Статья: "Исследовательская деятельность по теме «Актуальная зарядка –настоящая загадка»"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92общеразвививающего вида» г. Сыктывкара

 

 

 

 

 

Исследовательская деятельность

по теме «Актуальная зарядка –настоящая загадка»

для детей старшего дошкольного возраста

 

 

Подготовила:

 

инструктор по физической культуре:

Шалган Т.Ю.

 

 

2020 г.

 

 

Цель: Расширение знаний детей о пользе утренней зарядки.

 

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить детей с определением слова «зарядка».

2.Изучить влияние утренней зарядки на здоровье человека.

Развивающие:

3.Научиться правильно выполнять утреннюю зарядку.

4.Развивать выносливость, силу, ловкость.

Воспитательные:

5.Прививать интерес детей к систематическим занятиям утренней зарядкой.

6.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

 

Программа исследования:

1.Изучение литературы по теме: «Актуальная зарядка –настоящая загадка».

2.Разработать и провести опрос с детьми подготовительной к школе группы №9 на тему «Утренняя зарядка дома».

  1. Создать буклет для родителей подготовительной к школе группы №9 на тему «Значение утренней зарядки в жизни ребёнка».
  2. Провести с детьми различные комплексы утренних зарядок с предметами.

5.Создать альбом «Оздоровительные виды гимнастик».

 

 

Актуальность.

 

Здоровый человек - это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом. Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя физическая зарядка.

         Помимо специфического влияния, облегчающего процесс перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений утренней гимнастики увеличивает уровень общей физической активности человека. Для большинства городского населения утренняя зарядка зачастую является единственным специально организованным занятием физическими упражнениями.

Особенно большое значение зарядка и гимнастика имеет для детей. Дети в дошкольном возрасте имеют невероятно высокую двигательную активность. Они находятся в решающей фазе роста и созревания, во время которых происходят сильные изменения в системе мышц, скелета и нервов.

     Как и большинство воздействий на организм, утренняя физическая зарядка полезна только при условии ее грамотного применения, а также индивидуальные особенности конкретного человека. Мы редко задумываемся над тем, для чего делаем зарядку и практически не знаем ничего о том, какую пользу для нашего организма она приносит. Мы знаем, что утреннюю зарядку делать полезно, делаем её, но не знаем зачем.

Гипотеза: Утренняя зарядка самый простой и доступный способ поддержать и сохранить своё здоровье.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ.

Предмет исследования: утренняя зарядка.

Объект исследования: дети и их родные.

Время проведения исследования: исследование проводилось в течении одной недели.

 

 

 

 

Глава 1. Основная часть.

 

  • История появления утренней зарядки

Зарядка -   Запас энергии, бодрости, физических сил. (Толковый словарь Ушакова Д.Н.)

Зарядка - Совокупность оздоровительных гимнастических упражнений (Толковый словарь Ожегова C.И. )

Зарядка — комплекс физических упражнений, выполняемых, как правило, утром, с целью разминки мышц и суставов.

В комплекс обычно входят упражнения для мышц шеи, спины, живота, ног и рук. Типичные упражнения: потягивания, наклоны, приседания, отжимания. Зарядку обычно проводит квалифицированный тренер, показывающий упражнения группе, которая затем их повторяет, иногда под музыку. Зарядка может сочетаться с бегом, закаливанием или моржеванием.

    Привить любовь к зарядке наших бабушек и дедушек помогла радиопередача «Утренняя зарядка», которая в первый раз в нашей стране вышла 2 января 1929 года. Её ведущей была Ольга Высоцкая, до этого работавшая преподавателем физкультуры в школе. В 1931 году Высоцкая О. С. проводит первые уроки гимнастики на телевидении.

   После Ольги Высоцкой долгие годы вёл передачи, длившиеся около 15 минут, Николай Гордеев. Его голос узнавала вся страна, ведь многие начинали свой день, включив утром радиоприёмник, слышали слова: «Начинаем урок утренней зарядки».

    Затем в 1970-х годах появились ещё две радиопередачи: в 7 часов 10 минут ежедневно начиналась «Утренняя зарядка для детей», а в 11 часов утра для взрослых «Производственная гимнастика».

 

  • Польза утренней зарядки.

      Многолетние наблюдения врачей подтверж­дают огромную пользу утренней зарядки, если выполнять ее систематически, а не от случая к случаю. Она — обязательное условие укрепления здоровья, развития физических качеств, воспитания воли. На первый взгляд такое утверждение может показаться странным. Ведь на утреннюю гигиениче­скую гимнастику отводится всего 10-15 мин., да и упражнения выполняются сравнительно простые. Однако она помогает решить сразу несколько задач.

  1. Во время сна организм человека отдыхает. Мышцы расслаблены, сердце работает спокойно, дыхание замедлено, обмен веществ понижен. В момент пробуждения не хочется резко двигаться, появляется желание потянуться, глубоко вздохнуть. Все органы не сразу начинают работать в полную силу. Чтобы полностью включить организм в рабо­ту, и необходимо проделать комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики, которую часто называют зарядкой, поскольку несколько выполнен­ных упражнений заряжают человека энергией и бо­дростью на предстоящий день.
  2. Упражнения утренней гимнас­тики способствуют физической подготовленности. Правда, поскольку положительные результаты при­ходят не сразу, необходимо для достижения этого проявить терпение, настойчивость, упорство. И если человек тверд в своих решениях, уверен в до­стижении цели, если он без пропусков, без усту­пок себе будет постоянно выполнять утром ком­плексы физических упражнений, через некоторое время он обязательно заметит, что мышцы его наливаются силой, движения становятся быстры­ми и уверенными.
  3. Утренняя гигиеническая гимнастика способст­вует формированию правильной осанки.
  4. Для тех, кто серьезно занимается каким-либо видом спорта, утренняя гигиеническая гимнастика способствует повышению спортивных достижений. Для этого в комплексы включают специальные уп­ражнения, которые помогают повысить спортивное мастерство.
  5. Утренняя гигиеническая гимнастика содействует воспитанию воли. Ведь прогулка по лесу на лыжах, катание с гор, игры с мячом или купание в жаркий день — всё это всегда доставляет удовольствие. Для таких занятий больших волевых усилий не требуется. Другое дело утренняя зарядка. Порой хочется поспать, а нужно встать пораньше, побороть сон и правильно выполнить весь комплекс упражнений. К тому же де­лать всё это нужно ежедневно, без пропусков. Здесь и необходимы волевые усилия.

Во время выполнения упражнений необходимо помнить, что

  • утреннюю зарядку для детей нужно проводить ежедневно за 15-30 минут до приема пищи
  • каждый комплекс начинается с ходьбы;
  • следующие упражнения выполняют в последовательности сверху вниз (для рук, плечевого пояса, туловища, ног), а затем вразбивку, чередуя работу мышц с отдыхом, более трудные упражнения выполняют после легких;
  • после прыжков на месте или бега в конце зарядки необходимо переходить к спокойной в течение 0,5-1 мин.;
  • одно и то же упражнение действует на организм пo-разному, если его выполнять в разном темпе; большинство упражнений утренней гигиенической гимнастики выполняют в среднем темпе;
  • задержка дыхания во время выполнения упражнений особенно вредно сказывается на работе сердца, необходимо вдох и выдох сочетать со структурой движений, обращать внимание на достаточ­но глубокий выдох;
  • чрезмерная нагрузка скорее принесет вред, чем пользу, поэтому усложнять комплексы более трудными упражнениями надо очень осторожно;
  • свежий воздух закаляет организм, но начи­нать занятия на открытом воздухе нужно в теплое время года, так как только с постепенным пониже­нием температуры человеческий организм также постепенно привыкает к холоду. Главное в закаливающих процедурах — их постепенность и систе­матичность

Выполняя гимнастику, необходимо знать, что:

1) медленная ходьба в начале занятия вызывает равномерное усиление дыхания и кровообращения;

2) упражнения типа потягивания углубляют ды­хание, увеличивают подвижность грудной клетки, гибкость позвоночника, исправляют осанку;

3) поднимания рук, отведения их в стороны и назад, вращения в плечевых суставах, сгибания и разгибания в кистях, рывковые и маховые движе­ния увеличивают подвижность суставов, укрепляют связки, способствуют увеличению амплитуды дви­жений, развивают мышцы рук и плечевого пояса;

4) поднимания, отведения, вращения стоп, голеней и бедер при относительно небольшой физической нагрузке способствуют увеличению подвижности суставов, укрепляют мышцы и связки

5) наклоны, прогибания, повороты, вращения туловища увеличивают гибкость и подвижность позвоночника, укрепляют мышцы туловища, формируют правильную осанку;

6) наклоны туловища в различных направлениях, вращения укрепляют мышцы живота увеличивают подвижность позвоночника;

7) приседания, выпады с движениями рук и туловища развивают мышцы ног, брюшного пресса оказывают общее тренирующее влияние;

8) поднимания ног в положении сидя или лёжа используют для укрепления мышц брюшного пресса;

9) силовые упражнения для рук увел мышечную силу;

10) бег и прыжки используют для тренировки и укрепления сердечно-сосудистой системы и повышения выносливости;

11) ходьбу с медленным, глубоким дыханием между упражнениями применяют для paccлабления и восстановления после выполненных упражнений;

12) ходьбу в конце занятия назначают для равномерного снижения нагрузки, восстановления.

        Зарядку лучше делать под ритмичную музыку, которая не только поможет пробудиться ото сна, но и поднимет настроение. В конце зарядки можно немного потанцевать экспромтом, что может повысить у него интерес к утренним занятиям. Для музыкального сопровождения идеально подойдут любимые песни из мультфильмов. Зарядка для дошкольников зачастую происходит в игровой форме.

        Польза от зарядки обычно видна уже после нескольких занятий – ребенок становится бодрее, нормализуется сон и аппетит, улучшается самочувствие и настроение. Зарядка для детей необходима для разностороннего развития ребенка, становления волевого характера, лидерских качеств, ее действие направлено на выработку выносливости.

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть

 

 1.1 Результаты анкетирования детей.

 

        Мною были составлены вопросы для анкетирования детей подготовительной к школе группы №9, ДОУ №92 по теме «Утренняя зарядка». Было подготовлено 28 анкет.

       В анкетировании приняли участие 28 детей. В ходе исследования выяснилось, что большинство опрошенных (16 человек) делают утреннюю зарядку дома, из них 6 детей делают зарядку иногда. Зарядку дома не делают - 12 детей.

      На вопрос «Любите ли вы зарядку?» -  27 детей ответили положительно,1 человек – отрицательно. Затрудняется ответить – 0 чел.

Почти все респонденты (27 человек) считают, что зарядка полезна для здоровья. Лишь 1 человек ответил отрицательно. Затрудняется ответить - 0 чел.

На заключительный вопрос «Для чего нужна зарядка?» - 3 человека ответили – А) чтобы не болеть, быть здоровым, 8 человек ответили - Б) чтобы быть сильным, ловким, В) чтобы не болеть, быть здоровым, и чтобы быть сильным, ловким – 5 человек. Затрудняется ответить – 0 чел. Свой вариант предложили – 11 человек (чтоб в больнице не лежать, лекарства не пить; Чтобы было много сил, чтоб голова думала; Чтобы мы были большими; Чтобы утром проснуться; Чтобы бодрым быть; Чтоб худеть; Если дядя какой-то погонится, можно убежать, зарядка набирает силу; Чтобы быть сильным, чтобы быть гибким; Девочек ведь защищать надо;)

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных делают утреннюю зарядку дома, и любят её делать. Почти все респонденты ответили, что утренняя зарядка полезна для здоровья.

 

1.2. Комплексы утренних зарядок с предметами

Комплекс утренней зарядки с кубиками


  1. Вводная часть.

    Построение. Ходьба обычная 30 сек. Ходьба перекатами с пятки на носок, руки на поясе 30 сек. Ходьба на носках 30 сек. Ходьба на пятках 30 сек. Бег обычный (легкий на носочках). 30 сек. Бег змейкой. Обычный бег. Ходьба обычная с выполнением дыхательного упражнения «Молодцы» - вдох носом, на выдохе с расстановкой и хлопками на каждом слоге произносят «Мо-лод-цы!»
    2. Основная часть. Дети берут по два кубика, выстраиваются в три колонны.
    Упр. 1. И.П. – ноги слегка расставлены. кубики в каждой руке внизу. 1 – Подняться на носочки, поднять кубики через стороны вверх, коснуться одним кубиком другого, 2 – перекатиться на пятки, опустить кубики вниз. Повтор 6-8 раз.
    Упр. 2. И.П. – ноги на ширине плеч, руки с кубиками на поясе. 1-руки в стороны, поворот вправо, 2 – выпрямиться, руки на пояс 3 - руки в стороны, поворот влево, 4 – И.П. Повтор 6-8 раз.
    Упр. 3. И.П. – стоя, руки с кубиками на поясе. 1 Руки в стороны, 2 – наклониться, положить кубики на пол, 3 – руки в стороны, 4 – И.П. Повтор 6-8 раз. Указание детям: «Колени не сгибать».
    Упр. 4. И.П. ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1 – руки в стороны, 2 – присесть, кубики вперед, 3- руки в стороны, 4 – И.П. Повтор 6- 8 раз.
    Упр. 5. И.П. – сидя на коленях, руки на поясе. 1 – встать, руки с кубиками поднять вверх, 2 – И.П. повтор 6-8 раз.
    Упр.6. И.П. – Сидя на полу, ноги расставлены, руки на поясе. 1- потянуться руками с кубиками к правой ноге, 2- потянуться вперед, 3 – потянуться к левой ноге, 4- И.П. Повтор 4 раза.
    Упр. 7. – Лежа на спине, руки с кубиками за головой, ноги вытянуты вперед. 1- Поднять правую ногу, коснуться кубиками правой ноги, 2 – И.П., 3 – поднять левую ногу, коснуться кубиками левой ноги, 4 – И.П. Повтор 4-6 раз. Указание детям: «Колени не сгибать».
    Упр. 8. И.П. – стоя, руки на поясе, Кубики на полу перед ребенком.. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков. Дыхательное упражнение «Подуй на кубик»: кубики в двух руках, вдох носом, долгий выдох на кубик, при повторе дуем на другой кубик. Повтор прыжков.
    3. Заключительная часть.
    Перестроение в одну колонну, дети кладут кубики на место.
    Построение в круг. Малоподвижная игра «Водяной»: одному ребенку закрывают глаза, он встает в круг – это водяной. Остальные дети водят хоровод вокруг водяного и говорят: «Водяной, водяной, что сидишь ты под водой? Выйди, выйди хоть на час, угадай кого из нас!». После этого один ребенок подходит к водяному и зовет его. Водяной должен отгадать, кто его позвал.

Комплекс утренней гимнастики  (с массажным мячом)
1 ч. Вводная
Ходьба в колонне – 1 круг
Ходьба на внешней стороне стопы – 1 круг
Ходьба спортивным шагом – 1 круг
Бег с захлестыванием голени – 1.5 круга
Ходьба в колонне – 1 круг
Раздача оборудования
Перестроение в 3 колонны
2 ч. Основная
ОРУ с массажным мячом. Дозировка – 6-8 раз
1. «Потянулись вверх»
И. п. – основная стойка, мяч в правой руке.
1 - подняться на носки; 2 - руки через стороны вверх; 3 - мяч сжать и переложить в левую руку. И. п.
То же самое, передавая мяч из левой руки в правую.
2. «Подбрось и поймай»
И. п. – ноги врозь, руки внизу, мяч в правой руке.
1 - поворот вправо; 2 - бросок мяча вверх; 3 - поймать мяч двумя руками; 4 - сжать мяч между двумя ладонями 3 раза; 5 - прокатить мяч между ладонями вперед-назад. И. п.
То же в другую сторону.
3. «Наклоны»
И. п. – ноги слегка расставлены, руки внизу, мяч на полу между ног
1 - наклониться, взять мяч; 2 - выпрямиться, прокатить мяч в ладонях перед-назад 6 раз; 3 - наклониться, вернуть мяч на место. И. п.
То же левой рукой.
4. «Присели-передали»
И. п. – стоя, ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке
1 - присесть, колени вместе, руки вниз; 2 - мяч сжать и передать в левую руку у носков ног; 3 - встать, руки в стороны.
И. п. То же, передавая мяч в правую руку.
5. «Катаем мяч».

 

Комплекс упражнений на степах.

В хорошо проветренном зале на полу вдоль стены расположены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.

Подготовительная часть.

  1. И.п.: стоя на степе боком, руки опущены. Во время ходьбы на месте поднять обе руки вперёд и вверх; при этом голову приподнять; вернуться в и.п. (5 раз).
  2. Шагая на степе, из положения руки за головой разводить их в стороны с поворотом туловища вправо-влево (5 раз).
  3. Встать на степах друг за другом («паровозиком»). Сделать шаг со степа назад (вперёд), одновременно опуская и поднимая плечи.
  4. Повернуться кругом, повторить то же (по 6 раз).

(Всё повторить 3 раза и переставить степы для основной части занятия).

Основная часть.

  1. И.п.: шаг со степа правой ногой, левая на степе.

1 – поворот туловища направо, правую руку в сторону ладонью кверху;

2 – вернуться в и.п.;

3 – 4 – тоже в другую сторону.

  1. Стоя на коленях на степе, руки в стороны.

1 – прогибаясь и поворачивая туловище направо, пальцами левой руки коснуться пяток;

2 – и.п.;

3 – 4 – то же в другую сторону.

  1. И.п.: сидя, руками держаться за края степа.

1 – 2 – поднять тело и прогнуться;

3 – 4 – вернуться в и.п.

  1. И.п.: сидя на степе, ноги врозь, руки согнуты и сплетены перед грудью (пальцами левой руки обхватить правый локоть, а пальцами правой руки – левый локоть).

1 – 3 – три пружинистых наклона вперёд, стараясь коснуться предплечьями пола как можно дальше, ноги в коленях не сгибать;

– вернуться в и.п.

  1. Подвижная игра «Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик» (игра упражняет детей в равновесии – ведущий – «иголка», все остальные – «нитка», дети бегут змейкой по залу, с окончанием музыки разбегаются на свои степы и стоят на одной ноге – «Стойкий оловянный солдатик»).

6.После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание.

 

 

 

Заключение.

      Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня.

Мы доказали, что утренняя зарядка самый простой и доступный способ поддержать и сохранить своё здоровье.

 

 

Используемая литература:

  1. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - Москва, 1990.
  2. Ананьев В.А. и др. Общая валеология: Конспект лекций /Под ред. Петленко В.П. - СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 2000.
  3. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта:Учебное пособие /СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 1999. - 231 с
  4. Пензулаева Л. И. – Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;
  5. Прохорова Галина. Утренняя гимнастика для детей 2–7 лет.. Айрис-Пресс, 2006г.

 

Интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/11/02/proekt-utrennyaya-zaryadka-nastoyashchaya-zagadka
  2. https://2382.maam.ru/maps/news/290265.html
  3. http://wiki.tgl.net.ru/index.php/Исследование_ученика_в_проекте_Актуальная_зарядка_-_настоящая_загадка
  4. http://s21002.edu35.ru/attachments/article/367/проект.docx

Количество комментариев: 0