Статья: "Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования."

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования.

(Выступление на районном МО педагогов дополнительного образования)

                                                                                                      Сидорова О. Г. педагог                                                                             дополнительного образования                                                                                                             МКУ ДО «Дом детского творчества» г. Новопавловска

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса у одаренных детей  в МКУ ДО «Дом детского творчества» г. Новопавловска способствует реализации основных направлений концепции дополнительного образования: личностно–ориентированного подхода к ребенку, доброжелательного отношения детей и взрослых, создания социально-психологических условий для обучения и полноценного развития детей.

Важными задачами психолого-педагогического сопровождения  одаренных детей являются:

  • содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся;
  • создание в педагогической среде психологических условий для полноценного развития и успешного обучения;
  • осуществление психологической помощи и поддержки педагогам, родителям в воспитании и образовании одаренных  детей.

Деятельность в рамках психолого-педагогического сопровождения организуется по следующим направлениям:  консультирование и просвещение, психопрофилактика,  диагностика. В течение учебного года в учреждении психологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через следующие виды деятельности:

  • работа с педагогами дополнительного образования;
  • работа с обучающимися;
  • работа с родителями.

Целью работы с педагогами дополнительного образования является повышение их психологической компетентности по вопросам, связанным с обучением и развитием одаренных обучающихся. Повышение психологической грамотности педагогов дополнительного образования  по вопросам воспитания, формирования здорового образа жизни, межличностного взаимодействия проходит через работу педагогических советов, методического объединения, Школу педагогического мастерства. Консультирование педагогов организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы педагогов  с детьми: диагностики или коррекционной работы. Консультирование носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения. В рамках реализации плана работы Школы педагогического мастерства, проводятся тренинги и научно-практические семинары.

В течение учебного года методистом посещаются занятия педагогов «Дома детского творчества» с целью оказания методической помощи по выявлению одаренных детей, а также психологическим основам построения занятия.

 

Актуальность темы.

Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: - осознанием обществом «человеческого потенциала», как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития;  ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых, требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др.

Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми. Действительно, проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Ведь раскрытие талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Где наблюдается резкое возрастание потребности в творческих людях, обладающих нестандартным мышлением, им легче найти работу, сделать карьеру. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.         

В рамках реализации программы выявления и поддержки одаренных детей  на  2013-2016 год  мной, как  педагогом дополнительного образования  была намечена цель исследовательской  работы с одаренными детьми в области театрального  направления.

Цель исследования - выявление  особенностей, содержания и методики реализации психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных детей в условиях дополнительного  образования.

Объект исследования — процесс обучения и развития детей в структуре дополнительного  образования театрального  направления.

Предмет исследования - система психолого-педагогической работы с одаренными детьми в условиях дополнительного  образования в области театрального искусства.

Гипотеза исследования - психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в условиях дополнительного образования может быть эффективным, если:

- детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;

- создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

- ведущим условием развития одаренного ребенка выступает личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, реализующий индивидуально-ориентированные педагогические технологии.

Методы исследования:

1) теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по вопросам выявления, обучения и развития одаренных детей;

2) эмпирические - анкетирование, тестирование обучающихся, педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности; экспертная оценка;

3) статистические - математическая обработка данных исследования.

Организация исследования.

В качестве основной базы исследования являлось МКУ ДО «Дом детского творчества» г. Новопавловска, театральный кружок «Золотой ключик».

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2013-2014 гг.) анализировалось состояние научной разработанности проблемы одаренности, изучался опыт психолого-педагогической работы с одаренными детьми; определялась теоретическая  база исследования; формулировались цель, объект, предмет исследования, его гипотеза и задачи.  Были отобраны методики и диагностики  выявления одаренных детей в области изобразительного искусства. Знаменитый американский психолог П. Торранс, прославившийся своими исследованиями творческой одаренности был взят за основу исследования. 

Для того чтобы объяснить роль творческих способностей в понимании, предсказании и развитии творчества П. Торренс предложил модель из трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, творческим умениями творческой мотивации. Высокий уровень творческих достижений может ожидаться только при совпадении всех этих трех факторов.

Это звено можно считать одним из важнейших начальных этапов по созданию

общей непрерывной системы целенаправленного выявления, развития и психолого–

педагогической поддержки одаренных детей. На этой ступени нельзя забывать, что

одаренность несет в себе предпосылки не только как явление развивающееся,

динамическое, но и изменяющееся. Поэтому при организации работы с данными детьми

использовать только тестирования (как одну из форм диагностики) мало. Здесь важны

разработки и использование других методов и подходов: игр, тренингов, моделирование творческой и учебной ситуации. Разработанная концепция предполагала, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Данная методика показала, что к категории одаренных детей можно отнести и тех, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров.

На втором этапе (2014-2015 гг.) проводился проблемно-ориентированный анализ состояния и перспектив развития системы дополнительного образования, выявлялись условия и факторы эффективной работы с одаренными детьми в театральной  деятельности. Внеся коррекционные изменения в  программу дополнительного образования   «Мир театра», особое внимание  уделялось личностно-ориентированному подходу, проектной и исследовательской деятельности обучающихся, работа с родителями.

На третьем этапе (2015-2016 гг.) осуществлялись систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка.

Статистическая обработка. На примере личного портфолио – Бекетова Владислава, обучающегося театрального кружка «Золотой ключик», педагогом которого я являюсь, можно увидеть результат  работы в области психолого - педагогического сопровождения одаренных детей. 

Практическая значимость исследования состоит в результате  психолого - педагогической поддержки и развития одаренных детей, их личностному росту и достижению качественных результатов в художественной области, раскрытие талантов ребенка, которое  важно не только для него самого, но и для общества в целом. «Одарённость человеку даёт природа и творческий дух среды обитания» слова Георгия Александрова.

Творческие способности - безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: "Талант всегда пробьется", Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать.

Таким образом, практические результаты

психолого-педагогической работы свидетельствуют, что процесс выявления и развития потенциальных способностей детей, организация работы с ними должна быть не стихийной, а хорошо продуманной и организованной. Только тогда осознанное и целенаправленное использование комплекса психолого-педагогических условий организации обучения будет содействовать получению высоких результатов в развитии одаренности наших воспитанников.

 


Количество коментариев: 0