Статья: "НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАПРОСЫ, ОЦЕНКИ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ"

Каждому педагогу хочется работать качественно, каждый родитель мечтает о качественном образова­нии для своего ребёнка. А что такое «качество образования» сего­дня? При использовании в образовательном контексте понятия «качество» последнему часто приписывают различные значения. Так, для педагогов  оно может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами, для учащихся - соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками. Для родителей - связано с развитием индивидуальности их детей.

Однако можно выделить четыре основных условия, без которых получение качественного образования просто невозможно:

1) Квалифицированный педагогический состав;

2)Наличие современного учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий;

3)Существование благоприятных условий для обучения (школьная столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.).

4)Благоприятная среда общения со сверстниками.

В книге «Управление качеством образования под редакцией М. М. Поташника ка­чество образования понимается как «важнейший показатель успеха школы…». По его мнению, «качество об­разования — соотношение цели и результата, меры достижения целей…». Из логики определения вытекает: результат образования определяется его целями. Что можно сегодня считать целями образования?

Образование во всем мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности.

Что следует понимать под образованием?

Традиционно образование рассматривается как создание чело­века по образу и подобию. Оно, исходя из отмеченного, становится способом создания своего образа личности. А это означает то, что невозможно представлять образование только лишь в аспекте воо­ружения учащихся знаниями, умениями и навыками, обеспечи­вающими его адаптацию в современной культуре.

Истинное современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» человека. Образование как единство обучения и воспитания призвано обеспечить построение учеником живого знания, знания личностно значимого. Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей начавшегося столе­тия. Каковы же эти особенности XXI века?

Человечество подошло сейчас к небывалой ступени своего раз­вития - ступени жизни или смерти. В наше время все земные про­блемы стали глобальными и жизнью человечества больше всего правят глобальные, планетарные противоречия. По данным про­гнозов в начале века будут углубляться и расширяться кризисные явления - и, прежде всего, всеобъемлющий энергетический кризис, что потребует активного поиска учеными новых источников энер­гии, а также расширения уже известных месторождений и способов получения энергии. Этот процесс не может не вызвать борьбы за передел мира, с одной стороны, и, с другой - потребует объедине­ния усилий ученых всего мира для поиска новых источников энер­гии. Вторым кризисным явлением, носящим глобальный характер, будет угрожающе быстрое развитие экологического кризиса во всех и особенно индустриально развитых странах, обострение про­блемы водных ресурсов и особенно питьевой воды.

Третий кризис - глобальное изменение климата, усиление дей­ствия стрессовых факторов среды на человека и биоресурсы, что потребует больших резервов энергетических и материально-технических ресурсов во всех странах мира на преодоление отри­цательных последствий этих явлений.

Четвертый кризис связан с увеличением минимум в 2 раза чис­ленности населения на земном шаре. Это, в свою очередь, приведет к перенаселению ранее освоенных территорий, нехватке продо­вольствия. Отсюда обоснованным становится стремление к освое­нию новых территорий и наукоемких технологий производства.

Необходимость преодоления отмеченных кризисов потребует объединения мирового интеллекта в направлении поиска путей смягчения кризисных явлений и успешного выхода из них. В ряде сфер потребуется научный прорыв, например освоение Космоса с целью использования космических технологий в земных условиях, развитие искусственного интеллекта и его использование в произ­водстве и жизнеобеспечении людей.

Один из сложнейших факторов положения человека в сего­дняшней цивилизации - взрыв потребления (и это несмотря на сложные экономические проблемы в России). С одной стороны - это очень благотворный для человека момент. По иерархии по­требностей (по закону возвышения) та энергия человека, которая шла на бытовые нужды, теперь может переключиться на более глу­бокие духовные потребности. Но зачастую человек считает, что насыщение базовых нужд - вершина человеческой жизни, тогда эта энергия не переключается на более высокие потребности. Поэтому нынешний культ потребления - пищевого, вещевого, зрелищного глубоко эгоизирует мир потребностей. Он превращает человека-созидателя в человека-потребителя.

Это новая глобальная угроза для человечества, и она опасна для молодых поколений, которые растут пленниками,  потребленческого культа.

Еще одна угроза таится в почти повальной невротизации. Крупная доля наших душевных сил уходит на защитные пережива­ния, на повышенную заботу о себе. На заботу о других людях у нас остается гораздо меньше душевных, сил. Современный человек де­лается всё более «Я»-центричным, замкнутым на себе.

Угрозу представляет и положение ученика в школе и ребенка в семье - положение одиночки. Успех соседа - не часть моего успе­ха, моя неудача - не часть его неудачи - на таком отгораживании основано положение ученика в школе. Чтобы быть хорошим уче­ником, совсем не надо быть хорошим человеком. Где искать вы­ход? Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобаль­ными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные про­блемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.

Каким образом это можно сделать?

Наверное, только улучшением человеческой природы. Уместны в этой связи слова Э. Фромма: «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого человека, нужно изменить общество».

Современное образование в этой связи оказывается самым ак­тивным участником процесса выхода из планетарных кризисов.

В связи с  этим возникает острая необходимость определить приоритеты в базовом образовании, разработать новые стратегии образования человека на протяжении всей жизни.

Главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей (возможностей), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить  их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.

Для выполнения этой грандиозной задачи воспитание должно быть нацелено на самовоспитание высокой гражданской позиции,  высоких нравственных качеств, на содействие формированию у людей устойчивого естественнонаучного взгляда на природу и общество, на свое место в жизни, свою роль в обществе и государстве.

Выпускники школ владеют более или менее хорошими специальными умениями и навыками. Но чаще всего большинство из них не владеют самыми главным умением - умением жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации. Промышленники Европы, одни из потенциальных заказчиков системы общего среднего в одном из заключительных документов своего «круглого стола» записали: «Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества, дух профессионализма, стремление к совершенству, чувство соревновательности; чувство служения общему делу, патриотизм. Эти качества составляют основу духа предприятия.

Наиболее перспективной в развитии образования являете концепция образования на протяжении всей жизни человека. Сущностными характеристиками этой концепции являются:

  • гибкость;
  • разнообразие;
  • доступность во времени и пространстве.

К реализации концепции образования на протяжении всей жиз­ни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью не­обходимо развивать образовательный процесс, опираясь на сле­дующие основания:

  • научиться познавать;
  •   научиться делать;
  •   научиться жить вместе;
  •   научиться жить в ладу с самим собою.

Собственно говоря, эти основы и являются целями современно­го образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.

Раскроем компоненты этих целей образования.

  • Помочь учащимся научиться познавать окружающий мир.
    Задача научиться познавать давно стала составной в системе задач образовательных учреждений. Необходимо создавать усло­вия для развития у учащихся вкуса к исследовательской деятельно­сти и овладению исследовательскими умениями.

Таким образом, понятие «научиться учиться» включает в себя:

  • интеллектуальную культуру;
  • культуру самоорганизации;
  • информационную культуру;
  • исследовательскую культуру.

Отметим, что сформированность интеллектуальной, информа­ционной, исследовательской культур и культуры самоорганизации действительно позволят школьнику учиться всю жизнь. Тем самым тезис «образование в течение жизни» становится реальностью.

  • Помочь учащимся научиться работать (действовать).

Другой основой развития образования является решение задачи научиться работать, что связано с необходимостью совершенство­вания в сфере своей профессиональной деятельности: приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями (в том числе и непредвиденными).

Прежде всего, следует научиться использовать знания на прак­тике, применять их к решению теоретических проблем. Для этого необходимо содействовать развитию у школьников системного, критического мышления. В отличие от аналитического, системное мышление - это синтезирующее мышление.

Субъект с системным мышлением убежден, что правильно поставить и решить ее, можно только выйдя за границы той сис­темы, по отношению к которой эта проблема изначально выяв­лена (В. С. Лазарев).

Но этого тоже недостаточно. Чтобы жить, развиваться и быть удовлетворенным от своей основной деятельности, нужно стать профессионалом в избранной области. В условиях жесткой конку­ренции рынка свое место может «удержать» только профессионал. А для этого каждый должен:

 - формировать у себя потребность к постоянному познанию;

- уметь эту потребность удовлетворять собственными силами;

- иметь широкую компетентность, связанную с умением ре­шать проблемы;

-уметь работать в разных социальных и производственных условиях.

Особо следует отметить необходимость воспитания такого ка­чества у школьников как лидерство. Оно может быть связано не только с наукой или управлением, но и с практической деятельно­стью.

Лидер - это, прежде всего, профессионал в конкретной области.

Другая черта лидера - это умение увидеть проблему, а значит не­обходимо обладать способностью к проблемно-ориентированному анализу, критическому анализу.

Третья черта лидера - это умение найти пути и средства решения найденной проблемы. Здесь требу­ются от человека широкие профессиональные знания и умения.

 И, наконец, четвертая характеристика лидера - это умение орга­низовать вокруг себя людей для решения проблемы. Лидер - это человек, который способен реализовать себя в любимом деле.

Таким образом, воспитание лидера сегодня становится одной из важных целей образования. При этом в виду имеется лидер, спо­собный к сопереживанию другому человеку,  стремящийся к приня­тию другого и оказанию ему помощи.

  • Помочь учащимся научиться жить вместе - еще одна цель со­временного образования.

 Важно научиться жить вместе, воспитывая  в себе принятие и понимание другого человека, отношение к нему как к ценности. Для современных условий необходимо уже в школе способствовать воспитанию у школьников стремлений и умений жить вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире. В этой связи исключительно важным является разбудить и поддер­живать у детей чувство понимания взаимозависимости в мире, раз­вивать у них коммуникативность, умения предупреждать и снимать конфликты.

Основополагающим в коммуникации, безусловно, является осознание того, что другой человек является ценностью. Именно это, на наш взгляд позволяет принять другого. Как часто в повсе­дневной жизни мы слышим, что самым важным во взаимодейст­вии людей является понимание друг друга. Но это понимание ни­когда не состоится, если мы не принимаем этого другого. Прежде всего, должен сработать механизм принятия. Если мы принимаем другого, значит, в последующем и услышим его и, конечно, же,  сможем понять его.

  • Четвертая важнейшая основа развития образовательного про­цесса состоит в том, чтобы научиться жить, обеспечивая расцвет собственной личности.

 Чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому необходимо создавать в школе условия для саморазвития у учащихся мотивации в познании, духовных по­требностей, собственной индивидуальности: памяти, мышления, эстетических чувств, физических возможностей.

Сейчас важнейшей задачей является помощь учащимся в само­познании, ибо только таким путем ученик может построить траек­торию своего развития.

Естественно, что выделенные цели образования требуют опре­деления основного пути развития массовой школы и всей системы образования

Цитирую слова И. С. Якиманской, которые, на мой взгляд, очень четко и конкретно определяют назначение массовой россий­ской школы: «Школа - это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индиви­дуальность. ...Это адаптивная многопрофильная школа, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образователь­ной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способ­ствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок».


Количество коментариев: 0