Статья: "Особенности организации обучения детей цифрового поколения"

           

Особенности организации обучения детей цифрового поколения

Чикунова В.С.

 

Современные дети – особое поколение, которое называют поколение – Z. Они с раннего возраста осваивают просторы сети Интернет, компьютеры и смартфоны; предпочитают играть в онлайн игры. Зачастую  термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровые дети».

Процесс обучения – это организованный педагогический процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков от одного поколения к другому и их усвоение.

Воронин А.С. определяет процесс обучения как определенным образом организованную деятельность обучающегося и обучающего по диагностике, планированию, созданию условий, реализации, оцениванию и коррекции обучения [2].

Процесс обучения осуществляется с помощью разнообразных методов, приемов, средств. От их грамотного использования зависит эффективность образовательного процесса, то насколько ученики знают и умеют применять полученную информацию на практике. Поэтому учитель стремится разнообразными приемами активизировать эту деятельность, сделать процесс обучения интересным и увлекательным для детей, чтобы у них была личностная потребность в получении знаний.

Находить подход к цифровому поколению учителям стало сложнее: детям стало менее интересно читать печатные книги, писать в тетради, увлечь их чем-то также стало сложнее. И учителям в сложившейся ситуации необходимо находить такой подход обучения, который был бы интересен новому поколению учеников.

Нами было проведено исследование по выявлению использования сети Интернет  младшими школьниками. В исследовании приняли участие 21 учащийся 3 класса. Анализ ответов показал, что 86% испытуемых имеют доступ в интернет в отсутствии родителей. 10 % опрошенных указали, что имеют неограниченный доступ, могут пользоваться интернетом в любое время по своему желанию. 19 % проводят меньше 1 часа в день в сети Интернет, 19 % - в среднем 1 час в день, 24 % - от 2 до 5 часов ежедневно, 24 % - 0 часов.

Учащиеся отдают предпочтение таким социальным сетям, мессенджерам и сайтам, как Вконтакте, Инстаграм, Viber , WhatsApp, а также YouTube. 16 учеников из 21 зарегистрированы хотя бы в 1 социальной сети, из них 1 указал, что зарегистрирован во всех социальных сетях, указанных выше. 5 опрошенных зарегистрированы в 2 социальных сетях. 2 ученика указали, что не всех людей, которых они добавляют в друзья, знают лично.

Ученики играют в онлайн игры, например, кормят виртуальных животных, строят конструкции и сооружения (наподобие конструкторов Лего только виртуально), обороняются от противников и т.д.

Только половина учащихся осознает угрозу интернета, четверть опрошенных затруднились в ответе.

Итак, можно сделать вывод, что ученики начальной школы уже активно пользуются возможностями интернет, и педагогу необходимо не только проводить классные часы по теме безопасности в сети Интернет, но и учитывать эти особенности в своей работе. Педагог должен использовать современные приемы обучения, технологии и средства. Так, например, педагог может создать свой канал на YouTube и добавлять туда видеоматериалы объяснений сложных заданий, интересные подборки документальных развивающих фильмов, мультфильмов, чтобы ученики с пользой проводили время.

Так как ученики хорошо владеют навыками использования компьютерных технологий, смартфонами, то можно провести интересные уроки с использованием QR-кодов. QR-код – это штрих код, содержащий информацию об объекте, к которому он привязан. Для этого на телефоне должна быть установлена специальная программа, считывающая и распознающая штрих код. Создать QR-код также достаточно просто  с помощью сайтов. Это не только повысит интерес к учебе, но и статус учителя в глазах учеников.

Интересной современной формой обучения является модель «перевернутый класс», которая может быть использована не только в среднем и старшем звене школы, но и в начальном. Суть данной модели заключается в следующем: ученики самостоятельно дома изучают тему по тем источникам (ссылкам, учебной литературе), которые определил учитель. Затем они в классе совместно с учителем разбирают данный материал, углубляются в его изучении. Итак,  получается, что ученики уже знакомы с темой, у них могли возникнуть вопросы, на которые учитель ответит на самом уроке. В ходе урока ученики уже продолжают изучение темы, применяют полученные знания именно на практике [1].

Чтобы избежать поверхностного  мышления, фрагментарных знаний ученикам необходимо давать проблемные вопросы для развития умения анализировать, строить предположения, доказывать свою мысль. Необходимо развивать способность находить решение самостоятельно. Для этого на уроках и во внеурочное время полезно организовывать проектную и исследовательскую деятельность учеников. Во время данного вида работы ученики учатся работать с литературой, ориентироваться в ней и искать информацию, используют электронные таблицы и базы данных.

Компьютерные технологии окружают ребенка и в школе. Во многих школах в кабинетах есть проекторы с экранами, также во многих программах имеются электронные приложения к учебникам, которые наполняют урок различными заданиями в игровой форме. Современные ученики также как и раньше любят нестандартные уроки. Например, викторины, уроки - путешествия и др. 

Таким образом, хотя современные ученики и проводят достаточно много времени с гаджетами и в сети Интернет, они по-прежнему остаются детьми, которые любят открывать, узнавать что-то новое, а педагог должен помочь им в этом. Процесс обучения современных детей станет более эффективным, если педагог будет применять в образовательном процессе новые современные приемы, технологии обучения.

 

 

Список использованной литературы и источников:

 1. Инфоурок [Электронный ресурс]: Брыкалова Н.И.  Мастер - класс "Технология смешанного обучения классный переворот или погоорим о модели обучения "Перевернутый класс".

 2. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург:  ГОУ ВПО УГТУ-УПИА.СВоронин2006.


Количество коментариев: 0