Статья: "Организация мини-музея в музыкальном зале ДОУ"

МБДОУ «Детский сад №10 «Гнёздышко»

 

Паспорт мини-музея

«В мире музыки»

 

                                                                                       Автор:

                                                                                       Корнеева Е.А.,

                                                                                       муз. руководитель

 

Содержание 

  1. Сведение об авторе
  2. Паспортные данные мини-музея
  3. Аспекты музейной деятельности
  4. Тематический план организованной деятельности в мини-музее
  5. Экспонаты мини-музея
  6. Список литературы
  7. Приложения (папки с материалами)

 

Сведения об авторе

Корнеева Екатерина Александровна

Образование: среднее специальное

Должность: музыкальный руководитель

Педагогический стаж: 8 лет

Квалификационная категория: первая

 

Паспортные данные мини-музея

 Руководитель музея: Корнеева Екатерина Александровна

Профиль музея: познавательный, творческий

Цель: создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения  от  знакомства  с  музыкальным  искусством в различных его проявлениях.

Задачи:

  • Расширять кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности.
  • Расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).
  • Учить приемам звукоизвлечения и способам игры на различных инструментах.
  • Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
  • Воспитывать интерес к музыкальному и танцевальному творчеству, бережное отношение к музыкальным инструментам, уважение к результатам труда других людей.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Принцип учета возрастных особенностей дошкольников
  • Принцип опоры на интересы ребенка
  • Принцип осуществления взаимодействия педагога с детьми при руководящей роли взрослого
  • Принцип наглядности
  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения
  • Принцип интеграции различных видов деятельности воспитанников

 

Аспекты музейной деятельности

 Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях,  развития познавательных и творческих способностей воспитанников.

Виды деятельности:

  • поисковая;
  • познавательная;
  • экспозиционно-выставочная;
  • музыкально-художественная;
  • коммуникативная;
  • продуктивная.

Оформление мини-музея:  музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей (5-7 лет). Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на ширме и на столах находятся доступные для детей экспонаты. Также  представлены: календарь событий, подборки иллюстраций и фотографий (в т.ч. портреты композиторов, изобретателей, фото различных творческих коллективов, воспитанников и выпускников ДОУ), подборки игр, литературного, аудио- и видео- сопровождения, а также материалы для педагогов и родителей. Тематика экскурсий подобрана в соответствии с календарём событий из расчёта 1 тема в месяц (всего 9 экскурсий).

 

Тематический план организованной деятельности в мини-музее 

Месяц

Тема экскурсии,

событие

Деятельность с детьми

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с родителями

Конкурсы, выставки

Сентябрь

"Барабан и барабанщик"

 

7 сентября -

День барабанщика

Д/и «Сложи картинки» (ударные)

Д/и "Пройди по дорожкам"

Обучение педагогов правильному звукоизвлечению при игре на ДМИ

Консультация для родителей: «Сундучок идей. Из чего можно изготовить  самодельный барабан»

_______

Октябрь

"Мы - музыканты"

 

1 октября -

Международ. День музыки

Д/и "Пройди по дорожкам"

 

______________

____________

Конкурс музыкальн. инструм., изготовл. своими руками

Ноябрь

"Форте и пиано"

 

8 ноября -

Международ. день пианиста

Д/и «Узнай по звуку»

Д/и «Сложи картинки» (клавишные)

_______________

___________

Выставка рисунков, посвящен. Междунар. дню пианиста

Декабрь

"Я на скрипочке играю..."

 

13 декабря - Всемирный день скрипки

29 декабря -

Всемирный день виолончели

Д/и «Сложи картинки»

(струнные)

Д/и "Соедини и раскрась"

Просмотр с детьми видеозаписей с исполнением произведений на скрипке, виолончели, контрабасе

______________

________

Январь

"Музыка народа русского"

 

7 января -

Рождество

Игра на русских народных инструментах (трещотках, колотушках, ложках, бубенцах)

Д/и "Пройди по дорожкам"

Обучение педагогов правильному звукоизвлечению при игре на ДМИ

Привлечение родителей к пополнению мини-музея новыми экспонатами (на постоянной/ временной основе)

_________

Февраль

"Я пою, хорошо пою..."

 

21 февраля - День вокала

4 марта -

День рождения микрофона

Д/и "Пройди по дорожкам"

Раскраски по теме

Загадки по теме экскурсии

______________

Фотовыстав. "Поём дома"

Март

"Играй, гармонь!.."

 

21 марта -

Всероссийск. день баяна, аккордеона, гармоники

Пазлы, раскраски по теме

Просмотр с детьми видеозаписей с исполнением произведений на баяне, аккордеоне, гармонике

Рекомендовать родителям просмотреть с детьми мультфильм «Бременские  музыканты»

__________

Апрель

"Прогулка в мир танца"

 

29 апреля -

Международ. день танца

Домино "Виды танцев"

______________

_____________

Фотовыстав."Танцуют все!"

Май

"Песни Победы"

 

9 мая -

День Победы

Разучивание песен военных лет

Прослушивание и исполнение с детьми песен военных лет (для более свободного восприятия возможно прослушивание в современной обработке либо в исполнении детей)

Вокальный флешмоб " Песню запе-вай!"


Экспонаты мини-музея 

Месяц

Тематика экскурсии

Экспонаты мини-музея

Сентябрь

"Барабан и барабанщик"

Барабан, тарелки, ударные установки, литавры

 - Музыкальные инструменты: оригиналы или муляжи (возможно изготовленные семьями воспитанников);

- Изображения инструментов и людей (в т.ч. детей), играющих на инструментах;

- Плакаты, книги, пазлы, музыкально-дидактические игры, загадки по теме;

 - Календарь событий;

 - Аудио- и видеосопровождение на электронном носителе (для использования на занятиях и воспитателями в группе).

Октябрь

"Мы - музыканты"

Фотографии воспитанников на праздниках в ДОУ, а также при посещении творческих объединений, концертов с семьями, творческих семейных вечеров

 - Музыкальные инструменты изготовленные семьями воспитанников;

- Изображения инструментов и людей (в т.ч. детей) играющих на инструментах;

- Плакаты, книги, пазлы, музыкально-дидактические игры, загадки по теме;

 - Календарь событий;

 - Аудио- и видеосопровождение на электронном носителе (для использования на занятиях и воспитателями в группе).

Ноябрь

"Форте и пиано"

Пианино, фортепиано, рояль, клавесин, орган, синтезатор

 - Музыкальные инструменты: оригиналы или муляжи (возможно изготовленные семьями воспитанников);

- Изображения инструментов и людей (в т.ч. детей) играющих на инструментах;

- Плакаты, книги, пазлы, музыкально-дидактические игры, загадки по теме;

 - Календарь событий;

 - Аудио- и видеосопровождение на электронном носителе (для использования на занятиях и воспитателями в группе) - произведения в исполнении фортепиано, органа, клавесина.

Декабрь

"Я на скрипочке играю..."

Скрипка, виолончель

 - Музыкальные инструменты: оригиналы или муляжи (возможно изготовленные семьями воспитанников);

- Изображения инструментов и людей (в т.ч. детей) играющих на инструментах, струнный оркестр;

- Плакаты, книги, пазлы, музыкально-дидактические игры, загадки по теме;

 - Календарь событий;

 - Аудио- и видеосопровождение на электронном носителе (для использования на занятиях и воспитателями в группе) - записи произведений исполненных сольно на струнных инструментах, а также в исполнении струнного оркестра.

Январь

"Музыка народа русского"

Ложки, колокольчики, балалайка, трещотки

 - Музыкальные инструменты: оригиналы или муляжи (возможно изготовленные семьями воспитанников);

- Изображения инструментов и людей (в т.ч. детей) играющих на инструментах в народном стиле, фото оркестров народных инструментов;

- Плакаты, книги, пазлы, музыкально-дидактические игры, загадки по теме;

 - Календарь событий;

 - Аудио- и видеосопровождение на электронном носителе (для использования на занятиях и воспитателями в группе) - народные песни и заклички а-капелла и с сопровождением, оркестры народных инструментов

Февраль

"Я пою, хорошо пою..."

Микрофоны

 - Микрофоны: оригиналы и детские игрушки;

- Изображения поющих людей (в т.ч. детей) на концертах и в других ситуациях;

- Плакаты, книги, пазлы, музыкально-дидактические игры, загадки по теме, раскраски, настольные игры;

 - Календарь событий;

 - Аудио- и видеосопровождение на электронном носителе (для использования на занятиях и воспитателями в группе) - записи концертных выступлений детей, клипы на детские песни, записи детей, поющих в домашней обстановке.

Март

"Играй, гармонь!.."

Баян, аккордеон, гармонь

 - Музыкальные инструменты: оригиналы;

- Изображения инструментов и людей (в т.ч. детей) играющих на инструментах;

- Плакаты, книги, пазлы, музыкально-дидактические игры, загадки по теме;

 - Календарь событий;

 - Аудио- и видеосопровождение на электронном носителе (для использования на занятиях и воспитателями в группе).

Апрель

"Прогулка в мир танца"

Фотографии воспитанников на праздниках в ДОУ, а также при посещении творческих объединений, концертов с семьями

 - Куклы в танцевальных костюмах;

- Изображения танцующих людей (в т.ч. детей) различных исторических периодов и направлений;

- Плакаты, книги, пазлы, музыкально-дидактические игры, загадки по теме;

 - Календарь событий;

 - Аудио- и видеосопровождение на электронном носителе (для использования на занятиях и воспитателями в группе) - видеозаписи с танцами различных стилей и исторических периодов.

Май

"Песни Победы"

Фото военных лет, связанные с тематикой выставки, инструменты: гармонь, губная гармошка, гитара

 - Музыкальные инструменты: оригиналы или муляжи;

- Изображения инструментов и людей (фото концертов военных лет);

- Плакаты, книги, пазлы, музыкально-дидактические игры, загадки по теме;

 - Календарь событий;

 - Аудио- и видеосопровождение на электронном носителе (для использования на занятиях и воспитателями в группе) - песни военных лет (возможно в исполнении детей).

 

Список литературы

  1.  Рыжова Н.А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 96 c
  2. Зенкова Е.А Мини-музей как уникальное средство развития ребёнка-дошкольника https://urok.1sept.ru/articles/669161
  3. Сайт Российского центра музейной педагогики и детского творчества при Государственном Русском музее - http://muzped.net
  4. Вебинар "Музейная педагогика в детском саду: как выбрать тематику для мини-музея" - https://www.youtube.com/watch?v=ntDVtlr8oYA

 


Количество комментариев: 0