Статья: "Использование игровых приемов с целью развития и укрепления здоровья дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях группы для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Использование игровых приемов с целью развития и укрепления здоровья дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Полякова Елена Игоревна, учитель-логопед высшей категории, г. Глазов, МБДОУ «Детский сад № 25».

          Воспитанники нашей группы имели тяжелые речевые нарушения, ослабленное здоровье, что оказывало специфическое негативное воздействие на состояние у детей общей осведомленности об окружающем мире, на развитие психических процессов и различных видов деятельности, на развитие в целом. Для коррекции речевых нарушений педагогам была необходима помощь семьи ребенка, посещающего речевую группу. Процесс коррекционно-логопедической работы длительный и трудоемкий. Он требует постоянного участия детей, педагогов, родителей. И проблема в том, чтобы у всех участников всегда было стремление быть надежными партнерами друг другу и присутствовало вдохновение и  желание помогать друг другу на пути преодоления тяжелых речевых нарушений.

Важнейшей составной частью образовательной среды дошкольного детства являются игра и игрушка. Игрушка для ребенка – это своеобразный помощник, который позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства. Игрушки учат общаться и познавать себя, стимулируют развитие различных видов детской деятельности. [1], [2]

В современное время часты ситуации, когда родители не ценят важность проведения с ребенком игр, совместных дел и увлечений, прогулок, либо испытывают недостаток времени для этой деятельности. И важно корректно смещать вектор  родительского внимания от повседневных забот в сторону собственных детей, предлагая взрослым простые и добрые идеи. Вот примеры таких идей из нашего опыта работы: проекты «Зимняя прогулка семьи с игрушками», «Любимые игрушки мам и пап», «Моя любимая игрушка», авторские игры учителя-логопеда «Веселая артикуляция», «Бревнышки», «Где фигура», «Волшебный путь», «Где игрушка?», «Где едет машинка?», «Медали», «Умный язычок», «Приглашаем игрушку логопеда к себе в гости», «Логопед приглашает игрушки детей к себе в гости». Кратко опишем суть перечисленных проектов и игр.

Проект «Зимняя прогулка семьи с игрушками». Прогулки на свежем воздухе - один из факторов укрепления детского здоровья. В ходе реализации данного проекта наше предположение о том, что использование различных видов деятельности детей (игровая, двигательная активность на свежем воздухе,  коммуникация, социальное взаимодействие между членами семьи) и родителей (организация прогулки, физические нагрузки на свежем воздухе, фотографирование, составление вместе с детьми рассказов о прогулке, оформление книги о прогулке) и объединение их единой тематикой «Зимняя прогулка семьи с игрушками» даст мощный положительный эмоциональный всплеск, который активизирует развитие речевых возможностей дошкольников и будет мотивировать детей и их семьи к участию вместе с педагогами группы в коррекционно-логопедическом процессе по преодолению речевых нарушений, оказалось верным. Предоставление ребенку возможности поиграть любимой игрушкой в необычных условиях вместе с родителями (зимой на улице), а потом познакомить окружающих (других родственников, детей и педагогов) со своей  любимой игрушкой, с тем, как вместе с родителями воспитанник играл этой игрушкой на улице (через фотоматериалы и рассказы), сблизило ребенка и родителей, улучшило взаимопонимание и микроклимат внутри семьи, благоприятно повлияло на социальный статус каждого ребенка, увеличило уверенность в собственных силах, стимулировало в его душе возникновение желания прикладывать усилия к достижению успеха. 

Использование любимых игрушек ребенка во время  зимней прогулки с родителями  дало мощный положительный эмоциональный заряд и оказалось очень эффективно для улучшения речевой деятельности дошкольников. Улучшение коммуникативных возможностей воспитанников положительно влияло на развитие детей в целом, радовало родителей. Взрослые испытывали творческий подъем, удовлетворение собой, у родителей усиливалось желание уделять своему ребенку больше времени и внимания и быть надежными партнерами педагогического коллектива группы в работе по эффективному преодолению не только речевых проблем их сыновей и дочерей, но и  развитию детей в целом и укреплению их здоровья.

          Названия проектов «Моя любимая игрушка» и «Любимые игрушки наших мам и пап» говорят сами за себя. Дети и родители  рассказывали о своих любимых игрушках, рисовали их. Родители на мгновение вернулись в детство и это сблизило их со своими детьми. Дошкольники с удовольствием показывали свои любимые игрушки и рассказывали о них.

          Работы участников всех проектов были представлены на интернет-конкурсах, что очень благотворно влияло на детей и родителей.

          Разработанные учителем-логопедом авторские игры направлены на то, чтобы ребенку с тяжелыми речевыми нарушениями и его родителям было увлекательно участвовать в процессе по преодолению речевых проблем. Для развития артикуляции семьям предлагается игра «Веселая артикуляция», для развития дыхания  - игра «Бревнышки», для закрепления звука «Р», умения строить фразы и ориентироваться в пространстве придумана игра «Где фигура?», для закрепления знаний о цвете, форме предметов и развития речи - игра «Волшебный путь». Игры «Где игрушка?» и «Где едет машинка?» направлены на формирование у детей умения строить предложно-падежные конструкции и использовать их в речи.

          Игра «Приглашаем игрушку логопеда к себе в гости» была нацелена на сплочение детей, родителей и логопеда. Одна из любимых игрушек логопеда побывала в гостях у каждого воспитанника. И в каждой семье ребенок и родители «кормили», «купали», укладывали игрушку «спать», играли с ней, читали книжки, даже брали в театр и на улицу. Родители делали великолепные добрые фотографии, которые выкладывали в социальной сети в  закрытой группе «Пчелки» и приносили на флешках логопеду. Все семьи следили за приключениями игрушки логопеда. Это было необычно и весело. В детском саду дети эмоционально рассказывали  всем о том, как игрушка ходила к ним в гости, смотрели фотографии на ноутбуке.

          Игра «Логопед приглашает игрушки детей к себе в гости» очень похожа на предыдущую, только теперь уже логопед по просьбе и желанию детей нес их игрушки к себе домой и делал фотографии всех  забавных моментов. В детском саду логопед показывал снимки детям и задавал вопрос: «Как ты думаешь, что делала твоя игрушка в гостях у логопеда?». Потом логопед сам рассказывал свою историю. И затем предлагал дошкольникам рассказывать от лица игрушки о том, что интересного было дома у логопеда. Эта игра возникает у нас в группе спонтанно, по мере желания детей. Но ее очень легко начать, если сказать детям о том, что «игрушки логопеда соскучились по детским игрушкам и ждут их в гости».

          Игра «Медали» очень проста, но мощно усиливает заинтересорванность детей в улучшении произношения. Дома дети и родители делают две одинаковых медали любой формы на ленточках (фигурки елочек, автобусов, машин, апельсинов, цветочков, сердечек и т.д.), и приносят их в детский сад. Логопед на этих медалях кратко пишет о достижениях ребенка и о том, над чем идет работа. Надписи могут быть такими: «Я умею говорить звуки С и З. Я учусь говорить звук Ш», «Я умею говорить почти все звуки. Я учусь говорить звук Р». Одну медаль ребенок уносит домой, чтобы все родные знали о его успехах,  а вторая медаль предназначена для ношения в детском саду. В группе эти медали висят на видном месите в раздевалке и могут одеваться детьми по желанию, а также напоминают о том, что каждый из дошкольников молодец и старается. Надписи на медалях обновляются, изменяются, по мере улучшения звукопроизношения детей. Медали очень вдохновляют детей.

          В ходе игр «Я логопед», «Сам себе логопед» ребенок берет на себя роль логопеда и по собственному желанию занимается с другими детьми, например, проводит артикуляционную гимнастику или повторяет те речевые игры и упражнения, которые уже освоены детьми и привлекают их, или сам придумывает слова (или читает их)  для того, чтобы другой ребенок их повторял за ним и закреплял правильное произношение определенного звука, или самостоятельно занимается над улучшением своей речи. Некоторые из детей  с радостью откликнулись на идею провести  артикуляционную гимнастику с детьми в другой группе (логопед при этом, конечно же, был рядом). Вариантов и ситуаций этой игры у нас много. В домашних условиях дети становятся логопедами для своих младших сестер и братьев или в качестве «учеников» используются игрушки. Детям нравится быть логопедами и стараться красиво и правильно говорить.  Эта игра значительно улучшает эффективность и результативность коррекционо-логопедического процесса в целом.

          Игра «Умный язычок» начинается в нашей речевой группе тогда, когда у детей поставлены все звуки и  идет процесс автоматизации правильного звукопроизношения. Обычно это бывает весной незадолго до выпускного, но в данной подготовительной группе игра началась в декабре 2018 - январе 2019 года. Каждый месяц в определенный день мы устраиваем праздник язычка и угощаем его конфетами. А в течение месяца ежедневно все педагоги группы отмечают, как говорили дети в специальной табличке «Наши дети всегда говорят правильно и красиво». Эта игра развивает у детей умение контролировать свою речь и они стараются красиво говорить.

          Использование игр, игровых приемов и ситуаций в работе с детьми с общим недоразвитием речи и их семьями, позволяет учителю-логопеду создать доброжелательные доверительные отношения и с дошкольниками и с их родителями, привлечь семьи к сотрудничеству с педагогическим коллективом группы, активизировать скрытый потенциал  детей и усилить участие родителей не только в преодолении речевых нарушений своих дочерей и сыновей, но и в общем развитии воспитанников и укреплении их здоровья.          


Количество коментариев: 0