Список использованной литературы
Интернет-ресурсы
Приложение №1
Ход НОД.
Организационный момент.
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
Гостям всем: "Привет!"
Звучит песня о дружбе.
Ребята, о чем песня?
Как вы думаете, что значит дружить? (рассуждения детей)
А кто может быть вашим другом? Можно сказать друг, а как по-другому можно сказать (товарищ)
Ребята, я вам расскажу историю о двух друзьях. Хотите послушать?
Прослушивание рассказа:
Однажды встретились два друга: Сережа и Саша.
-Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ,- сказал Сережа.
-Сережа, как же так? Ты что в лесу заблудился?
А я сегодня из ключа пил.
Хорошая там вода: свежая, вкусная.
Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга.
Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история.
Беседа:
О ком этот рассказ?
Что случилось с Сережей?
А что ответил Саша?
Почему же друзья разошлись?
Какая проблема возникла у мальчиков?
Как вы думаете, почему они не поняли друг друга?
Сможем ли мы помочь мальчикам?
Как мы можем помочь мальчикам разобраться?
Вы хотите помочь мальчикам разобраться?
А какие вы знаете ключи?
Давайте мы с вами рассмотрим иллюстрации ключей.
Слайд (ключ дверной)
Ребёнок рассказывает об этом ключе.
Слайд (ключ гаечный)
Ребёнок рассказывает о гаечном ключе.
Слайд (ключ скрипичный)
Ребёнок рассказывает об этом ключе.
Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа (дверной)
Значит, Серёжа мог потерять дверной ключ.
Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? (ключ находится в лесу, вода в нем вкусная и свежая)
Что это за ключ, из которого можно пить? Возможно это какое-то место, где есть всегда вкусная
и свежая вода?
Как вы думаете мы с вами сделали правильные выводы о Сашином и Сережином ключах?
Ключ-бьющийся из земли водный источник. По-другому его называют ключ-родник. В природе место выхода подземной воды наружу называется ключом-родником.
Слайд (все ключи)
Давайте ещё раз назовём ключи, которые мы знаем.
Воспитатель читает стихотворение:
Много есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ-дверной.
Слайд "Родник или ключ"
Воспитатель: (Обращает внимание детей на экран)
Родник или ключ - это источник подземных вод, который выходит из под земли наружу.
Что такое родничок?
Это маленький толчок.
Из –под камешка струится
Изумрудная водица.
Очень вкусна и чиста- Родниковая вода!
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Дидактическая игра с мячом:
Вода в стакане чистая, а в ключе-роднике еще чище;
вода в речке быстрая, а в ключе-роднике еще быстрее;
вода прозрачная, а в ключе-роднике еще прозрачнее;
вода в речке холодная, а в роднике еще холоднее;
вода свежая, а в роднике свежее;
вода вкусная, а в роднике вкуснее.
Предлагаю еще раз детям назвать все ключи, с которыми сегодня встретились.
Все это называется словом «ключ».
А внешне они похожи или разные?
Если слово имеет одно значение, то оно однозначное, а если у слова много
значений то оно. (многозначное).
Сколько значений у слова ключ?
Значит слово «ключ». (многозначное).
Ребята, мы с вами сделали открытие? (да, так как слово «ключ» имеет много значений и оно многозначное).
Давайте, с вами еще раз вспомним историю о двух мальчиках друзьях. Как
их звали кто помнит? (Саша и Сережа). Как мог сказать Саша, чтобы друг
его понял? Какой мы можем сделать вывод? (Нужно говорить так, чтобы тебя поняли.)
Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему?
История о мальчиках закончилась.
Релаксация (под звуки журчания ручья)
– А сейчас закройте глаза и представьте себе, что находитесь рядом с чудесным родником. Послушайте как чудесно он журчит, как прекрасно поют птицы.
Итог занятия:
Вам понравилось занятие?
Что нового и интересного вы узнали после нашего занятия? Какое мы сегодня с вами сделали
открытие?
Приложение 2
Тема: «Ключи бывают разные».
Возрастная группа: подготовительная группа
Форма организации совместной деятельности: фронтальная
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»
Учебно- методический комплект: Веракса Н.Е. Особенности
преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками.
Средства: мультимедийные( видео «Родник»), наглядные (изображение
ключей: скрипичный, гаечный, дверной) музыкальные (аудиозапись для
игры).
Предварительная работа: игра «Найди и промолчи»
Ожидаемый результат:
Приложение 1.
Вовсе был не так могуч.
Дверь в гробницу открывал,
Фараона охранял.
Он деревянный был, простой,
Ну, а сейчас совсем иной.
Почтовый маленький такой,
Вот от игрушки заводной,
Смотри пластмассовый, большой.
У домофона ключ смешной,
Откроет дверь тебе домой.
Этот ключ скорлупу ореха открывает
( орех макадамия называют ).
Живут и необычные ключи.
Хоть его и ключом называют,
Но он замков не открывает.
Все поломки нипочем
Вместе с гаечным ключом.
А его друг отремонтирует мебель вокруг.
Завитой, красивый знак
Нарисуем мы вот так.
Он велик и всемогущ
Это наш скрипичный ключ.
Много разных есть ключей,
Ключ- родник среди камней.
Приложение 3
Слайд (слои поверхности земли)
Рассматривание слайда об образовании ключей-родников.
После этого слайда
Я хочу вам показать, как образовывается ключ-родник.
Давайте вспомним , из чего состоит поверхность нашей земли.
Воспитатель предлагает провести опыт. На столе три ёмкости- одна с глиной (в ёмкости проделаны два отверстия на уровне глины и в них вставлены трубочки от коктейля), в двух оставшихся песок и почва. Дети с помощью педагога высыпают в ёмкость с глиной сначала песок, потом почву. Сверху из лейки льют воду. Вода проходит через почву и песок и по трубочкам вытекает наружу ( в пустые ёмкости).
Делаем вывод: вода просочилась через почву и песок. Так как глина воду не пропустила , то скопившаяся вода направилась по трубочкам к выходу. В природе место выхода подземной воды наружу называется ключом-родником.
Слайд
Воспитатель: (Обращает внимание детей на экран)
Родник или ключ - это источник подземных вод, который выходит из под земли наружу.
На фоне этого слайда ребёнок читает стихотворение:
Что такое родничок?
Это маленький толчок.
Из –под камешка струится
Изумрудная водица.
Очень вкусна и чиста-
Родниковая вода!
Слайд
Лена, расскажи, что ты знаешь о родниковой воде.
Лена Т. рассказывает о родниковой воде.
Слайд
Воспитатель (обращает внимание на экран)
Родники могут быть горячими, теплыми, кипящими и прохладными.
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Дидактическая игра с мячом:
Вода в стакане чистая, а в ключе-роднике еще чище;
вода в речке быстрая, а в ключе-роднике еще быстрее;
вода прозрачная, а в ключе-роднике еще прозрачнее;
вода в речке холодная, а в роднике еще холоднее;
вода свежая, а в роднике свежее;
вода вкусная, а в роднике вкуснее.
Предлагаю еще раз детям назвать все ключи, с которыми сегодня встретились.
значений то оно-.... (многозначное).
значений и оно многозначное).
их звали кто помнит? (Саша и Сережа). Как мог сказать Саша, чтобы друг
его понял? Какой мы можем сделать вывод? ( Нужно говорить так, чтобы
тебя поняли.)
Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему?
История о мальчиках закончилась.
Слайд
А теперь по моей схеме придумайте предложения со словом «ключ». Из скольких слов будет состоять ваше предложение? (3-4 слова).
А сейчас я предлагаю вам придумать свою историю про ключи.(заслушиваем 2 истории)
Молодцы, а теперь давайте ещё раз вспомним наш опыт и выполним следующее задание:
– Раскрасьте слой, который задержит воду. Отметьте синим кружком то место, где образуется ключ-родник.
Релаксация (под звуки журчания ручья)
– А сейчас закройте глаза и представьте себе, что находитесь рядом с чудесным родником. Послушайте как чудесно он журчит, как прекрасно поют птицы...
Итог занятия:
Вам понравилось занятие?
Что нового и интересного вы узнали после нашего занятия? Какое мы сегодня с вами сделали
открытие?
Приложение № 4.
Звучит песня о дружбе. (слайд 1)
Ребята, о чем эта песня? (о дружбе)
Как вы думаете, что значит дружить?
А с кем можно дружить? (с другом) А кто может быть другом?
Можно сказать «друг». А как еще можно сказать по-другому? (подруга,
товарищ, приятель…)
Я вам расскажу историю о двух друзьях.
Однажды встретились два друга.
-Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, сказал Коля.
-Коля, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил,
сказал Саша Хорошая там вода: свежая, вкусная.
Мальчики друг на друга удивительно посмотрели, не поняли они друг друга.
Вот такая история произошла.слайд 2
Как вы думаете, почему они друг друга не поняли? Как мы можем помочь
мальчикам разобраться?
Давайте попробуем с вамипорассуждать.
Содержательный этап.
Знаете ли вы что такое ключи?
Ребята, какие вы знаете ключи? Называй, Дима....(скрипичный, гаечный,
разводной, дверной.( Как вариант: хотите я вам немного помогу? Да. )
Можно ли по виду ключа понять, что можно делать с помощью его?
(дети выставляют на мольберт названные ключи)
Предлагаю подробнее узнать о некоторых ключах.
А сейчас снова вернемся к нашим друзьям у которых возникли
недопонимания.
Как вы думаете, какой ключ потерял Коля? Ключ от замка, или дверной
ключ.
Вспомните, что сказал о своем ключе Саша. (ключ находится в лесу, вода в
нем вкусная и свежая)
Ключ в лесу- лесной. Что такое ключ лесной? Знаете?
Плох не тот , кто не знает, а тот, кто знать не хочет.
Как вы думайте, из каких источников мы можем узнать о ключе лесном?
(посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых).
Мудрое решение обратиться к книге. Предлагаю посмотреть в толковом
словаре. В нем описаны значения всех слов.
(Значение слова – ключ лесной.Ключ в лесу –это родник, вытекающий из
земли. (слайд3)
Посмотрите внимательно, он не просто вытекает из земли,он выбивается
небольшим фонтанчиком. Мы с вами недавно изучали воду. Обычная вода
чистая, а в ключе роднике ещё чище.
А теперь продолжите вы: вода в реке быстрая, а в роднике ещё…., вода
прозрачная , а в роднике….., обычная вода холодная , а в роднике….,
вода свежая, а в роднике….., вода вкусная, а в роднике….
Правильно мы назвали Сашин ключ? Молодцы!
Предлагаю лучше узнать о других ключах.
Скрипичный(слайд 4) –это ключ открывающий дверь в мир музыки.
Игра с мячом (стоя) « Какая бывает музыка» (веселая, грустная, звонкая,
медленная, быстрая, страшная, короткая, длинная)
Мы все ходим на музыкальное занятие и много чему учимся. (хором все)
Игра «Один- много».( я пою и все -…., я танцую и все -…, я репетирую и
все -…., я кружусь и все -…., я распеваюсь и все -…, я упражняюсь и все -
…., я играю и все -…)
Разводной (слайд5) -это многоцелевой инструмент автослесаря ,
сантехника.
Он может заменить набор гаечных. С его помощью можно отремонтировать
автомобиль, плиту или велосипед.
А теперь предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот». Я вам назову слово,
а вы мне скажите противоположное по значению (рассоединить-…,
раскрутить….., собрать-….., вкрутить-….)
Дверной (слайд6) -это ключ……( скажите сами)
Двери чего можно им открывать?
(машины, сейфа, ворот,шкафа,гаража,, музыкальной шкатулки)
Приложение 4.
Мотивационный этап.
Звучит песня о дружбе. (слайд 1)
Ребята, о чем эта песня? (о дружбе)
Как вы думаете, что значит дружить?
А с кем можно дружить? (с другом) А кто может быть другом?
Можно сказать «друг». А как еще можно сказать по-другому? (подруга, товарищ, приятель…)
Я вам расскажу историю о двух друзьях.
Однажды встретились два друга.
-Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, сказал Коля.
-Коля, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил, сказал Саша Хорошая там вода: свежая, вкусная.
Мальчики друг на друга удивительно посмотрели, не поняли они друг друга.
Вот такая история произошла.слайд 2
Как вы думаете, почему они друг друга не поняли? Как мы можем помочь мальчикам разобраться?
Давайте попробуем с вамипорассуждать.
Содержательный этап.
Знаете ли вы что такое ключи?
Ребята, какие вы знаете ключи? Называй, Дима....(скрипичный, гаечный, разводной, дверной.( Как вариант: хотите я вам немного помогу? Да. )
Можно ли по виду ключа понять, что можно делать с помощью его?
(дети выставляют на мольберт названные ключи)
Предлагаю подробнее узнать о некоторых ключах.
А сейчас снова вернемся к нашим друзьям у которых возникли недопонимания.
Как вы думаете, какой ключ потерял Коля? Ключ от замка, или дверной ключ.
Вспомните, что сказал о своем ключе Саша. (ключ находится в лесу, вода в нем вкусная и свежая)
Ключ в лесу- лесной. Что такое ключ лесной? Знаете?
Плох не тот , кто не знает, а тот, кто знать не хочет.
Как вы думайте, из каких источников мы можем узнать о ключе лесном? (посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых). Мудрое решение обратиться к книге. Предлагаю посмотреть в толковом словаре. В нем описаны значения всех слов.
(Значение слова – ключ лесной.Ключ в лесу –это родник, вытекающий из земли. (слайд3)
Посмотрите внимательно, он не просто вытекает из земли,он выбивается небольшим фонтанчиком. Мы с вами недавно изучали воду. Обычная вода чистая, а в ключе роднике ещё чище.
А теперь продолжите вы: вода в реке быстрая, а в роднике ещё…., вода прозрачная , а в роднике….., обычная вода холодная , а в роднике…., вода свежая, а в роднике….., вода вкусная, а в роднике….
Правильно мы назвали Сашин ключ? Молодцы!
Предлагаю лучше узнать о других ключах.
Скрипичный(слайд 4) –это ключ открывающий дверь в мир музыки.
Игра с мячом (стоя) « Какая бывает музыка» (веселая, грустная, звонкая, медленная, быстрая, страшная, короткая, длинная)
Мы все ходим на музыкальное занятие и много чему учимся. (хором все)
Игра «Один- много».( я пою и все -…., я танцую и все -…, я репетирую и все -…., я кружусь и все -…., я распеваюсь и все -…, я упражняюсь и все -…., я играю и все -…)
Разводной (слайд5) -это многоцелевой инструмент автослесаря , сантехника.
Он может заменить набор гаечных. С его помощью можно отремонтировать автомобиль, плиту или велосипед.
А теперь предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот». Я вам назову слово, а вы мне скажите противоположное по значению (рассоединить-…, раскрутить….., собрать-….., вкрутить-….)
Дверной (слайд6) -это ключ……( скажите сами)
Двери чего можно им открывать?
(машины, сейфа, ворот,шкафа,гаража,, музыкальной шкатулки)
А если ключ сделан из бумаги , то он….., ключ из металла-…, из дерева-……,из пластмассы-…..,из золота-…..)
У меня с собой есть золотой ключик. Давайте поиграем в любимую вами игру «Найди и промолчи» (слайд 7)
(ключ на сумке у одного из гостей)
Дети садятся на стулья.
Воспитатель читает стихотворение:
Много есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ – дверной. (Д.Лукич)
Про все эти ключи мы с вами и поговорили.
Ребята, если слово имеет одно значение – то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно многозначное.
Как вы думаете, сколько значений у слова «ключ»? много
Значит, слово «ключ» - .....многозначное.
Ребята, какое мы с вами сделали открытие? (слово «ключ» имеет несколько значений)
Давайте вспомним историю о мальчиках и поможем им разобраться с ключами.
Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Ответы детей.(слайд8)
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Рефлексивный этап.
Что интересного вы сегодня узнали на занятии? А что понравилось тебе Маша?…… Ребята, как вы думаете, есть ли ещё какие-то слова, которые имеют много значений? Да.
Тогда я вам предлагаю узнать у родителей эти слова и завтра вы со мной поделитесь своими знаниями.
Вы все сегодня молодцы!