Статья: "Проект "Зимняя прогулка семьи с игрушками""

Проект "Зимняя прогулка семьи с игрушками"

Актуальность проекта:

Важнейшей составной частью образовательной среды дошкольного детства являются игра и игрушка. Они для ребенка помощники, которые позволяют исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства. Игрушки учат общаться и познавать себя, стимулируют развитие различных видов детской деятельности.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения актуально во все времена. Прогулки на свежем воздухе - один из факторов укрепления детского здоровья.

В современное время часты ситуации, когда взрослые не ценят важность проведения с ребенком игр, совместных дел и увлечений, прогулок, либо испытывают недостаток времени для этой деятельности. И важно корректно смещать вектор  родительского внимания от повседневных забот в сторону собственных детей, предлагая  простые и добрые идеи, например, погулять на улице всей семьей с любимыми игрушками дочери или сына.

 Любимая игрушка несет в себе особую ценность. Предоставлениеребенку возможности поиграть с ней в необычных условиях вместе с родителями (зимой на улице), а потом познакомить окружающих (других родственников, детей и педагогов) со своей  любимой игрушкой, с тем, как вместе с родителями воспитанник играл на улице (через фотоматериалы и рассказы), сближает ребенка и родителей, улучшает взаимопонимание и микроклимат внутри семьи, благоприятно влияет на социальный статус каждого воспитанника, повышаетуверенность в собственных силах, стимулирует в его душе возникновение желания прикладывать усилия к достижению успеха. 

В ходе реализации проекта активизируется внимание семьи в направлении укрепления здоровья и речевого развития собственного ребенка. Родители испытывают творческий подъем, радость, удовлетворение и у них усиливалось желание уделять своему ребенку больше времени и внимания.

Использование любимых игрушек во время зимней прогулки с родителями несет мощный положительный эмоциональный заряд и очень эффективно для активизации речевой деятельности дошкольников, для коррекции речевых нарушений и развития речевых возможностей дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Проблема:

          Воспитанники нашей группы имеют тяжелые речевые нарушения, ослабленное здоровье, что оказывает специфическое негативное воздействие на состояние у детей общей осведомленности об окружающем мире, на развитие психических процессов и различных видов деятельности, на развитие в целом. Для коррекции речевых нарушений педагогам необходима помощь семьи ребенка, посещающего речевую группу. Процесс коррекционно-логопедической работы длительный и трудоемкий. Он требует постоянного привлечения детей, педагогов, родителей. И проблема в том, чтобы у всех участников всегда было стремление быть надежными партнерами друг другу и присутствовало вдохновение и  желание помогать друг другу в процессе преодоления тяжелых речевых нарушений у детей.

 

Гипотеза:

          Мы предположили, что, объединив единой тематикой «Зимняя прогулка семьи с игрушками», различные виды деятельности детей (игровая, двигательная активность на свежем воздухе,  коммуникация, социальное взаимодействие между членами семьи) и родителей (организация прогулки, физические нагрузки на свежем воздухе, фотографирование, составление вместе с детьми рассказов о прогулке, оформление книги),мы получим мощный положительный эмоциональный всплеск, который активизирует развитие речевых возможностей дошкольников и будет оптимально мотивировать детей и их семьи к активному партнерскому участию вместе с педагогами группы в преодолении речевых нарушений. Улучшение коммуникативных возможностей воспитанников будет положительно влиять на развитие детей в целом, радовать родителей и способствовать поддержанию гармоничного микроклимата  внутри семьи, что в свою очередь будет стимулировать у родителей желание  быть надежнымипартнерамипедагогического коллектива группы в работе по эффективному преодолению не только речевых проблем их сыновей и дочерей, но и  развитию детей в целом и укреплению их здоровья.

          Таким образом, объектом проекта являются дошкольники с общим недоразвитием речи, а предметом - поиск путей привлечения семей к взаимодействиюи партнерству в процессе коррекционно-логопедической работы, поддержания заинтересованности родителей и детей в преодолении речевых нарушений, активизации речевого развития дошкольников и укрепления их здоровья.

Цель проекта:

Для детей:

          Получение радостных эмоций от необычной прогулки с родителями и любимой игрушкой, знакомство сверстников и педагогов со своими любимыми игрушками и тем, как проходила зимняя прогулка.

Для родителей:

          Общение со своим ребенком и получение радостных эмоций от необычной прогулки с игрушками,  знакомство друзей ребенка в садике и педагогов со своими впечатлениями от того,  как проходила зимняя прогулка.

Для педагогов:

Активизация роли семьи, поддержание партнерских отношений с родителями в процессе познавательно-речевого развития и физкультурно-оздоровительного воздействия на дошкольников с особыми возможностями здоровья (общее недоразвитие речи) и  вызывание у детей стремления к улучшению своей речи.

 

Задачи проекта:

 

Для детей:

  1. Выбрать игрушку/игрушки для прогулки и взять их с собой на улицу.
  2. После прогулки придумать рассказ о том, как все происходило на улице.
  3. Рассказать в детском саду свою историю и показать книгу с фотографиями, рассказами родителей и своим рассказом о необычной прогулке.

 

 

Для родителей:

  1. 1. Выбрать оптимальное время для прогулки, придумать маршрут и подготовиться себя и ребенка к пребыванию на улице (одеться всем по погоде, зарядить и взять технику для фотосъемки).
  2. Проявить живой искренний интерес к тому, какую игрушку планирует взять на прогулку ребенок, проконтролировать то, чтобы игрушка «пошла» на прогулку, а не осталась случайно дома.
  3. Гулять, предлагать ребенку интересные места и идеи, где и как может «погулять» игрушка, как с ней поиграть, фотографировать эти добрые моменты.
  4. По результатам прогулки оформить книгу со своим рассказом о прогулке, с рассказом ребенка и фотографиями и принести ее в детский сад.

 

Для логопеда:

  1. Привлечь родителей к проведению прогулок со своими детьми.
  2. Напомнить родителям о важности интересов ребенка.
  3. Активизировать общение детей и родителей в домашних условиях.
  4. Активизировать речевую деятельность и творчество родителей, как образец для подражания детям.
  5. Организовать для каждого ребенка физкультурно-оздоровительный досуг в кругу своей семьи на свежем воздухе в выходные дни.
  6. Привлечь интерес/поддерживать интерес родителей к совместной с детьми деятельности по речевому развитию и коррекции речевых нарушений.
  7. Повысить мотивацию/заинтересованность детей в развитии своей речи. Воспитывать у детей желание самостоятельно развиваться, улучшать свою речь, контролировать правильность произношения.
  8. Подготовить работы семей (книги рассказов и фотоматериалов) для участия в интернет-конкурсе и отправить работы на конкурс.
  9. Рассмотреть перед всеми детьми книгу о прогулке с рассказами и фотографиями каждого воспитанника. Выслушать рассказ ребенка, прочитать рассказ родителей, показать всем детям фотографии. Похвалить ребенка.
  10. В беседе с каждым из родителей коснуться темы прогулки с игрушками и поблагодарить маму/папу/других родственников за активное участие, за интересные фотографии, за увлекательные рассказы, за красиво оформленную книгу. Похвалить семью, похвалить ребенка перед родителями за то, что он старался и красиво рассказывал всем, как он гулял с игрушкой и родителями.

 

Для воспитателей:

  1. Повторно рассмотреть перед всеми детьми книгу о прогулке с рассказами и фотографиями каждого воспитанника. Выслушать рассказ ребенка, прочитать рассказ родителей, показать всем детям фотографии. Похвалить ребенка.

2.При общении с родителями поблагодарить маму/папу за интересные фотографии, за увлекательные рассказы, за красиво оформленную книгу о прогулке. Выразить свое искреннее восхищение. Еще раз похвалить семью, похвалить ребенка перед родителями за то, что он старался и красиво рассказывал всем детям о том, как он гулял с игрушкой и родителями.

 

 

Вид проекта: групповой, оздоровительный, творческий, среднесрочный.

Срок реализации проекта:с декабря 2017 года по  февраль 2018 года.

Участники проекта:дети 5-6 лет, имеющие общее недоразвитие речи 3 уровня,семьи воспитанников группы №1 для детей с тяжелыми нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели группы.

Контроль за разработкой и реализацией проекта осуществляет учитель-логопед Полякова Е.И.

 

Предполагаемый результат реализации проекта:

Для детей:

  1. Увлекательная и радостная прогулка на свежем воздухе вместе со своими родителями и любимыми игрушками. И просто быть вместе с мамой и папой.
  2. Много положительных эмоций, улучшение настроения, укрепление здоровья.
  3. Возможность успешно проявить речевую активность (составить и рассказать историю о прогулке самостоятельно или с помощью родителей).
  4. Возможность познакомить дома всех родных и знакомых с фотографиями и своей историей о прогулке, а в детском саду - порадовать детей и педагогов собственной историей и замечательным рассказом и фотографиями своих родителей.
  5. Получение диплома об участии/победе в интернет-конкурсе.

 

Для родителей:

  1. Много положительных эмоций, «возвращение в детство», лучшее понимание своего ребенка.
  2. Возможность побыть в роли ребенка и выполнить такое же задание, как и у ребенка - придумать свой рассказ о прогулке.
  3. Фотографирование и рассматривание снимков дома с друзьями и другими членами семьи.
  4. Получение диплома об участии/победе в интернет-конкурсе.

 

Для педагогов:

  1. Поддержание теплых и доверительных отношений с семьями, получение положительного эмоционального отклика от взрослых и детей по итогам проведения прогулок.
  2. Активизация психических и речевых процессов у дошкольников.
  3. Усиление заинтересованности детей и родителей в активном участии вместе с педагогами группы в преодолении речевых нарушений.
  4. Самодельные книги-папки с файлами, в которых собраны результаты выполнения творческого задания (на бумажном носителе). Возможность эффективного разнообразного использования книг в коррекционной работе с детьми (рассматривание, слушание, чтение, обсуждение).

 

Продукт деятельности детей и родителей по итогам реализации проекта:

Продуктом деятельности каждой семьи по проекту являются самодельные книги, включающие в себя рассказ ребенка о зимней прогулке с любимой игрушкой, рассказ членов семьи о данном событии, фотоматериалы о прогулке с игрушками и обложку, оформленную так, как желают сами родители.

         

Название и форма событий по итогам проекта:

1)Выставка книг о прогулках в группе.

2)Представление ребенком книги в кругу родственников, сверстников и педагогов.

3)Участие с продуктом деятельности по итогам реализации  проекта (книги семей о прогулке)  в интернет-конкурсах.

4)Также возможнопроведение выставки с использованиемфотографий о прогулках с игрушками на следующую зиму(в 2019 году) в качестве напоминаниявсем орадостном и полезном семейном отдыхе.

 

Этапы проекта и содержание работы по его осуществлению:

 

  1. Подготовительный этап (первая-вторая неделя декабря 2018).

Цель: Осуществление учителем-логопедом подготовительной информационной, мотивационной и координационной деятельности по организации взаимодействия между всеми участниками проекта.

Содержание работы на подготовительном этапе работы:

  • разработка учителем-логопедом структуры проекта
  • создание учителем-логопедом для родителей описания предполагаемой прогулки
  • знакомство родителей и детей с предстоящим делом, мотивация и воодушевление участников проекта учителем-логопедом.

 

  1. Основной этап (вторая половина декабря 2018 - первая половина января 2019).

Цель: Проведение родителями зимней прогулки со своим ребенком и его любимыми игрушками.

Содержание работы участников проекта на основном этапе работы:

  • выбор ребенком игрушки/игрушек для участия в прогулке и прогулка на улице
  • подготовка и проведение родителями прогулки
  • проведение родителями фотосъемки прогулки

 

  1. Заключительный этап (вторая половина января - февраль 2019).

Цель: Создание родителями и ребенком книги с рассказами и фотографиями о зимней прогулке семьи с игрушками и представление её ребенком в детском саду перед детьми, педагогами.

Содержание работы участников проекта на заключительном этапе работы

  • составление ребенком рассказа о прогулке (самостоятельно или с помощью родителей)
  • составление родителями рассказа о прогулке
  • создание родителями фотоколлажа/распечатывание фотографий
  • оформление родителями книги на бумажном носителе
  • презентация каждым ребенком своей книги перед детьми и педагогами
  • организация воспитателями выставки данных книг
  • подготовка и представление учителем-логопедом работ семей на интернет-конкурс (по желанию и с разрешения родителей).

 

Описание хода реализации проекта:

          На подготовительном этапе проекта учителем-логопедом происходила разработка проекта, обсуждение его с детьми, коллегами-воспитателями и родителями дошкольников, посещающих группу № 1 для детей с тяжелыми нарушениями речи.

          В ходе личных бесед логопеда с родителями и ознакомления их с письменным описанием предполагаемой прогулки взрослые участники проекта были мотивированны и вдохновлены для осуществления радостных и увлекательных зимних прогулок со своими детьми и  игрушками(Описание прогулки для родителей представлено в Приложении 3).

           В ходе основного этапа проекта дети и родители готовили игрушки, собирались на прогулку и непосредственно гуляли в парке, во дворе, на площади Свободы, на стадионе, на лыжне, у реки, выезжали на садовый участок и т.п. Родители фотографировали добрые и интересные моменты прогулок.

          На заключительном этапе проекта в каждой семье шла работа над созданием книги «Зимняя прогулка с игрушками». Название книги каждая семья придумывала по-своему. Дети и родители сочиняли рассказы о прогулке, о своих впечатлениях. Родители трудились над оформлением фотоколлажей, распечатыванием фотографий, придумыванием обложек для своих книг. Родители по мере необходимости обращались к учителю-логопеду за советами. Взрослые очень увлеченно и ответственно подходили к стоящей перед ними задаче, и книги получились замечательными. Книги представлены в Приложении 1.

          Постепенно книги одна за другой появлялись в группе, дети их рассматривали, обсуждали, делились эмоциями и впечатлениями. Затем происходило заслушивание каждого ребенка и рассматривание его книги, чтение воспитателем/логопедом рассказа его родителей перед всеми детьми. В эти моменты каждый ребенок вновь переживал те добрые эмоции, которые он испытал на необычной прогулке с родителями.

          В раздевалке группы была организована выставка книг о зимних прогулках.

          Родители изъявили желание, чтобы их работы были представлены на интернет-конкурсы соответствующей тематики. Учитель-логопед подготовил работы, оформил заявки и отправил книги на различные конкурсы. 

          В ходе заключительного этапа проекта каждой семье всеми педагогами группы неоднократно высказывались слова благодарности за участие в общем деле и восхищение результатами труда детей и родителей. Появление каждой книги было праздником в группе и вызывало бурю положительных эмоций у всех присутствующих. А победы семей в конкурсах очень окрылили и вдохновили родителей и детей на активное сотрудничество с педагогическим коллективом. Виды взаимодействия педагогов с родителями в течение осуществления проекта представлены в Приложении 4.

          Родители очень положительно отзывались о идеи проведения прогулки всей семьей  и с игрушками. Взрослые были признательны и благодарны, искренне рады, а некоторые родители удивлены тем, как вроде бы простое действие - погулять и поиграть зимой на улице всей семьей с ребенком и захватить при этом с собой игрушку - может благоприятно повлиять на их ребенка, на его развитии и положительно отразиться на семье в целом.

 

Заключение.

          Проект «Зимняя прогулка семьи с игрушками» характеризуетсякоррекционно-логопедической эффективностью, социальной актуальностью, новизной и оригинальностью, что подтверждается следующими особенностями проекта:

  1. Высокий уровень заинтересованности всех участников проекта.
  2. Интеграция нескольких направлений развития дошкольников с особыми возможностями здоровья (общее недоразвитие речи) (познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития).
  3. Максимальная самостоятельность, доверительное партнерское взаимодействие, активность и свобода действий всех участников проекта.
  4. Использование различных средств и форм взаимодействия учителя-логопеда и семьи по мере необходимости и индивидуально в отношении каждой семьи (устное общение, письменное описание, электронное взаимодействие, общение по сотовой связи).
  5. Повышение мотивации детей с общим недоразвитием речи к деятельности, способствующей речевому развитию.
  6. Укрепление благоприятного нравственно-психологического микроклимата среди детей, родителей и педагогов, а также упрочение добрых доверительных отношений между всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.
  7. Разнообразное использование результатов проекта (книг-самоделок) в кругу семьи и в коррекционной работе в ДОУ:
  • Рассматривание книг детьми в детском саду.
  • Рассказывание каждым ребенком всем остальным детям и педагогам группы о своей прогулке и показывание фотографий.
  • Чтение рассказов детьми самостоятельно.
  • Сравнение детьми объемов детских и взрослых рассказов. Гордость за своих родителей. Желание быть такими же умными, как родители.
  • Показ книг другим родственникам ребенка и рассказ ребенка о прогулке.
  • Данная книга – это память об одном из прекрасных моментов жизни семьи.
  • Показ книг другим педагогам - наглядное знакомство с опытом работы по данному проекту.

          Высказанная нами гипотеза о том, что проект «Зимняя прогулка семьи с игрушками» благотворно повлияет на речевое и эмоциональное состояние детей, активизирует творческий потенциал родителей и будет эффективно поддерживать их партнерский настрой в процессе взаимодействия с педагогами группы, подтвердилась.

          Каждый из участников  достиг тех целей, которые были обозначены в начале работы по проекту «Зимняя прогулка семьи с игрушками». Дети, родители и педагоги получили все предполагаемые от реализациипроекта результаты.

 

Кому может быть полезен проект:

Проект может быть использован в работе с семьями  детей с особыми возможностями здоровья (дети 5-7 лет, посещающие старшие и подготовительные к школе группы для детей с тяжелыми нарушениями речи), а также в любом дошкольном учреждении для работы с семьями, имеющими детей  4-7 лет без отклонений в речевом развитии.

          Проект прост, добр, полезен, универсален для осуществления в практике ДОО, эффективен и несет в себе много радости для детей и взрослых.

 

Литература:

1.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.- М.,2008.

2.Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.-СПб.,2014.

3.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2014.

 


Количество коментариев: 0