Статья: "Проект "Баба-Яга в музыке и в сказках""

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92общеразвививающего вида»

г. Сыктывкара

 

 

 

Образовательный  проект

 

Тема:

«Баба-Яга в музыке и в сказках»

 

Для детей старшего дошкольного возраста

 

Сроки реализации проекта:

22.11.2017г. – 06.12.2017г.

 

Автор проекта: Старцева Наталья Александровна

Музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сыктывкар, 2017

Информационная характеристика проекта:

Тип проекта:

  • по составу участников - групповой (дети , родители, педагоги).
  • по целевой установке – информационный.

Вид проекта – познавательно-игровой, творческий

Возраст детей: 5-7 лет.

 

Участники реализации проекта

Педагог: Старцева Наталья Александровна

Воспитанники: дети двух старших групп и подготовительная к школе группа.

Родители: двух старших групп и подготовительной к школе группы.

Срок работы по проекту: краткосрочный (2 недели)

Срок реализации: 22.11.2017г. – 06.12.2017г.

 

Проблема: Недостаточный интерес педагогов, детей и родителей к слушанию музыки.

Актуальность:

        Сказки – это прекрасный вид искусства. В мир сказок мы вступает в самом раннем детстве. Сказки веселят, развлекают, иногда пугают, они учат нас поступать честно. Они никогда не устаревают, потому что в них хранится мудрость наших предков, традиции и обычаи. С необычной щедростью, во всем великолепии показаны в сказках сокровища народной разговорной речи.

            В современном мире у детей появилось множество других интересов. Но мы все равно любим смотреть, слушать и читать сказки. Время, проведенное за совместным чтением сказок, сближает родителей и детей, поколения. Мы сопереживаем героям, учимся отличать добро от зла. Тема добра и зла – одна из вечных тем. И в наше время она продолжает оставаться актуальной.

         В сказках существуют множество волшебных персонажей. Особенно интересен образ Бабы Яги, который является одним из самых таинственных и противоречивых женских образов в русских сказках, сочетающий в себе положительные и отрицательные качества.
     Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен.

Цель: обогащение знаний детей об образе «Бабы-яги» в музыке, в рисунке, в движении.

 

Задачи:

Образовательные:

 

  1. Познакомить с музыкальными произведениями: Мусоргского М.П. «Избушка на курьих ножках» и Чайковского. П.И. Баба-Яга».

 

  1. Формировать представления о многогранных связях музыки и живописи;
  2. Расширять знания о средствах выразительности: динамику, регистр, характер звучания.

Развивающие:

 

   1.Развивать образное мышление и творческое воображение в передаче характера музыкального образа в мимике, пантомимике, и рисовании.

  2.Развивать связную речь детей; обогащение и активизация словаря.

 

Воспитательные:

1.Воспитывать музыкальную «слушательскую» культуру через восприятие музыкальных произведений;

2.Воспитывать  интерес родителей воспитанников к  слушанию произведения, и воплощения образа в рисунок дома вместе с ребёнком.

Образовательные области:

- социально-коммуникативная;

- познавательная;

- речевая;

- художественно-эстетическая;

- физическая.

 

Продукты проекта:

      для детей:

Создание альбома «Рисуем музыку»

Картотека загадок о Бабе-Яге с картинками.

    для воспитателя:

1.Создание картотеки музыкальных произведений, посвящённые образу Бабы-Яги.

2.Создание списка сказок авторских и народных, посвящённых Бабе-Яге.

  для родителей:

Статья в родительский уголок: «Слушаем и рисуем музыку вместе!»

 

Ожидаемые результаты по проекту:

     для детей:

Интерес детей к  сказочному персонажу -  Бабе-Яге в сказках и в музыке,

 и  желание  передавать в движении,  и в рисовании образ музыкального произведения. 

     для воспитателя:

Заинтересованность педагогов в реализации данного проекта и взаимное сотрудничество в работе по слушанию музыки с детьми;

     для родителей:

Тесное активное сотрудничество родителей к  слушанию музыкальных произведений вместе с ребёнком, и воплощение образа в рисунок.

 Обеспечение проектной деятельности:

  1. Методическое.
  • Большая книга русских народных сказок / М.: Планета детства, 2003.
  • Радынова О. П. Музыкальные шедевры. / Сфера.   
  • Музыкальная литература: русская музыка 20 века: четвертый год обучения: учебное пособие / Шорникова М.– Изд.9-ое. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  • О.П. Радынова. А.И. Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.
  • С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
  • А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».
  • Н.А. Сорокина «Театр, творчество, дети».
  • Журналы «Музыкальный руководитель»; «Музыкальная палитра»;

 

2.Материально-техническое:

СД произведениями П.И. Чайковского,  М.П. Мусоргского, портреты композиторов, бумага для рисования, краски, кисти, карандаши, фломастеры  картинки-фото с изображением Бабы – Яги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация проекта

 

Этапы проекта

Этапы проекта

 

Действия детей

Действия педагога

Действия родителей

Подготовительный

 

 

Пересказ сказок о Бабе-Яге.

1. Подобрать и изучить методическую литературу и музыкальный репертуар. Чтение сказок и просмотр мультфильмов про Бабу – Ягу («Гуси – лебеди», «Летучий корабль» и другие.), новые сказки про добрую Бабу – Ягу.

2.Составление перспективного плана проекта

Чтение сказок и просмотр фильмов, мультфильмов про Бабу-ягу детям.

Деятельностный

 

 

 

1. НОД «Музыка

«Баба-Яга в музыке».

2.Картотека загадок о Бабе-Яге с картинками

 

Консультация для родителей

«Слушаем и рисуем музыку вместе!»

 

Завершающий

 

1.Создание альбома

«Слушаем и рисуем музыку о Бабе - Яге»

 

1.Создание картотеки музыкальных произведений, посвящённые образу Бабы-Яги

2.Создание списка сказок авторских и народных, посвящённые Бабе-Яге.

 

 

 

 

Содержание проекта

 

Сроки

Формы

Тема

Цель

Пособия,

репертуар

28.11.2017г

1.Консультация для родителей

«Слушаем и рисуем музыку вместе!»

Приложение 1

Дать информацию о том как слушать музыку и переносить свои эмоции в рисунок.

Статья в родительский уголок

29.11.2017г

2.НОД «Музыка»

 «Баба-Яга в музыке».

 

Приложение 2

 

Обогащение знаний детей о сказочном  образе Бабы-Яги в музыке.

 

Картинки-фотографии Бабы-Яги; Загадки, стихи; музыка:«Баба-Яга» П.И. Чайковский  « Детский альбом»,«Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»;Портреты Чайковского и Мусоргского.

 

30.11.2017г.

3.Картотека загадок о Бабе-Яге с картинками

 

 

«Баба-Яга в картинках и загадках»

Приложение 3

 

Воспитание интереса к разгадыванию загадок.

 Картинки образов Бабы-Яги и Избушек на курьих ножках

01.12.2017г.

4.Создание альбома

 

«Слушаем и рисуем музыку о Бабе - Яге»

Приложение 4

повышать интерес родителей  и детей к  слушанию музыки  и воплотить образ в рисунок.

Рисунки детей совместно с родителями

04.12.2017г.

5.Создание картотеки музыкальных произведений, посвящённые образу Бабы-Яги.

 

«Музыкальная Баба-Яга»

Приложение 5

Дать представление о том, что музыкальные произведения о Бабе-Яге имеют разный  характер.

Папка с музыкальными произведениями.

Список музыкальных произведений, посвящённых Бабе-Яге.

05.12.2017г

6.Создание списка сказок авторских и народных, посвящённые Бабе-Яге.

«Сказки о Бабе-Яге»

Приложение 6

Расширить знания детей о разных сказках о Бабе-Яге

Список сказок о Бабе-Яге

 

Заключение. Проект реализовывался с 22.11.2017г. – 06.12.2017г. Работа проводилась с детьми, воспитателями, родителями и социальными партнёрами.

 

 

 

 

 


Количество комментариев: 0