Статья: "Исследовательская деятельность по теме «Барабан – ударный музыкальный инструмент»"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92общеразвививающего вида» г. Сыктывкара

 

 

 

 

 

 

Исследовательская деятельность

 

по теме «Барабан – ударный музыкальный инструмент»

 

 

Подготовила:

 

музыкальный руководитель:

Старцева Н.А.

 

 

 

 

 

 

2020 г.

Цель: Расширять представления детей об ударном музыкальном инструменте – барабане.

 

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить детей с историей возникновения барабана и приемами игры на нем.
  2. Формировать представления детей о звуке, ритме, динамике.

Развивающие:

1.Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

2.Совершенствовать речь детей, умение свободно высказывать свои мысли, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
  2. Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.
  3. Воспитание творческой инициативы.

 

Актуальность темы. Одна из важных задач личностно-ориентированного эстетического воспитания – это развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, его культуры чувств. Решение этой задачи возможно в процессе развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания, творческой активности в различных видах детской музыкальной деятельности, в том числе и игре на детских музыкальных инструментах. Ведь игра на детских музыкальных инструментах – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способности исполнительские возможности всех детей. Знакомство с музыкальными инструментами дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

 

Гипотеза исследования: барабан является ударным музыкальным инструментом.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анализ.

Предмет исследования: удар, ритм, звук, дробь.

Объект исследования: барабан и барабанные палочки.

Время проведения исследования: исследование проводилось в течении одной недели.

 

Программа исследования:

1.Изучение литературы по теме «Барабан-ударный музыкальный инструмент».

     2.Исследование истории возникновения барабана, и его видов.

     3.НОД с презентацией «Знакомство с ударным музыкальным

 инструментом – барабаном».

    4.Чтение сказки «Скрипка и барабан»

    5.Выставка барабанов из бросового материала.

    6.Рисунки детей «Мой барабан»

    7.Анализ полученных данных.

 

Глава 1. Основная часть.

 

  • История возникновения барабана.

Бараба́н (вероятно, слово тюркского происхождения) — музыкальный инструмент из семейства ударных. Распространён у большинства народов, используется в составе многих музыкальных ансамблей. Исполнитель на барабане — барабанщик.

      Типичным представителем является мембранный барабан, состоящий из полого корпуса-резонатора определённой формы или рамы, на которую натянута кожаная или пластиковая мембрана. Её натяжением регулируется относительная высота звука. Корпус барабана производится из дерева, металла (сталилатуни), акрилового пластика или даже глины. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, щётками, руками, а иногда и трением. Для использования нескольких инструментов одновременно барабаны собираются в ударную установку.

 

      Барабан - первый музыкальный инструмент человечества. История появления первых ударных инструментов, прообразов барабана, начинается приблизительно с того момента, как первый человек, взявший в руки палку, стал бить ею по трухлявому дереву или пню. Так появились первые ритмы и, наверное, ни одна из первобытных плясок не обходилась без сумасшедшей игры на импровизированных «ударниках». Проходили столетия, барабаны совершенствовались, расширялась сфера их применения. Даже сейчас в некоторых африканских племенах барабан используется в качестве «телефона»: звук далеко разносится в воздухе, передавая важные сигналы и предупреждения о надвигающейся опасности.

      Европейцы позаимствовали инструмент у аравитян во время первых крестовых походов, и с тех давних времен барабан стал неразлучным спутником солдата практически любой регулярной армии. Атака, отступление, подъем, отбой, прохождение торжественным маршем, походный строй, – барабанщик везде задает ритм, обеспечивает одновременное выполнение тех или иных действий. Даже сейчас, в действующих военных уставах XXI века, барабанщику отводится важная роль.

Барабан как современный музыкальный инструмент.

      Существует множество типов барабанов: малый барабан, большой барабан, том-том, литавры, национальные барабаны (бонго, джембе, пу барабан).

       В современном музыкальном мире имеют широкое распространение большой барабан и малый барабан, которые входят в состав любого симфонического и духового оркестра.

 

     Большой барабан, потомок большого турецкого барабана, имеет диаметр 70 см, ширину — 35 см. С помощью демпфера (глушителя), установленного в барабане, можно изменять силу и длительность звучания инструмента. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому ноты для инструмента записывают не на обычном нотном стане, а на «нитке» — одиночной линейке, на которой отмечается только ритм. Играют на большом барабане с помощью ударов деревянных палок, колотушки которых оббиты войлоком или пробкой, по мембранам, находящимся в вертикальном положении.

     Малый барабан нередко называют военным. Его диаметр составляет 36 см, ширина металлизированного корпуса – 20 см. В отличие от большого барабана, во время игры мембраны малого барабана должны находиться в горизонтальном положении. Под мембраной малого барабана, как правило, устанавливаются несколько струн или продольных пружин. Делается это для достижения на музыкальном инструменте тех или иных тембральных эффектов. Специальным рычажком регулируется расстояние от струн до мембраны. Играют на малом барабане двумя небольшими деревянными палочками с утолщениями на концах. Музыкальный инструмент позволяет получить прекрасное звучание как одиночных ударов, так и эффектных тремоло, от еле слышного до громкого звучания.

     

      В 20-м веке усилился интерес к ударным инструментам. Появились электронные барабаны. Я узнала о барабанщиках-виртуозах, например, британец   Джейсон Бринклер не прерывал свою дробь полдня! Точнее 12 часов 5 минут и 5 секунд. Самый быстрый барабанщик – это музыкальный супермен из Канады Том Гроссет. Он за 1 минуту сыграл 1208 ударов, 20 ударов палочками в 1 секунду. В США священник Марк Температо объединил барабаны в барабанную установку, в которой было 813 барабанов.

 

2.     Практическая часть.

2.1.          НОД с использованием презентации

«Знакомство с ударным музыкальным

инструментом – барабаном».

 

Цель: Развивать музыкальный кругозор, повышать компетентность в вопросах музыкального искусства.

Задачи:

  •  Познакомить детей с музыкальным инструментом «барабан», с его разновидностями, его тембром, предназначением в повседневной жизни;
  • Развивать чувство ритма у детей старшего дошкольного возраста;
  • Научить импровизировать и воспроизводить разнообразные ритмические группы на инструменте;
  • Посредством коррекционных упражнений (чистоговорки, упражнение на коррекцию речи с движением) обучать правильному произношению звуков в коррекционных группах;
  • Развивать воображение и фантазию у детей.

Ход организованной образовательной деятельности

Организационная часть:

Дети заходят в зал под марш. Педагог здоровается с детьми.

Объяснение нового материала:

Ребята, мы с вами продолжаем знакомство с музыкальными инструментами. Сегодня я расскажу вам об очень древнем музыкальном инструменте, который один из первых появился на нашей планете. Слушайте мою загадку:

 

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит —

В ногу всем шагать велит.

Ответ детей: Барабан.

 

Давайте мы с вами проговорим название этого музыкального инструмента.

Чистоговорка с элементами пальчиковой игры:

Бан, бан, бан, бан,                   («стрелки»)

Зазвучал наш барабан.           («кулачки»)

Ребята, а из чего делают барабаны?

(Ответ детей)

Барабаны делают из металла, дерева, пластика и даже из глины.

А как играют на барабанах?

(Ответ детей)

 

А как называют музыкантов, играющих на барабанах:    

(Ответ детей)Барабанщик

 

Я предлагаю вам тоже превратиться в барабанщиков.

 

Ритмическая игра импровизация «Тарабанчик» В. Данько

В современный  симфонический оркестр входят два вида барабанов –

Большой и малый.

Мы с вами знаем песенку-попевку об этих   двух барабанах.

Попевка «Старый добрый пеликан»

Вы спросите меня, как же звучат эти два барабана и где?

Малый барабан часто используется на военных парадах. Он звучит звонко и четко.

Слушание: «Русский военный марш на малом барабане»                             

А большой барабан звучит не часто. Звук его низкий, гулкий. В современной музыке он используется в эстрадных барабанных установках.

 

Слушание: С. Прокофьев «Петя и волк» тема охотников.

А теперь мы поиграем с вами в игру и узнаем, хорошо ли вы запомнили тембры (голоса) эти барабанов

Игра «Два барабана»

Ребята, вы  правильно определяли тембр большого и малого барабанов.

Многие народы считают барабан своим национальным инструментом. Но часто называется он в разных странах по-разному.

Итог:

Ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали на нашем занятии.

 Мы сегодня с вами познакомились с удивительным музыкальным инструментом, который называется…

Дети: барабан.

Во многих странах играют на этом музыкальном инструменте, по - разному он выглядит и называется у разных народов нашей планеты. А в симфоническом оркестре он бывает и большой и малый.

 

 Вашим заданием будет нарисовать красочный барабан. До свидания, ребята!

 

2.2.          Рисунки детей «Мой барабан»

 

     

           

 

                           

 

 

2.3.          Сказка «Скрипка и Барабан»

 

Эта история случилась в одной старой филармонии, где много десятков лет служили в оркестре Скрипка и Барабан. Они редко оказывались поблизости и им не удавалось пообщаться друг с другом. И вот однажды...
          Закончился концерт, отзвучали аплодисменты, зрители и музыканты покинули зал и сцену. Все инструменты, уставшие, но довольные успехом, вели тихую беседу между собой. И тут первая Скрипка сказала, что она устала быть все время на виду, ее тяготит ответственность и лучше она займет место в глубине сцены рядом со старым Барабаном.

Тут все ударные заворчали, забубнили. Они были против того, что рядом с ними поселится Скрипка. Но только один старый Барабан сказал, что он тоже давно хочет пообщаться со Скрипкой, поговорить с ней и, возможно, сыграть с ней в дуэте.

Все духовые инструменты стали смеяться над барабаном. Но тут Барабан одним ударом остановил всех и сказал, что желает говорить со Скрипкой. Барабан внимательно выслушал Скрипку, которая жаловалась, что ей приходится очень много отдавать сил своей души, чтобы донести до слушателей красоту мелодий. Она призналась, что завидует Барабану. Мудрый Барабан ответил ей, что и ему приходится нелегко держать ритм на протяжении всего произведения и он часто мечтает исполнять задушевные мелодии.

«Милая Скрипка, ты можешь представить наш Мир без земли и воздуха?» – спросил Барабан Скрипку. «Нет!» - ответила Скрипка.
"Так вот: ты, как воздух, тобой дышат все произведения. А я, как твердая земля, которая даёт опору всему. И если мы хотим, чтобы Музыка жила вечно, то каждый из нас должен быть на своем месте и исполнять самоотверженно свою роль!» - уверено заявил Барабан.

Скрипка была удивлена словам Барабана. Она думала, что Барабан бесчувственный и пустой, а он оказался очень глубоким и мудрым.

И тут Скрипка заиграла. Она пела, так чисто выводя свою мелодию, что все слушали, затаив дыхание. И лишь Барабан осторожно, но ритмично подыгрывал ей.

Наступила ночь. Все инструменты оркестра, восхищённые этим дуэтом, заиграли ноктюрн, наполненный мыслями о вечности Музыки и Вселенной.

 

 

 

 

 

 

2.4.          Выставка барабанов из бросового материала

 

 

 

 

Гипотеза подтвердилась: Барабан является ударным музыкальным инструментом.

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально - нравственной культуры. Журнал: Музыкальная палитра №4, 2006. – 5 - 6с.

2. Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н. Путь к музыке. Изд.: Советский композитор, 1988. – 168с.

3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Санкт - Петербург, 2000. - 220с.
4. Дубогрызова Г.Н. Психолого - педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Г.Н. Дубогрызова // Проблемы духовно - нравственного воспитания детей и молодёжи в современных условиях: сборник научных трудов / под ред. Н.К. Андриенко. - Армавир: РИЦ АГПУ, 2009. – 36 - 40с.

5. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей // Вопросы психологии. М.: №1, 1961. - 119 - 132с. 

6. Тельчарова Р.А. Музыкальный вкус как объект эстетического анализа. – М., 2003г.

Интернет ресурсы:

1.     https://ru.wikipedia.org/wiki/Барабан

2.     https://nsportal.ru/detskii-sad/distantsionnoe-obuchenie/2020/11/03/muzykalnye-instrumenty-udarnye-baraban

3.     https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/proiektsozdaniiedietskoghomuzykalnoghoinstrumientaizbrosovoghomatierialabaraban

4.     https://www.1urok.ru/categories/19/articles/3963

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество комментариев: 0