Статья: "Специфика работы профильной смены "Калейдоскоп интересных затей""

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районная станция юных техников»

Грачевского муниципального района Ставропольского края

 

 

 Летний профильный лагерь с дневным пребыванием детей «Форт творчества»

 

Авторы:

Плотникова Татьяна Александровна,

заместитель директора МКУ ДО «РСЮТ»;

Чвалун Ирина Ивановна,

педагог-организатор МКУ ДО «РСЮТ»

 

 

 

 

с.Старомарьевка, 2018

 

    Программа деятельности профильной смены  «Калейдоскоп интересных затей» была создана в 2018 году коллективом педагогов МКУ ДО «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального района Ставропольского края и прошла апробацию в профильном лагере с дневным пребыванием детей «Форт творчества» в летний период 2018 года.

      Программа смены, с учетом ее структуры реализуется в 5 периодах: подготовительном, организационном, основном, заключительном (всего 18 дней) и периоде последействия (постлагерный).

      На  подготовительном этапе  была сформирована педагогическая команда   из высокопрофессиональных педагогических работников учреждения, прошедших специальную подготовку  для работы в летний период.

    В качестве игровых моделей программы смены избраны  различные игры – большие затеи, объединённые общей целью, озвученной в легенде смены.

Организационный период. Ввод в игру.  В этот период закладываются основы создания и сплочения временного детского коллектива. Начинает работу система детского самоуправления «Совет лагеря». Этот совет курируется руководителями сме­ны - Хранителями, он проводит большой Форум смены, где планирует и регулирует собственную работу, а также жизнь отрядов: принимает законы,  вводит сис­тему поощрений и т.д. «Совет лагеря» координируют работу команд - микрогрупп, работающих в системе ЧТП (чередование творческих поручений):

«Креатив-команда», «Арт-команда», «Спорт-команда», «Интеллектум-команда», «Дежурная команда». Работа микрогрупп по чередованию творческих поручений способствует развитию активной позиции,  инициативы и самостоятельности.

    Реализация в делах:  Летний Карнавал «Подари друг - другу солнце»,

КТД «Вся наша жизнь - игра», Конкурсно - игровая программа «Ожившие страницы», Акция: «Голосуй за  здоровье!», Игровая программа «Стань звездой!», где участники каждой микрогруппы смогут проявить свои организаторские и творческие способности.  

Основной период. Квест - игра «Калейдоскоп интересных затей».

     Игровая модель смены заключена в основном сюжете квест – игры в легенде старейшин (Хранителей) – воспитателей  и  вожатых.
В ходе реализации квест-игры осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми и подростками  в рамках интеллектуально-творческой профильной смены.

       Основной период смены, если его рассматривать с точки зрения педагогической деятельности, делится на три тематических блока:

  • образовательный (реализация краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ «Техника дизайна», «Оригами», «Конструирование технических моделей» в творческих мастерских Хранителей:);

-   познавательно-воспитательный (квест-игра «Калейдоскоп интересных затей»,   мероприятия, связанные с изучением прав и обязанностей юного гражданина,  духовно-нравственных традиций, событиями истории и памятниками культурного наследия России и родного края, формированием культуры здорового образа жизни);

  • культурно - досуговый состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие, игровые и театрализованные программы, фестивали, программы открытия и закрытия смены и т. д.).

      Педагогическим обеспечением тематических блоков выступают специально подобранные игровые технологии, ситуации, модели поведения и отношений детей и взрослых.  Как это выглядит на практике?

      Завязка сюжета: На территорию «Форт творчества» находится резиденция Хранителей – руководители творческих мастерских. Дети,  в ходе знакомства с территорией узнают о здешних легендах и о том, что они оказались здесь не случайно. Их предназначение – стать учениками хранителей и разыскать потерянные яркие стёклышки для калейдоскопа. Новые, посвященные ученики хранителей отправляются в путешествие с помощью карты. Кто знает, куда их занесет случай.  На карте их ждут пять интересных затей: «Живём – играя!», «Пять олимпийских колец», «Я живу в России», «Мегаполис талантов», «Твори добро».
Каждое событие и мероприятие программы воссоздает ярчайшие  краски нашей жизни, приносит участникам новые истины, тайны, умения которые они собирают в свой заветный сундучок в виде разноцветных стеклышков.           

    Кульминация: Ребята успешно справляются со своей миссией и собирают калейдоскоп. Когда все осколки-стеклышки будут собраны в яркий «калейдоскоп», участники игры смогут прочитать заветные слова Хранителей.

Прощание с лагерем, прощание со своими наставниками и членами команды. Подведение итогов личной и коллективной деятельности на смене. Определение перспектив личностного роста. Ученики хранителей навсегда запомнят: познавай, сохраняй, приумножай.

      Результаты творческой деятельности, а они всегда положительные, вносятся ежедневно в листок «Вот мы какие!» как составляющие личностного роста ребят, что позволяет создать «ситуацию успеха». Кроме того, работа в творческих мастерских Хранителей способствует выявлению юных талантов, творческие работы которых представляют учреждение на региональных, Всероссийских и международных конкурсах.

         Итоговый период. Завершение игры.

      На данном этапе, как правило подводятся  итоги реализации программы «Калейдоскоп интересных затей», анализируются положительные и отрицательные моменты в проведении смены.

      Личностный рост участников смены подтверждается вручением каждому медальки «Калейдоскоп» на разноцветных лентах. Цвет ленты – отражение таланта, проявленного ребенком ярче всего.

     Формой рефлексии была избрана методика «Форт «Хранителей». Ребята пишут каждый на своем кирпичике (вырезанном из разноцветного картона), чего они ждут от этой смены. Вожатый собирает все кирпичики и выкладывает  из них высокую башню. В конце смены на большом Форуме их снимают, читают пожелания, и все вместе обсуждают, что сбылось, а что нет.

На праздничном закрытие смены «Мы вместе!», происходит торжественное награждение победителей тематических затей и активов команд.

 

деятельности на смене. Определение перспектив личностного роста. Ученики хранителей навсегда запомнят: познавай, сохраняй, приумножай.

      Результаты творческой деятельности, а они всегда положительные, вносятся ежедневно в листок «Вот мы какие!» как составляющие личностного роста ребят, что позволяет создать «ситуацию успеха». Кроме того, работа в творческих мастерских Хранителей способствует выявлению юных талантов, творческие работы которых представляют учреждение на региональных, Всероссийских и международных конкурсах.

         Итоговый период. Завершение игры.

      На данном этапе, как правило подводятся  итоги реализации программы «Калейдоскоп интересных затей», анализируются положительные и отрицательные моменты в проведении смены.

      Личностный рост участников смены подтверждается вручением каждому медальки «Калейдоскоп» на разноцветных лентах. Цвет ленты – отражение таланта, проявленного ребенком ярче всего.

     Формой рефлексии была избрана методика «Форт «Хранителей». Ребята пишут каждый на своем кирпичике (вырезанном из разноцветного картона), чего они ждут от этой смены. Вожатый собирает все кирпичики и выкладывает  из них высокую башню. В конце смены на большом Форуме их снимают, читают пожелания, и все вместе обсуждают, что сбылось, а что нет.

На праздничном закрытие смены «Мы вместе!», происходит торжественное награждение победителей тематических затей и активов команд.

 

 

 

 

 


Количество коментариев: 0