Статья: "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.

Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт развитие.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние. Для удовлетворения своих познавательных потребностей у детей есть различные способы познания:

  • действия и собственный практический опыт;
  • объяснения, рассказы, наблюдения и др.;
  • знакомство с различными источниками информации: книги, телевидение, компьютер и др.

Уровень развития мыслительных операций (анализ, обобщение, сравнение, классификация и др.) у ребёнка позволяет ему более осознанно и глубоко разбираться в сведениях о нашем мире. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире.

Дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, приобретать необходимые знания и умения.

Для реализации у ребёнка способностей к экспериментированию надо создать условия, и тогда он сохранит первые впечатления. Следует учесть наличие специального оборудования. Ни в коем случае не использовать столовые предметы (ложки, чашки и др.). Надо показать, что исследование – это научный подход изучения того или иного предмета. Поэтому, чтоб получить точный результат, надо работать строго со специальным оборудованием (пробирки, колбы, микроскопы, держатели, спиртовки и др.)

Исследования можно проводить в играх с природным и предметным материалом.

Используя в эксперименте растения, дети с удивлением узнают, что это тоже живые объекты, и по-другому начинают относиться к ним в окружающей среде.

Для полноценного проведения исследования мало иметь определённое оборудование, важно, чтоб воспитатель обладал знаниями в области биологии, химии, физики, ботаники, природоведении, мог грамотно, с научной точки, объяснить детям результат исследования.

Целесообразно подводить итоги эксперимента в игровой, интересной форме, обязательно поощрять детей за их старание, внимание, наблюдательность.

Успех проведения исследований зависит от совместного желания ребёнка и воспитателя.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Начинать экспериментальную деятельность необходимо с простейших предметов и материалов – это: вода, ткань, бумага, снег, песок и др.

До начала проведения эксперимента необходимо с детьми составить план:

  1. Выбрать объект исследования.
  2. Подобрать необходимое оборудование.
  3. Уточнить, каким будет эксперимент: кратковременным или долговременным (знать, для чего проводится опыт; закрепить последовательность выполнения; определить, каким будет результат).
  4. Вспомнить правила безопасности.
  5. Проводить эксперимент самостоятельно или с воспитателем.
  6. Фиксировать результаты в карточках или в альбоме.
  7. Сравнить полученные результаты.
  8. Провести анализ (оправдался ожидаемый результат; какой момент был самый интересный; в чём испытывали затруднение; эксперимент повторить ещё раз).
  9. Домашнее задание.

В своей педагогической практике для эффективного развития дошкольников, я использую экспериментальную деятельность. Мною разработана программа «Эколята-дошколята». Целью программы является формирование экологических знаний, начал экологической культуры посредством опытно-экспериментально-игровой деятельности: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Детское экспериментирование тесно связано с наблюдением и трудом. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов. Экспериментирование вызывает у детей большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формирует трудовые навыки. Также у детей развивается речь. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с изобразительной деятельностью, с формированием математических представлений.

Плановые наблюдения и эксперименты начинаем с определения дидактических задач, затем выбираем объект, соответствующий требованиям. Детям предлагаю поставить опыт, они обдумывают, обсуждают методику и ход эксперимента и затем его проводят.

Постановка эксперимента очень эффективно развивает детское мышление.

Во время работы не требую от детей полной тишины, они полностью раскрепощены, но дисциплину нарушать не разрешается. В процессе работы дети ищут собственные способы решения задачи.

На заключительном этапе эксперимента дети подводят итоги и формулируют выводы.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют возможность самостоятельно найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

 


Количество коментариев: 0