Статья: "Дыхательная гимнастика в детском саду"

Дыхательная гимнастика в детском саду

 

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не способны быстро переключаться, негативно воспринимают себя и окружающих, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления физического и психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы, одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика.

 Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.

Привычка дышать ртом вредна, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.      Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

 - выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от   возраста детей;

 - проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

 - заниматься до еды;

 - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

 - дозировать количество и темп проведения упражнений;

 - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

 - вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;

 - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

 - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

 

Дыхательные упражнения для утренней гимнастики

  • Предложите сорвать ребенку воображаемый цветок и понюхать его. Вдох делается через нос, при выдохе произносим "а-а-а-а" - как вкусно пахнет цветок. 
  • "Подуем на одуванчик". Ребенку предлагают подуть на воображаемый одуванчик.
  • "Гуси шипят". Делается глубокий вдох через нос, при выдохе произносим "ш-ш-ш" - у кого дольше получиться шипеть.
  • "Подуем на снежинки". Ребенка прося вообразить, что во круг него летает много снежинок и предлагают потихонечку подуть на них. Так же можно подуть и на осенние листочки.
  • "Легкий ветерок". Ребенку предлагают побыть легким ветерком. Подносим ладошку ко рту, делаем вдох носом и потихоньку дуем на ладошку.
  • "Устали". Ребенку предлагают изобразить уставшего человека. Машем руками на лицо, делаем вдох носом, при выдохи устало произносим "о-о-ох".
  • "Пастушок играет на дудочке". Ребенку предлагают побыть пастушком и поиграть на воображаемой дудочке. Делаем вдох через нос, при выдохе произносим "ду-ду-у-у"
  • "Рубим дрова" Ребенку предлагают побыть дровосеком. Стучим ребром одной ладони по раскрытой другой ладошке - символически рубим дрова. Вдох через нос, при выдохе ударяем по ладошке и произносим "у-у-ух".
  • С детьми после пяти лет дыхательные упражнения можно заменить короткой медитацией. Конечно, ребенку не нужно рассказывать, что такое медитация. Ребенку предлагают пофантазировать с закрытыми глазами. Делается это либо сидя либо лежа на ковре. Спокойная музыка должна звучать обязательно. Дальше придумайте короткое путешествие в лес или на цветочную поляну. Достаточно двух минут.

 

Занимайтесь дыхательной гимнастикой с вашими детьми! Это поможет стать им  здоровыми и счастливыми!

 


Количество коментариев: 0