Статья: "Исследовательская деятельность "Глиняные превращения""

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №92 общеразвивающего вида» г.Сыктывкар

 

 

 

 

Исследовательская деятельность в младшей группе «Глиняные превращения»

 

 

 

 

 

Выполнила: Машкалева М.А.

 

Группа №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-01-23

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с глиной.

Задачи: Расширять представления детей о свойствах глины (мягкая – при лепке можно мять, раскатывать, придавать любую форму; твердая – может расколоться).

1. Стимулировать использование исследовательских действий, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются свойства материала – глина.

2. Способствовать овладению способами обследования глины и пластилины, включая простейшие опыты.

3. Развивать умение аккуратно пользоваться глиной.

 

Гипотеза:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Знакомство со свойствами глины»

Цель:

Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с глиной.

Задачи:

1. Расширять представления детей о свойствах глины (мягкая – при лепке можно мять, раскатывать, придавать любую форму; твердая – может расколоться).

2. Стимулировать использование исследовательских действий, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются свойства материала – глина.

3. Способствовать овладению способами обследования глины и пластилины, включая простейшие опыты.

4. Развивать умение аккуратно пользоваться глиной.

Материально-техническое оснащение:

1. Глина, пластилин, салфетки, колпачки от фломастеров для нанесения рисунка, дощечки для лепки по количеству детей.

2. Баночки прозрачного цвета с водой (по две на каждого ребёнка), деревянные палочки для размешивания воды.

3. Посуда, игрушки, музыкальные свистульки сделанные из глины.

4. Кукла би-ба-бо медвежонок.

Ожидаемые результаты:

1. Обогатить представление детей о свойствах объектов экспериментирования (глина, пластилин);

2. Приобретение детьми навыков и умений лепить из глины;

3. Развитие у детей творческих способностей, любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Содержание организованной деятельности детей:

Дети слышат плач.

Воспитатель: Ребята, кто-то плачет, слышите?

Дети подходят к воспитателю. У воспитателя на руке игрушка би-ба-бо медвежонок.

Воспитатель: Мишутка, что случилось?

Мишутка: Я разбил любимую мамину тарелку.

Воспитатель показывает разбитую глиняную тарелку.

Мишутка: Что мне делать, мама будет ругать меня.

Плачет.

Воспитатель: Мишутка, давай мы с ребятами посмотрим можно ли ее починить.

Воспитатель показывает детям разбитую тарелку.

Воспитатель: Как вы думаете можно тарелку починить?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего была сделана тарелка?

(Воспитатель дает детям потрогать тарелочку)

Дети: Из глины.

Воспитатель: Правильно, материал, из которого была сделана тарелка, называется – глина.

На столах приготовлены кусочки глины, пластилина, баночки с водой, деревянные палочки, салфетки на каждого ребенка.

Воспитатель: А сейчас давайте мы подойдем к нашим столам и посмотрим, что на них лежит.

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что лежит перед вами на тарелочке красного цвета?

 

Если дети затрудняются ответить, то педагог предлагает им произвести обследовательские действия.

Воспитатель: Возьмите в руки, помните, то, что взяли с тарелочки красного цвета. Что это?

Дети: Пластилин.

Воспитатель: Возьмите в руки и помните теперь то, что лежит на тарелочке синего цвета. Как вы думаете, что это?

Дети: Это глина.

Воспитатель: А похожи ли между собой глина и пластилин?

Дети: Да, похожи!

Воспитатель: А чем?

Дети: Из пластилина и глины можно лепить разные поделки.

Воспитатель: А чем отличаются пластилин от глины? А вот об этом мы узнаем, когда проведем экспериментирование.

На столах у каждого ребенка стоит поднос, на котором находятся по два прозрачных стаканчика с теплой водой, по кусочку пластилина и глины (на тарелочках разного цвета), деревянные палочки для размешивания.

Воспитатель: Дети, берем один стаканчик и ставим поближе к себе, теперь возьмите кусочек пластилина и опустите его в стаканчик с водой, палочкой попробуйте размешать пластилин в воде.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Что мы видим? С пластилином произошли какие-нибудь изменения, когда мы его поместили в воду?

Дети: Нет!

Воспитатель: А вода изменила свой цвет?

Дети: Нет!

Воспитатель: А теперь берем другой стаканчик с водой и опускаем туда кусочек глины, размешиваем и наблюдаем, что происходит с глиной и водой.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Что мы увидели?

Дети: Глина растворилась в воде. А вода стала мутной.

Воспитатель: Дети, что мы узнали о глине и пластилине?

Дети: Пластилин в воде не растворился, а глина – растворилась.

Воспитатель: Какая стала вода, где мы растворяли глину?

Дети: Вода в стаканчике, где была глина, стала мутной, не прозрачной.

Воспитатель: А изменилась ли прозрачность воды в стаканчике, где был пластилин?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, какой мы можем с вами сделать вывод?

1-й ребёнок: Пластилин в воде не растворяется, и вода остаётся прозрачной.

2-й ребёнок: А глина в воде растворяется, и вода становится мутной.

Воспитатель: А сейчас проведем небольшую физкультминутку.

Дети с педагогом выполняют движения согласно текста.

Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу)

Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками)

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками)

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи - не калачи (машут указательным пальцем)

А в печи - игрушки! (вытягивают руки вперед).

Воспитатель: А сейчас, так как у нас есть глина, а у Мишутки была сделана тарелочка, которую он разбил, из глины, то давайте для Мишуткиной мамы слепим красивые и новые тарелочки.

Дети садятся за столы. Педагог детям объясняет, как нужно лепить тарелочку из глины.

Воспитатель: Дети, берем кусочек глины, скатываем его между ладошками в шар, затем сплющиваем. Вот у нас и получилась тарелочка. Теперь каждый берет колпачок от фломастера и той стороной, где у колпачка нет отверстия, мы наносим узор.

 

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все постарались порадовать Мишуткину маму, и сделали очень красивые тарелочки. Мишутка, а тебе понравились тарелочки, которые сделали наши дети для твоей мамы?

Мишутка: Да! Спасибо, дети, мне очень понравились ваши тарелочки. И думаю, что моя мама будет очень рада, если я передам ей ваши замечательные тарелочки. А вы мне их отдадите?

Дети: Да! Да! Да!

Дети Мишутке отдают свои поделки для его мамы. Мишутка прощается с детьми и уходит.

 

 

 

Всероссийский открытый конкурс детского и юношеского творчества

«Открытие»

 

 

 

 

Карагайский муниципальный район

МБУ ДОД «Дом детского творчества»

 

 

Направление: окружающий мир

 

 

Волшебная глина

 

 

Русинова Екатерина

Руководитель:

Запека Светлана Григорьевна,

Педагог допобразования

 

 

 

 

 

Карагай 2017

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ----------------------- ----------------------------------------------------------------2

1. Экспериментальная часть -----------------------------------------------------------------3

1.1. Качество глины -----------------------------------------------------------------------------3

1.2. Значение глины ---------------------------------------------------------------------- - -- 4

Заключение ------------------------------------------------------------------------------------5

Библиографический список ------------------------------------------------------------- -5

 

 

Введение

В нашем творческом объединении « Природа и творчество» мы работаем с природным материалом - глиной. Нам дают готовый для лепки материал.

Глина, глина, а что это такое и где её берут? Как найти «правильную» глину для работы. Что из неё можно сделать?

Почему она бывает разная по составу и цвету? Я очень люблю лепить, меня заинтересовали эти вопросы, и я решила что-нибудь узнать, исследуя сам материал.

Объект исследования: глина.

Предмет исследования: свойство глины

Цель: исследовать природный материал- глину и узнать, каково её значение в жизни человека.

Гипотеза: можно предположить, что вся глина пригодна для лепки.

Задачи:

1. Выяснить, что такое глина и откуда она берётся.

2. Провести практические действия с глиной, проанализировать результаты и сделать выводы.

3. Познакомить с результатами детей младших групп объединения « Природа и творчество».

 

 

Методы исследования:

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Подготовка глины к работе.

3. Практическая работа с глиной.

4. Анализ полученных результатов путем сравнения.

5. Вывод.

1. Экспериментальная часть

1.1. Качество глины

Глину для нас заготовила природа, поэтому в ней много разных примесей: камушков, песка, мельчайших частичек и чешуек глинозёма. Глина у нас лежит под ногами. Для начала её надо накопать.

Опыт 1. Цель: доказать, что глина по составу вся разная.

Оборудование: (4 ёмкости для замачивания глины, вода). Накопали мы глину в трёх разных местах нашего района, а одну приобрели в магазине. Итак, у нас две красные, 1 голубая (покупная) и одна белая глины. Глину замочили в 4 ёмкости. Голубая, доведённая до нужной консистенции была сразу готова к работе; белая чистая с камушками; красная -1 больше ощущается песка, лёгкий мусор всплыл вверх ( травинки, корешки); красная -2 камни с песком осели на дно, песка меньше.

Вывод: При замачивании ощущается разный состав примеси и песка.

Опыт 2. Цель: Доказать, что природная глина к работе подготавливается одинаково, кроме покупной.

Оборудование: (сито, ёмкости для процеженной глины).

Красная -1: процеживается через сито в ёмкость, на ощупь она грубее и колючее.

Красная -2: процеживается через сито в ёмкость, на ощупь приятная, мягкая.

Белая: процеживается через сито в ёмкость, как побелочная известь на ощупь нежная, вязкая.

Голубая: не процеживается, она уже готова к работе.

Вывод: Глина разная по ощущениям, запаху и цвету, вся, кроме голубой, процеживается, но через сито проходит с разной скоростью.

Опыт 3. Цель: Высушить глину, и доказать, что она различается по качеству.

Оборудование: (толстый слой бумаги).

Красная -1: рыхлая от неё отделяется песок, чувствуется, что его много.

Красная -2: шоколадная, маслянистая на ощупь, приятная для рук.

Белая: тянется за руками, неплотная, белится.

Голубая: лежит в закрытой ёмкости.

Вывод: Высыхает, становится похожей на пластилин, но в руках от каждой ощущения очень разные.

Опыт 4. Цель: Доказать, что не все виды пригодны для лепки

Оборудование: (доски подкладочные).

Красная 1: слепила колбаску толщиной с палец и согнула колечко, оно растрескалось. Эта глина "тощая" в ней больше 15% песка.

Красная 2: слепила и согнула колечко, на нём образовалось не очень много трещин, содержится не очень много песка- 10-15 % песка. Эта глина средней жирности.

Голубая глина: Подходит для лепки, как пластилин, кольцо не растрескалось.

Белая глина: Тянется за руками, белит, хотя и не трескается.

Вывод: Итак, лепить можно из глины средней жирности, где 10-15% песка(это написано в книгах).

1.2. Значение глины.

Белую глину используют в косметических целях и лечении суставов, а ещё в быту. Голубая глина пригодна для лепки, в неё можно только добавить воды, довести до нужной консистенции. Тощую глину доводят до нужной консистенции с помощью отмульчирования, а в очень жирную добавляют отощающие добавки.

Гипотеза: Из анализа проведённых опытов с глиной можно сделать вывод, что не из любой глины можно лепить.

 

 

 

 

Заключение

Глина из разной местности, как новый человек, со своим характером, внешностью, привычками, достоинствами и недостатками, и как с человеком с ней надо уметь поладить. В процессе изучения литературы я узнала: человек знаком с глиной с незапамятных времён. Первобытные люди изготовляли, сушили и обжигали глиняную посуду на солнце. Затем додумались обжечь глиняные сосуды в огне. И сейчас эти изделия прочно вошли в быт человека, их называют «керамикой» от древнегреческого «керамос», что значит глина.

Из глины лепят, строят. Ею лечат, её даже едят. Да- да, чукчи и коряки добавляют белую глину в оленье молоко или бульон и называют её «земляным жиром».

Глина - материал живой и благородный. Поэтому к ней надо чутко прислушиваться, что же она подсказывает нам!

Итак - за работу!

Перспективы работы: Сейчас я ещё с большим удовольствием возьмусь за лепку, и, может быть, создам свои неповторимые произведения.

 

Библиографический список

1. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.- Ярославль : "Академия развития", 1998г.

2. Гомозова Ю.Б. калейдоскоп чудесных ремёсел.- Ярославль : "Академия развития", 1998г.

3. "Знакомитесь : глина"/ Е.В. Данкевич, О.В. Жакова.- СПб .: Кристал, 1998г.

4. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры.- Ярославль : "Академия развития", 1998г.

5. Сюзи О. Рейли Лепка.- СПб.: Полигон, 1997г.

6. Федотов Г. Глина керамика.- М.: Эксмо - Пресс, 2002г.

7. Фотографии


Количество комментариев: 0