Статья: ""К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ РЕПЕРТУАРНОГО ПЛАНА В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ""

МУДО «Школа искусств №2 им. А. Ханжонкова г. Макеевки», ДНР

Рудая Анна Сергеевна, преподаватель сольного пения

Аннотация: представленная статья направлена на освещение вариантов выстраивания репертуарного плана в учреждениях дополнительного образования по классу «Сольное пение», с учётом современных тенденций на мировом музыкальном пространстве.

Ключевые слова: репертуарный план, bel canto, стилистическое разнообразие песенного материала.

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ РЕПЕРТУАРНОГО ПЛАНА В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ

    В последнее десятилетие ХХ века на мировом музыкальном пространстве наблюдается активное расширение диапазона жанров и стилей разной профильной направленности. Классическое и современное направление становится синтезированным продуктом, по итогу выхода которого возможно наблюдать качественное и уникальное композиционное построение, требующие от исполнителя и слушателя нового понимания и осмысления. Такие новые формулы непроизвольно переносятся на методико-педагогическую сферу, составляя актуальный вопрос – как удержать детский интерес в контексте классического репертуара? К данной проблеме обращались со стороны театрального искусства, с позиции инструментального исполнительства, однако со стороны детского вокального творчества остались «ниши» для изучения.
    Учитывая специфику 6 и 8-летнего обучения, а также возрастной критерий обучающихся, следует начинать с простых произведений, содержащих популярные лейтмотивные связи. Сюда возможно отнести творчество Ю. Энтина, А. Рыбникова, В. Шаинского, Г. Гладкова и т. д., чьи образцы песенного творчества популярны и выстроены на элементарной логике развития. Однако, несмотря на доступность понимания, педагог имеет возможность работать над понятием фразировки, агогики и динамики, постепенно знакомить обучающихся с явлением интервального соотношения и подготовки звуковысотной позиции. Все вышеперечисленные факторы дают прочную базу для дальнейшего внедрения более сложного материала.
   С 3-го по 5-ый классы вводится камерный жанр – романсы, включающие программность, запрограммированный образ, расширенный диапазон и т.д. К начальному базису относят произведения М. Глинки, несложные образцы А. Гурилёва, М. Балакирева и многие другие. В редком процентном соотношении встречаются обучающиеся, способные сразу охватить и понять логику композитора, красоту той или иной мелодии и специфику стиля, присущего веку написания произведения. Исходя из этого, параллельно возможно рассматривать материал современных музыкантов, чей гармонический язык приближен к аудиальному восприятию молодого поколения. К таким представителям можно отнести А. Ермолова, А.  Кудряшова, И. Хрисаниди из классической эстрадной песни-романса следует упомянуть А. Пахмутову,
М. Дунаевского, А. Зацепина.
    Помимо этого, обязательным элементом обучения стоит выбор народной песни, как этап ознакомления с фольклорным искусством и сохранение традиций. Учитывая популяризацию аутентизма, существует множество обработок народных произведений разных стран – Италия, Китай, Япония, Франция, Германия, Россия и т.д. Распространенная тенденция пения a cappella дает возможность педагогической сфере расширить рамки классического обучения и ввести в учебный процесс ансамблевую работу с разным стилистическим уклоном, что решит несколько задач: удержание интереса исполнителей к специфике вокального творчества, развитие ансамблевого слуха, что также влияет на повышение качества интонирования, демонстрация апробации академической школы в разных стилистических вариациях.
    Программа старших классов требует от обучающегося владения профессиональной терминологией, установленной звуковысотной позиции, разработанной обратной функции, осознанной работы над штриховой культурой и т.д. В репертуар вводятся образцы крупного жанра оперы и увеселительной оперетты. Однако, пик доминирования поп-культуры в предпочтениях юного поколения приходится на пубертатный период, в связи с чем, заинтересованность к сложной музыке в разы снижается. Анализируя современное искусство возможно пронаблюдать синтезирование жанров. Такой прием позволяет удовлетворить запросы разновозрастной категории, уменьшить процент тотального упрощения песенного жанра, сохранить элементы академического наследия. Знаменитые певцы Д. Хворостовский, А. Нетребко, А. Гарифуллина, О. Перетятько неоднократно внедряли в свой репертуар современные образцы произведений с элементами вокализа, колоратурной техники, определенных интонационных ходов, исполненных в традициях техники bel canto. Для примера приведем «Toi et moi», «Credo» «Red Tango», «Птица белая» композитора И. Крутого, ориентированные на школу академического вокала.
    В зарубежной практике также частое явление внедрения в классический репертуар музыкальных образцов из мюзиклов А. Уэббера, Ж. Пресгурвика, популярных треков из кинофильмов (Л. Коэн) и т.д. Ведущее колоратурное сопрано Д. Дамрау в 2013 году выпустила сольный альбом, в котором гармонично сочетается материал оперетты и мюзикла. Исходя из вышесказанного видно, что в тенденция охвата потребностей современного молодого поколения рассматривается не только в теоретическом, но и исполнительском аспекте.
     Таким образом, выстраивая репертуар старших классов допустимо введение сразу нескольких жанровых подгрупп (опера, оперетта, мюзикл) с предварительным показом интерпретационных образцов, что поможет юному исполнителю представить конечный результат работы. Учитывая период освоения итоговой программы, педагог имеет возможность расставить приоритетные акценты в этапах учебного процесса. Предпочтительно начинать освоение нового материала с классических произведений, для стабилизации верных певческих рефлексов. К такому репертуару стоит отнести вокальные композиции
Дж. Бонончини, Л. Лео, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, В. А. Моцарта. Далее, вводится параллельный разбор камерной подгруппы (классического и современного романса или песни), последними  рассматриваются народная песня и музыкальный образец смешанного типа (эстрадный+академический вокал).
     Подводя итог стоит сказать, что специфика выстраивания репертуара в классе сольного пения несомненно несет индивидуальный характер, опираясь на методику самого преподавателя и на способности обучающихся. Представленный обзор является вариантом схематизации этапов работы, опираясь на современные тенденции. Сохранение традиций «прекрасного итальянского пения» является контрольным фактором в обучении певца-академиста. Стилистическое разнообразие и его внедрение в учебный процесс носит положительный характер как с позиции расширения репертуарного диапазона, так и со стороны развития профессиональны навыков начинающего певца.

Список использованной литературы:

  1. Евсеев Ф. Е. Школа пения. Теория и практика для всех голосов : учебное пособие. - Санкт-Петербург : Лань, 2015. - 80 с.
  2. Куц, С. Ф. Выбор репертуара в детском театральном коллективе / С. Ф. Куц. – Алтай : Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств), 2018. – с. 81.
  3. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
  4. Овчинникова Т.Н. Об отборе репертуара для работы с хоровым коллективом школьников // Работа с детским хором: сб. ст. М., 1981. С. 39-45.
  5. Тарновская, Т. А. Авторские фортепианные сборники композиторов XX века для детей / Т. А. Тарновская. – Алтай : Мир науки, культуры, образования, 2015. – с. 233.

 


Количество комментариев: 0