Статья: "Адаптация первоклассников к школе"

 

Адаптация первоклассников к школе

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальная проблема в педагогике - адаптация первоклассников. В ней обозначены особенности данного периода, признаки дезадаптации, определены возможные диагностики адаптации первоклассников. Данную статью будет полезно прочитать не только педагогам и студентам педагогических вузов, но и родителям учеников.

 

Адаптация к школе – это процесс привыкания к новым школьным условиям. Первый класс – наиболее сложный период в жизни детей, означающий смену основного вида деятельности (переход от игровой деятельности к учебной). У первоклассников, недавних воспитанников детского сада, еще преобладает игровая деятельность, не сформированы регулятивные умения, повышенный уровень эмоциональности, наглядно - образное мышление. Данный переход зачастую вызывает стресс у детей из-за новой социальной роли, нового детского коллектива и т.д. Привыкнуть  к изменившимся условиям не просто: у каждого ребенка этот процесс индивидуален. Однако в среднем адаптация длится до 6 месяцев. На данном этапе ребенок наиболее чувствителен, он нуждается в поддержке со стороны школы и семьи.

 Практически половина первоклассников имеют те или иные трудности, связанные с адаптацией к школе. По мнению С.А. Беличевой, «Школьная дезадаптация - это совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным. Дезадаптация проявляется в плохом усвоении учебного материала, в отказе ученика идти в школу, беспричинной плаксивости, нервозности, агрессивности, несоблюдении требований учителя, замкнутости. Также одним из проявлений дезадаптации может быть пассивность ребенка на уроках и переменах из-за страха возможной неудачи.

Именно в данный период на педагога возложена огромная ответственность. Ему необходимо создать условия для наиболее успешной адаптации учащихся, выявить детей с проблемами в адаптации и найти способы решения этих проблем.

Чтобы адаптация первоклассников проходила наиболее успешно, на уроках  используется большое количество наглядных материалов: учебных картин, таблиц. Широкое применение имеют мультимедийные технологии. Учебники первоклассников  также отличаются обилием ярких картинок и малым количеством текста. Уроки в первых классах проводятся нередко в игровой форме, происходит частая смена деятельности, физминутки способствуют физическому развитию и снятию эмоционального напряжения школьников. Широко применяются такие методы, как рассказ, беседа, работа с книгой и др.  В первом классе принята безотметочная система оценивания, а количество уроков не превышает 4.

Своевременное выявление детей с проблемами в адаптации очень важно. Признаки дезадаптации  можно увидеть в поведении ребенка, а также по результатам диагностики адаптации. Диагностику адаптации проводит педагог-психолог (если данный специалист есть в учебном заведении) или сам педагог. Существует много методик диагностики адаптации первоклассников. Среди них методика «Краски» (по выбранной учеником цветовой гамме определяется отношение ребенка к школе, классу, учителю и др.), методика «Солнце, тучка, дождик» (ученику предлагается определить свое самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений), анкеты для учеников и для их родителей, диагностики наблюдений. Так, в одной из диагностик наблюдений, педагогу или школьному психологу необходимо оценить результаты наблюдений по семи составляющим (по 5-балльной шкале): учебная активность; усвоение программного материала; поведение на уроке; поведение на перемене; взаимоотношения с одноклассниками; отношение к учителю; эмоции. Полученные результаты можно использовать в практической деятельности для решения выявленных проблем. Например, для сплочения детского коллектива, повышения мотивации к учебной деятельности.

В период адаптации первоклассников к школе педагогу необходимо уделять особое внимание и взаимодействию с их родителями. Они также испытывают определенные трудности, связанные с новой социальной ролью их детей. И педагогу надо проводить консультации с родителями, на которых будет разъясняться, как помочь ребенку адаптироваться быстрее. Основные задачи таких консультаций: познакомить родителей с особенностями этого периода; возможными решениями возникших трудностей, выявленных в ходе диагностики.  Родителям необходимо подбадривать и поддерживать ребенка, больше внимания уделять ему в данный период.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что адаптация первоклассников – это сложный процесс, и для того, чтобы он прошел благополучно, необходима совместная работа педагога, школьного психолога и родителей ребенка.

Список источников:

  1. Диагностика адаптации первоклассников к школе: методики проведения // Сообщество взаимопомощи учителей pedsovet.su [Электронный ресурс]. - Режим доступа.
  2. Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе // Инфоурок [Электронный ресурс]. - Режим доступа.

 

 

 

 


Количество комментариев: 0