Статья: "Проблема сохранения и укрепления полноценного здоровья в контексте физического воспитания детей дошкольного возраста"

В последние годы в России наблюдается ухудшение физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. Исследования последних лет свидетельствуют, что только треть детского населения можно признать физически здоровыми, у остальных детей наблюдаются различные функциональные нарушения и хронические заболевания. [7]

Тревожная статистика усугубляется увеличением числа психических расстройств, снижением возраста заболеваний сердечно-сосудистой системы, психических расстройств, наблюдается негативная тенденция увеличения детей с патологией зрения, дефектами  речи, нарушениями физического развития. [7]

В связи с этим, осмысление феномена полноценного здоровья человека, факторов обусловливающих его сохранение и укрепление в раннем и дошкольном возрасте представляются нам актуальной задачей психологии здоровья, детской психологии и дошкольной педагогики.

Изучению здоровья детей посвящены работы известных отечественных ученых: И.Э. Александровой, М.В. Антроповой, Н.М. Безруких, С.М. Громбаха, Т.А. Изотовой, В.В. Калиберного, А.Г. Сухарева, O.A. Фуфаевой, М.Г. Шандала и других.

 Физическое здоровье в отечественной медицинской науки понимается как состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.  Показателями физического здоровья являются:  устойчивость организма к воздействию негативных  факторов, показатели физического развития, функциональное состояние организма,  резервные возможности организма,  отсутствие или наличие простудных и хронических заболеваний.

Психическое здоровье детей дошкольного возраста исследуются в работах И.В. Журавлева, H.H. Куинджи, В.Р. Кучма, A.B. Леонова, В.И. Макарова, И.В. Пляскиной, O.A. Фуфаевой, К.В. Шевкуненко, A.A. Юриной, B.C. Собкина, H.H. Хасановой, КХА. Ямпольской,  И.В. Дубровиной.

Оно понимается как важная составляющая полноценного здоровья человека, как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой потенциал развития, справится с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно участвовать в жизни общества.[5] Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на каждом возрастном этапе.

Многофакторная этиология нарушения здоровья детей, быстро меняющаяся степень взаимодействия и взаимосвязей социально-гигиенических, биологических, экологических и других факторов, влияющих на каждом возрастном  этапе на физическое и психическое здоровье детей, диктует необходимость разработки научно-обоснованных здоровьесберегающих педагогических технологий  которые на этапе раннего и дошкольного детства, когда вмешательства, профилактического, терапевтического и педагогического характера  опережают необратимые неблагоприятные воздействия на развивающегося ребенка (Вельтищев Ю. Е., Калюжный Е. А., Ларионова Г. Н.,  Володина Е. А. и др.). [2] В ряде исследований особое значение в сохранении и укреплении физического и психическо здоровья детей  отечественные психологии и педагоги отводят физическому воспитанию. Здорового ребенка невозможно представить себе малоподвижным.  

Занятия физической культурой помогают ребенку мобилизовать духовные и физические силы для сохранения здоровья. Физические упраж­нения, воздействуя на нервно-психическую, эндокринную, ды­хательную системы способствуют,  оздоровлению организма ребен­ка.[9]

Оздоровлению детей дошкольного возраста способствуют также гигиенические факторы, естествен­ные силы природы, физические упражнения и др. Гигиенические факторы включают режим дня, занятий, сна, бодр­ствования, питания; гигиену одежды, обуви, уборку групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий. Правильное освещение, соответственно подобранная мебель предупреждают заболевания глаз, нарушение осанки. Полноценное здоровье невозможно также без правильного, научно об­основанного, полноценного питания. Немало важны и естественные силы природы (солнце, воздух, вода), способствуя повышению функциональных возможностей, работоспособности, закаливанию организма. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка.

Оздоровительное воздействие значительно возрастает при комплексном использование средств физического воспитания. [9,3]

В процессе занятий по физической культуре специалисты акцентируют внимание на физической нагрузке, адекватной состоянию здоровья возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Важно правильно планировать физические нагрузки. Это обеспечивает лучший оздоровительный эффект и лучшее восстановление. (А.Г.Сухарев).

 К организации двигательной активности детей ведущим показателем является преобладание циклических, преимущественно беговых управлений во всех видах двигательной деятельности детей. Основная форма этой деятельности - подвижные игры достаточной продолжительности и интенсивности с обязательным музыкальным сопровождением. Именно эти упражнения и особенно их комбинации (бег, плавание, велосипед, минибаскетбол, аэробика и т.д.) обеспечивает эффективное оздоровление и физическое развитие детей.[1]

Физкультурные занятия оздоровительной направленности долж­ны занимать в общей программе физического воспитания не менее 60%. Их основная цель – тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, имунной системы.

Обязательными составляющими оздоровительных физкультур­ных занятий являются: оздоровительный бег, ходьба, расслабляющие паузы, приводящие пульс в исходное состояние; циклические движения; упражнения на развитие координации движений и профилактику осанки; дыхательные упражнения, свободная двигательная деятель­ность детей; оздоровительные игры; закаливающие или водные ги­гиенические процедуры. [1]

Важным направлением оздоровительной работы является формирование знаний дошкольников в области физической культуры и здорового образа жизни. Дети дошкольного возраста могут усвоить необходимые знания о физической культуре, понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила занятий и уметь их применять. Усвоение данных теоретических сведений помогает сознательному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельному использованию средств физического воспитания оздоровительной направленности. [6]   

Обобщая сказанное выше позвольте констатировать следующее. Во-первых, проблема полноценного здоровья должна быть выдвинута педагогической общественностью в качестве приоритетной задачи дошкольной педагогики, поскольку именно в раннем возрасте закладываются основы физического, психического и психологического здоровья.

Во-вторых,  насущной психологической и педагогической проблемой является не только восстановление значения физического воспитания в формировании крепкого физического здоровья в раннем и дошкольном возрасте, но и приобретение им качественно нового статуса – области дошкольной педагогики, призванной возглавить процесс формирования у детей потребности в полноценном здоровье, ответственного отношения к нему, создания здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении.    

 

Литература:

  1. Алямовская В.Г. Материалы курса «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении»: инновационный аспект: лекции 1– 4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 92 с.
  2. Банникова Л. П. Роль дошкольных образовательных учреждений в формировании здоровья детского населения/- 14 00 07 - ГИГИЕНА //Автореферат дисс. на соискание уч. степени доктора мед. наук. - Оренбург, 2007.
  3. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление: Монография. М.: Институт ДО и СВ РАО, 2003. 178 с.
  4. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. М.: АРКТИ,  2002.  64 с.
  5. Лебедева О.В.Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3 (1). С. 33-37.
  6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. 240 с.
  7. Перевертайло, Е. А. Здоровье детей дошкольного возраста в условиях трансформации российского общества // Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. социол. наук. М., 2012 г. 24 с.
  8. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г С. Никифорова. СПб. Питер, 2006. 607 с.
  9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Э. Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. М.: Издатель­ский центр «Академия», 2006. 368 с.
  10. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 2005. 270 с
  11. Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду.  М.: Школьная Пресса, 2006.

Количество комментариев: 0