практически не возникает технических проблем. Кроме того, в основу предлагаемого подхода положена идея: ребёнок должен самостоятельно создавать нечто своё, новое, используя приобретённые навыки и умения.

Нельзя не отметить ещё один момент. Все ребята имеют II и III группу здоровья. Задача укрепления здоровья детей является важным условием их успешного развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма, поэтому в структуре каждого занятия кружка присутствуют элементы здоровьесберегающих технологий:

  • пальчиковые игры;
  • динамические упражнения;
  • гимнастика для глаз;
  • дыхательные упражнения;
  • элементы массажа, в том числе и мячики «Су-джок».

Они логично вплетены в структуру занятия и, как правило, поддерживают его основную тему.

Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями. Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. В связи с творческой темой изменилось оформление родительских уголков они стали яркими, привлекательными, в соответствии с направлением творческой работы. Регулярно проводились выставки, на которых демонстрировались изделия созданные детьми из теста, применения продуктов детской деятельности в украшении группы.Реализация программы показала неплохие результаты

Результаты психолого-педагогического обследования

воспитанников по разделам программы «Фантазёры»

 

Показатели уровня развития

2013-2014г.г.

старшая группа

нач.года

конец года

выше среднего

0%

40%

средний

40%

40%

ниже среднего

50%

20%

низкий

10%

0%

 

Программа «Фантазёры» отмечена Дипломам всероссийского уровней и была опубликована на сайте «Академия роста». Работы детей в рамках программы принимали участия в конкурсах разного  уровня и получали заслуженные награды.

Важно, что изделия, изготовленные руками наших детей, успешно используются в качестве подарка для родных и близких. Ведь такой знак внимания – эксклюзивный, оригинальный, а это очень приятно и дарителю и получателю.

Я не буду останавливаться на достигнутом результате и буду продолжать работу по тестопластике.


Количество коментариев: 0