Статья: "Статья «Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности»"

 

В настоящее время  в образовательном процессе все  актуальнее становится проблема сохранения здоровья ребенка. Одна из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – охрана и укрепление  здоровья детей.

Одной из главных задач дошкольного учреждения являет­ся коррекция отклонений в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Успеш­ное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при усло­вии использования комплекса разнообразных средств и методов, способствующих всестороннему развитию ребенка, в том числе укреплению здоровья и физическому развитию.           

Эффективность коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении во многом определяется взаимодействием специалистов, в том числе учителя логопеда и инструктора по физической культуре.

Детям с ТНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедлен­ным развитием логомоторных функций.  Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением ско­рости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ТНР отстают от нормально развива­ющихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последова­тельность элементов действия, опускают его составные части. Отме­чается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе.

Основные направления деятельности субъектов коррекционно-образовательного процесса

  1. Речевая моторика

- специальные упражнения, укрепляющие мышцы, связанные с речью (мимическая и артикуляционная гимнастика)

  1. Мелкая моторика:

- развитие мелкой моторики рук,

- развитие координации движений

  1. Общая моторика:

- укрепление опорно-двигательного аппарата

- развитие физических способностей

- специальные корригирующие упражнения

  1. Массаж и самомассаж
  2. Закрепление и совершенствование правильного произношения через игру

- физкультминутки, динамические паузы

- коррекционные игры и упражнения

- подвижные игры

 

Учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей. Инструктор по физической культуре на специальных занятиях решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на автоматизацию поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

В ходе коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

Развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

Развитие речевого и физиологического дыхания;

Формирование темпо-ритмической выразительности речи;

Формирование психофизической основы речи путём развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.

Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр. Развитие словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.

Особенности коррекционно- развивающей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоит в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры».

Подвижные игры планируются и проводятся в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ТНР инструктору по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

 


Количество коментариев: 0