Статья: "Особенности внедрения и реализации общеразвивающих программ нового поколения в образовательном процессе по доп. образованию детей"

Особенности внедрения и реализации

общеразвивающих программ нового поколения

в образовательном процессе по дополнительному образованию детей.

 

Учреждения дополнительного образования детей в соответствии с современными требованиями призваны использовать в образовательном процессе инновационные технологии разработки программ нового поколения. Применение в практике организаций дополнительного образования детей данной технологии не случайно и вызвано тем, что развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности, как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет и вестись под руководством наиболее квалифицированных педагогов образовательного учреждения или других специалистов: методистов из организаций дополнительного образования детей, преподавателей ИПК, научных сотрудников.

Образовательные программы, которые предполагается использовать преимущественно в условиях учреждений дополнительного образования детей, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой учитывать достоинства дополнительного материала.

Система дополнительного образования детей в образовательных учреждениях становится по-настоящему эффективной, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям обучающихся, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие, включение в социализацию и экономические отношения.

Специфика педагогических технологий, используемых в практике в дополнительном образовании, в том, что они акцентируют внимание педагога на характере его собственной деятельности. В процессе разработки выделяют следующие технологические признаки программно-методических документов:

  • признаки цели – конкретность и диагностичность;
  • признаки диагностичности – обеспеченность диагностическими средствами, помогающими педагогу отслеживать и корректировать процесс и результаты педагогических воздействий;
  • признаки структурности – логика и соподчиненность использования приемов и методов;
  • признаки оптимальности – наличие перечня условий, ограничивающих сферу применения или результативность.

Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:

  • ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
  • формирование у обучающихся целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
  • обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании; 
  • развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
  • обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
  • реализация единства образовательного процесса.

Дополнительные образовательные общеразвивающие программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком, включая детей с ОВЗ. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям конкретного региона, традициям и условиям конкретного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.

На сегодняшний день одной из проблем в решении задачи разработки и внедрения программ нового поколения является отсутствие стандартной утвержденной формы к оформлению данных материалов. Но есть и свои плюсы в том, что каждая образовательная организация вольна самостоятельно выбирать направления, формы программ наиболее близкие деятельности учреждения.

Остается только пожелать всем педагогическим работникам терпения и творческой активности на этапе разработки и реализации общеразвивающих программ нового поколения.

 


Количество коментариев: 0