Статья: "Проект исследовательской деятельности «Чудесное мыло»"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

 

 

 

 

 

 

 

Проект исследовательской деятельности

«Чудесное мыло»

 

 

 

 

 

 

Авторы проекта:

Полякова Светлана Владимировна

 

 

 

г. Сыктывкар, 2017 г.

 

Проект исследовательской деятельности

«Чудесное мыло»

 

Оглавление:

  1. Введение
  2. Основная часть

2.1. Что такое мыло

2.2. История возникновения мыла

2.3. Виды и состав мыла

2.4. Интегрированное занятие по теме "Мыло-фокусник"

2.5. Занятие по ЗОЖ «Внимание, микробы!»

  1. Результаты исследований

3.1. Опыты

3.2. Заключение

  1. Список используемой литературы
  2. Приложение Фото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Чистота – залог здоровья! Эту поговорку знают почти все. И каждый день, начиная с самого утра и до самого вечера, мы тщательно моем различные части нашего тела. Принимаем душ, ходим в баню, используем различные приспособления: мыло, мочалку и прочее. Использование мыла прочно вошло в нашу жизнь. Сегодня мы не можем представить себе наше существование без мыла. И у нас возник вопрос. Куда же еще можно применить мыло?

Актуальность исследования заключается в том, что мы не знаем о дополнительных способах использования мыла и постараемся их исследовать.

Объект: мыло.

Предмет исследований: применение мыла в хозяйственных целях.

Цель работы: сформировать и расширить знания о свойствах мыла, его разновидностях; развивать мыслительные процессы, познавательный интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Дать представления о свойствах мыла и его разновидностях (туалетное, хозяйственное, жидкое);
  • Дать представления о том, что мыло имеет запах, палитра ароматов мыла очень разнообразна;
  • Дать представление о чистящем свойстве мыла.
  • Учить применять полученные знания о свойствах мыла в игровой деятельности;
  • Развивать внимательность, любознательность, познавательный интерес, пространственное мышление.

 

Гипотеза: Если мыло легко справляется с грязью на нашем теле, может удалять разного рода загрязнения, то ее можно использовать не только для гигиены, но и в других  целях.

Методы: Анализ информации, содержащейся в различных источниках (справочная литература, интернет); наблюдение и опыт.

 

 

 

 

Что такое мыло?

Мыло – жидкий или твердый продукт, содержащий поверхностно-активные вещества, в соединении с водой используемое либо как косметическое средство – для очищения и ухода за кожей (туалетное мыло); либо как средство бытовой химии – моющего средства (мыло хозяйственное).

История возникновения мыла.

Мыло получило свое название от древнеримской горы  Сапо. Когда-то на этой горе древние римляне совершали свои жертвоприношения. Саму же гору Сапо можно считать местом производства натурального мыла. Происходило это следующим образом. На горе после сжигания жертвы скапливался жир животного, который смешивался с золой от костра. Потоки дождя смывали эту массу в реку Тибр – место стирки белья. Со временем жители заметили, что при помощи смеси жира и золы белье лучше отстирывалось. Так появилось мыло.

Виды мыла

Предлагаю сегодня рассмотреть различные виды мыла. Все мы пользуемся мылом – жидким, твердым или мягким. Каждый день: утром, днем и вечером, в будни и праздники. А что мы знаем про этот всем известный атрибут чистоты? Существует несколько видов мыла, отличающихся друг от друга составом и оказываемым эффектом. Итак, самые распространенные виды мыла — гигиеническое, косметическое, шампуневое, жидкое,  мыло-скраб, мыло для бритья, натуральное, парфюмированное,  детское, садовое и т.д. Рассмотрим каждый отдельный вид мыла подробнее.

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ. Это самое привычное для нас мыло. Оно содержит минимум химических компонентов и просто смывает обычную грязь. При изготовлении данного мыла используется минимум парфюмерии и красителей, что обуславливает его противоаллергичность. Гигиеническими называют детские и антибактериальные сорта мыла. Если часто использовать антибактериальное мыло, то на коже действительно не останется бактерий. Но и кожа станет более сухой и стянутой. Кстати, раньше данное мыло использовалось только в хирургических операционных.

 

КОСМЕТИЧЕСКОЕ. В состав данного мыла входят вещества, которые смягчают действие щелочи на кожу. Такое мыло изготавливают с  добавлением глицерина или крема.Благодаря этому оно не только очищает кожу, но и предохраняет ее от высыхания, удерживая влагу. Косметическое мыло специально создано для ухода за сухой и чувствительной кожей.

НАТУРАЛЬНОЕ. Это, наверное, единственное мыло, которое  выглядит как целое произведение искусства. В данном мыле щелочь заменена  животными жирами.  В него добавляют различные ароматы трав, какао, меда, фруктов и парфюмерии. В состав натурального мыла нередко включаюткрема для мягкости, сухоцветы – для красоты. Но имейте в виду, что натуральное мыло имеет меньший срок хранения и со временем очень легко теряет свой аромат, полезные свойства и красоту.

ЖИДКОЕ. Это мыло считается наиболее гигиеничным. Дозатор предохраняет содержимое флакона от попадания микробов внутрь. И что особенно приятно, в жидкую субстанцию очень легко добавить эфирные масла, витамины, экстракты трав или любимый аромат духов.

 ПАРФЮМИРОВАННОЕ. Мыло применяется большей частью для ароматизации кожи. Но дело в том, что данный эффект не очень стойкий. Аромат сохранится на коже максимум минут 30-40. И в таком мыле не будет эфирных масел, потому что данные вещества не сочетаются с парфюмом. Но не стоит недооценивать«власть ароматов» — принятие душа с мылом, ароматизированным любимым парфюмом, доставит вам истинное удовольствие. Впрочем, какое мыло выбрать, решать все равно вам.

ШАМПУНЕВОЕ мыло производится из масел с большим пенообразованием, которые не оставляют после себя пленки на волосах, не сушат кожу и очень нежно ухаживают за структурой волоса. В основу такого мыла входит оливковое или касторовое масло, плюс немного масла жожоба, миндаля или подсолнечного масла.

 

 МОЛОЧНОЕ мыло очень нежное, кремовое. Если вы его попробуете хоть раз, то вряд ли сможете от него отказаться. Оно прекрасно действует на кожу, смягчая и увлажняя даже очень сухую и чувствительную кожу. Кстати, для придания нежности и шелковистости всей коже, а не только коже рук, вы можете принять теплую ванну с молоком и медом (2-3 стакана молока и 1-2 ст. ложки меда на ванну).

 

 ДЕТСКОЕ мыло очень пригодится вам, если у вас есть ребенок, который терпеть не может купаться. Вы можете сделать это мыло вместе с ним (Только не забывайте о правилах безопасности!). В основе мыла будет оливковое масло. Добавьте в него чуть — чуть масла чайного дерева и 5% увлажняющего компонента. Запомните — в детском мыле не должно быть никаких красителей, синтетических масел. Из трав вы можете добавить только масло ромашки, поскольку оно успокаивает кожу и противоаллергично. Самые распространенные добавки детского мыла — экстракты ромашки или календулы, шалфея или коры дуба.  Приготовьте мыло вместе с ребенком и, думаю, он полюбит купаться.

  САДОВОЕ мыло по названию говорит само за себя. Его используют в саду для мытья кожи после садовых работ. Поэтому оно должно интенсивно, но осторожно, смывать грязь, землю, следы травы. А еще лучше, если такое мыло одновременно будет обеззараживать небольшие ранки и ссадины. Поэтому для такого мыла берем садовые травы (любые, которые растут в вашем саду), эфирные масла (чайное дерево) и другие лечебные и антибактериальные масла.

Мыло для БРИТЬЯ. Чем же данное мыло отличается от обычного? Конечно, если мыло образует достаточно много пены, его можно использовать для бритья. Но если вы хотите сделать мыло только для бритья, то в него необходимо добавить достаточное количество глицерина. Дело в том, что глицерин имеет особенность размягчать жесткие волоски на вашей коже. Поэтому бритье станет легче и эффективнее. Как базовое масло лучше использовать оливковое, касторовое или кокосовое масла. А для ухаживающего эффекта добавьте миндальное масло или масло авокадо.

Вариации  МЫЛА — СКРАБА:

 ОТШЕЛУШИВАЮЩЕЕ. Это мыло дополнительно включает в себя частички скраба (дробленые косточки абрикоса, миндального ореха, овес и т.п.). Мыло прекрасно очищает, выравнивает кожу и обладает массажным эффектом. После использования скрабового мыла рекомендуется наносить на кожу  смягчающий крем.


                
 ПИЛИНГОВОЕ  мыло по своей структуре и предназначению напоминает скрабовое мыло. Используют его для удаления отмерших клеток кожи. В него, как и в скраб, можно добавить мелкодробленую скорлупу ореха, кофе, семена или овес. В качестве пилингового мыла можно использовать и песочное мыло, для его изготовления лучше взять морской песок.

   КОФЕЙНОЕ мыло по структуре напоминает обычное хозяйственное (прекрасно отмывает жир, удаляет неприятные запахи). Данное мыло очень функциональное. Оно отлично  будет смотреться с вкраплениями белых кусочков молочного мыла.

 

 

Интегрированное занятие по теме "Мыло-фокусник"


Цель: Развивать исследовательские умения детей,  формируя представления о сенсорных характеристиках предметов

Задачи:

- воспитывать культурно-гигиенические навыки

- познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями

- развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память;

-  закрепить знания основных цветов, форм, размеров;

-  обогатить словарь;

- воспитывать умение взаимодействовать с другими детьми

Материалы и оборудование:

Одноразовые контейнеры, мыло - разноцветные кусочки, хозяйственное, жидкое мыло, тальк, треугольные «лодочки» (на каждого ребенка), губка, салфетки, трубочки, средства ТСО.

Ход. (Дети сидят на стульях, на экране арена цирка)

-Ребята, посмотрите на экран, что там изображено? Ребята, а вы любите цирк?

Д: - да!

-Сегодня мы с вами отправимся в самый настоящий цирк. Скажите мне, какие артисты работают в цирке? (на экране презентация «Кто работает в цирке?»)

Д: - ответы детей.

- Я сегодня предлагаю вам стать фокусниками.  Скажите, а какой предмет нам поможет в превращении?

(Звучит волшебная музыка)

Д: - волшебная палочка.

- Всех прошу закрыть глаза

Начинаю чудеса… Раз, два, три …

Посмотрите, какие у нас красивые колпачки для фокусников получились (Выбирать колпачок по очереди, при этом называя цвет и фигуру на колпачке).

Теперь можно делать фокусы, хотите узнать какие фокусы мы будем делать? Тогда слушайте загадку.  

Похоже на пряник и разного цвета,
Собрало в себе запах трав всего света.
Ребята охотно им моют ладошки,
Не любят его лишь собаки и кошки.

Д: - мыло.

- Правильно, это мыло. Посмотрите сколько у нас разного мыла. Ребята, а зачем нам мыло? А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой - они тоже станут чистыми. Давайте рассмотрим, какое бывает мыло? Какого цвета, какой формы. Понюхайте? Что чувствуете?

Д: - ответы детей.

Прошу пройти детей к столу, на котором уже стоят предметы для экспериментов.

- а вы знаете, что с помощью жидкого мыла можно отправить лодку в далекое плавание?

Первый эксперимент.

(На столе лежат треугольные лодочки, предлагаю детям выбрать лодочку того цвета которая больше нравится.)

Из картона вырезать треугольную лодочку. Когда вода в тазике успокоится, нужно положить лодочку в угол тазика, острым углом по направлению к центру. Намочи палец жидким мылом (делать это нужно подальше от тазика) и опусти в воду за лодочкой. Лодочка мгновенно начинает двигаться к противоположному краю тазика.  

- теперь возьмем в руки твердое мыло, какое оно?

Д: - мыло гладкое, душистое.

Второй эксперимент.


Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. 
Каким оно стало? (скользким).
Натирают мокрую губку мылом и погружают ее в воду,отжимают.
Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.
Ребята играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды,дуют. 
Что происходит?
(В ней появляются большие пузыри).

Проводится дыхательная гимнастика.
Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют. 
Что происходит?
(Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свету. Погружаем конец трубочки в воду и дуем в нее. Что появляется на поверхности воды? (много мыльных пузырей).

Теперь вытираем руки и пройдем ко второму столу.

Третий эксперимент.

В тазик с водой насыплем тальк, пробуем проткнуть поверхность воды пальцем (как только  ты вытаскиваешь палец, вода снова смыкается, восстанавливая пленку.),  обмакиваем палец в жидкое мыло (делать это нужно подальше от тазика, чтобы мыло не попало в воду), опускаем намыленный палец в воду недалеко от края тазика. При последующем погружении пальца в тальке остаются дырки.

После экспериментов прошу детей пройти на ковер.

Выводы:

Ребята, кто нам сегодня помогал делать фокусы?

Какие свойства у мыла? (пенится, твердое, попав в воду становится скользким)

Какое бывает мыло? (цвет, форма, запах)

- Ребята, к нам сегодня в гости пришел Мойдодыр и за то, что мы с вами с мылом сделали столько фокусов,  подарил подарок. (Воспитатель пускает мыльные пузыри)

 

Конспект занятия по ЗОЖ в средней группе.

«Внимание, микробы!»

 

Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни.

Задачи:                               

Образовательные:

- закрепить представления детей о микробах, болезнях, здоровье;

- расширять представления детей о способах распространения болезней.

- разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней сам.

- расширять представления детей о здоровом образе жизни, закреплять знания о культурно-гигиенических навыках, учить рассуждать и делать выводы;

Развивающие:

- развивать речь детей, совершенствовать умение отвечать полными ответами;

- развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей.

- совершенствовать навыки игровой деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность».

 

Материал: Мультимедиа, конверт с посланием, иллюстрации, мыло, вода, носовой платок, зубная щетка, аудиозапись «Бравые солдаты с песнями идут…». 

Ход занятия

  1. Этап. (Организационный момент)

В. Здравствуйте, ребята. Мне вчера передали послание от микробов. (На экране появляется фотография микробов, рисунок 1)

«Мы ужасные микробы и хотим захватить всю планету, погубить все живое на земле. Мир будет принадлежать только нам.  И вы дети, можете нам помочь сделать это быстрее. Вам только нужно не соблюдать гигиену. Поможете?»

В. Микробы просят нас о помощи. Что же нам делать? Кому мы должны помочь? Почему? (ответы детей)

В. Правильно, молодцы. Мы должны помочь людям. И мы с вами объявляем войну микробам. Вы согласны? (ответы детей) Я предлагаю отправиться на поиски микробов. (дети под песню «Бравые солдаты с песнями идут…» шагают по залу и садятся полукругом  у экрана)

 

  1. Этап. (Беседа о микробах)

В. Чтобы нам выиграть в этой войне, нам надо больше узнать о микробах. 

В. Ребята, а кто же такие микробы?  (ответы детей)

Микробов на свете великое множество, и все они очень разные. Микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно, увидеть их можно только под микроскопом. Посмотрите, ребята, на этот прибор. (Выставляется изображение микроскопа, рисунок 2)
В.  Как называется прибор, в который рассматривают микробы? (ответы детей)

В. Я  вам хочу показать как они выглядят под увеличительным стеклом (демонстрация фотоиллюстраций, рисунок 3).

В. Посмотрите на них. У них нет рук, ног, сердца, желудка, легких и других органов, которые есть у нас с вами. Это просто палочки и шарики. Но они как и мы с вами двигаются, питаются, размножаются. Когда они находятся вне организма человека, они никому не причиняют вреда, но стоит им только попасть внутрь человека, тут они начинают «вредничать» - заражать нас. Мы начинаем болеть, у нас поднимается температура, появляется слабость, сонливость, боли в животе и т.д.

 

3.Этап (Дидактическая игра «Угадай, что болит?»)

В. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, что болит?»

(С помощью пантомимы показывает, что у него болит, дети определяют, что болит и называют причину, отчего болит. И наоборот,  воспитатель называет причину, дети показывают что болит)

В. – болит голова                                            Д. – душно, шумно

В. – вы съели много сладостей                     Д. – болят зубы

В. – болит палец                                             Д. – порезалась, упала

В. – грязные руки, немытые фрукты            Д. – болит живот

В. – болит ухо                                                  Д. – продуло

В. – вы пили холодное молоко                      Д. – болит горло

В. Послушайте стихотворение, которое называется «Микроб»

Там, где грязь, живут микробы

Мелкие – не увидать.

Их микробов, очень много,

Невозможно сосчитать.

Если грязными руками

Кушать или трогать рот,

Непременно от микробов

Сильно заболит живот.

В. А где же мы можем найти наших врагов? (ответы детей)

В. Правильно,  они повсюду. Вокруг нас в воздухе, в воде, на земле, на растениях, на всем, что нас окружает. Они живут везде: дома, в садике, на улице, в общественном транспорте.

В. А каким же путем микробы проникают в наш организм? (ответы детей) Давайте посмотрим вот на эти картинки. Найдите те, где микробы легко могут попасть в наш организм, и объясните, почему вы так думаете.

Ребенок -  пальцы в рот; (рисунок 4)

Ребенок грызет ногти; (рисунок 5)

У ребенка грязные руки; (рисунок 6)

Ребенок и кошка; (рисунок 7)

Ребенок и собака; (рисунок 8)

Ребенок ест не мытые продукты; (рисунок 9)

 

  1. Этап. (Физминутка)

Чтобы нам не болеть и не простужаться

Мы зарядкой с тобой будем заниматься.

Чтобы горло не болело –

Мы погладим его смело.

Чтоб не кашлять, не чихать –

Будем носик растирать.

Лоб мы тоже разотрем –

Ладошку, сделав козырьком.

Вилку пальчиками сделай –

Массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем да, да, да –

Нам простуда не страшна!

 

  1. Этап (Оружие против микробов)

В. Ребята, чтобы мы могли успешно бороться с микробами, нам нужно найти оружие против нашего врага. Про них я загадаю загадки.(правильные ответы появляются на экране)

* Ускользает, как живое,

   Но не выпущу его,

   Белой пеной пенится,

   Руки мыть не ленится. (Мыло) (рисунок 10)

 

* Вот какой забавный случай:

   Поселилась в ванной туча.

   Дождик льется с потолка

   Мне на спину и бока.

   До чего ж приятно это!

   Дождик теплый подогретый,

   На полу не видно луж.

   Все ребята любят …(душ) (рисунок 11)

 

*Лег в карман и караулит

  Реву, плаксу и грязнулю,

  Им утрет потоки слез,

  Не забудет и про нос. (Носовой платок) (рисунок 12)

 

* Костяная спинка,
   Жестяная щетинка,
   С мятной пастой дружит,
   Нам усердно служит. (Зубная щетка) (рисунок 13)

 

В. Ребята, поможет ли это оружие в войне против микробов? А как?(ответы детей)

В. Правильно, молодцы. Микробы очень боятся мыла и воды, как мы боимся огня.

  1. Этап. (Борьба с микробами)

В. Теперь мы все знаем про микробов, у нас есть оружие против них. Нам пора в бой. (Дети отправляются к умывальникам и моют руки).

Ребята, мы сегодня победили их. Ура!

В. Давайте вспомним, когда нужно мыть руки и как еще можно бороться с микробами:          

- мыть руки перед едой;

- мыть руки с мылом после улицы;

- мыть руки по мере загрязнения;

- мыть руки после посещения туалета;

- не грызть ногти;

- не целовать животных;

- не брать в рот пальцы.

В. Ребята, вы такие сегодня молодцы, а скажите, что нового вы узнали на занятии? (ответы детей)
В. Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в наш организм? (ответы детей)

В. А  что же можно сделать, если  у нас грязные руки, а вымыть их не где? (ответы детей)

В. Ребята, а  на этом наша война  закончилась? (ответы детей)

(стук в дверь)

В. Нам пришла посылка, давайте посмотрим. В посылке душистое мыло и передал на его Мыльный Король. Спасибо  Мыльному Королю, теперь у каждого из вас есть грозное оружие против микробов, ведь нужно постоянно бороться с микробами, чтобы они не захватили нас. Спасибо вам большое.  

(каждый ребенок получает в подарок мыло)

 

Опыты

  1. Опыт «Рисуем мылом на ткани». Для этого лучше всего подойдет мыльный смылок с тонким краем и плотная темная ткань (не трикотаж).

Вывод: Мыло прекрасно рисует по ткани, оставляя четкие контуры. При этом любые «ошибки» легко исправить, протерев нужный участок влажной салфеткой.

Эти свойства мыла широко используются рукодельницами при обведении выкроек на ткань и для другой швейной разметки.

 

  1. Опыт «Мыло – силач». Для этого опыта нам понадобится кусок мыла и тарелка. Тарелку необходимо слегка смочить водой, потом  сверху положить мыло, прижать его и пару раз прокрутить вокруг своей оси. Оставляем мыло на тарелке на 2 минуты. Пробуем поднять мыло, при этом тарелка поднимается вместе с мылом, т.к. последнее «приклеилось» к тарелке.

 

Вывод: Почему так произошло? Когда мыло намокло, между тарелкой и куском мыла образовалась мыльная пена, молекулы которой максимально сблизились с молекулами тарелки, и между ними возникло взаимное притяжение. Поэтому после высыхания тарелка и кусок мыла «склеились», т.е. вели себя как одно целое.

Этим свойством мыльной пены пользовались хозяйки во времена деревянных рам, утепляя окна и заклеивая щели полосками бумаги, смоченной в густом мыльном растворе.

 

  1. Опыт «Смывание гуаши». Для этого мы запачкали наши руки гуашью. Предложила помыть руки обычной водой. Большая часть краски конечно же смылась, но полностью чистыми руки не стали, как бы тщательно их не терли. После того, как она намылила руки мылом – краска смылась полностью и руки стали чистыми, как видно на фото.

Вывод: мыло убивает микробы, расщепляет и смывает грязь.

  1. Опыт «Смывание жира». Для этого испачкали руки растительным маслом и попробовали отмыть их в воде. Результат был неутешительным. Кожа оставалась жирной и липкой. После того, как руки потерли мылом и смыли чистой водой, кожа стала достаточно чистой. 

Вывод:  мыло прекрасно смывает жир.

  1. Опыт «Постираем носочки». Для этого мы взяли белые носки после занятия по физкультуре и постирали один носок без мыла, а другой тщательно намылили.

Вывод: результат показал, что носок, постиранный мылом  был белее. Следовательно, отбеливающие компоненты, входящие в состав мыла помогают достичь лучшего результата.

  1. Опыт «Рисование мыльными пузырями». Для этого мы взяли одноразовые стаканчики, гуашь, жидкое мыло и трубочки для сока. Смешать небольшое количество воды с гуашью, добавить жидкого мыла. Опускают в мыльную воду конец трубочки, медленно в нее дуют.

Вывод: мыло хорошо пенится и это можно использовать в творческой деятельности.

  1. Опыт «Помощь при застегивании». Для опыта мы взяли кусок мыла и молнию. Плохо работающая молния после смазывания мылом стала свободно перемещаться.

Вывод:  Мыло помогает исправить сложности в замке.

 

3.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя это исследование, мы узнали очень много нового и интересного. Мыло  можно использовать в различных целях. Оно необходимо  и может пригодиться в хозяйстве.

 

Работа с родителями: Родителям было задано изготовить мыло в домашних условиях вместе с детьми и представить фотоотчет. Оформлена выставка «Мыло своими руками»

 

Гипотеза подтвердилась полностью.

Мы планируем познакомить детей и родителей с результатами нашего исследования, а так же продолжить работу по использованию мыла в других целях.

 

Список используемой литературы.

  1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и

самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997

  1. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у

детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.

  1. Д.Н.Колдина, Игровые занятия с детьми 1-2 лет, Методическое

пособие.- «ТЦ Сфера», 2014 – 111с

  1. Занятии с малышами в детском саду, сост. К.Белая.- М.,ЛИНКА-

ПРЕСС,2002.-216с.

  1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное

воспитание.-1989- №11-17-21с

  1. Лурри Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.- М.:

Просвещение, 1991-63с.

  1. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979-

175с.

  1. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой. -М.: Педагогика,

1987-256 с.

  1. Названова Л. Чтобы зубки блестели.// Дошкольное образование.-2004-

№14-13-17с.


Количество комментариев: 0