Конспект урока математики в 4 классе. Сложение и вычитание величин.

Тема. Сложение и вычитание величин

Цели: познакомить с письменными приемами сложения и вы­читания величин; совершенствовать устные и письменные вычис­лительные навыки, умения преобразовывать величины, решать уравнения и задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться приемами письменного сложения и вычитания величин; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

 Методы: учебное исследование, проблемное изложение, сравнительный анализ

Форма: фронтальная работа в парах

Цель: формирование навыков преобразования величин

 Задачи: установить связь между единицами измерения величин и разрядным составом многозначных чисел; создать условия для приобретения навыков активного обучения через учебное исследование; содействовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, логического мышления; способствовать воспитанию настойчивости, сосредоточенности, коммуникативности.                                        

Ход.

 I. Организационный момент

 - Дети, я хочу пожелать, чтобы вас всегда сопровождала …

- Чтобы узнать это слово, отгадайте загадку: Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живѐт. То куда-то вдруг уйдѐт, То внезапно возвратится. Грусть-тоска еѐ боится. (Улыбка)

- Пусть улыбка всегда будет с вами! Успехов в работе!

 II. Сообщение темы и цели урока

 - Сегодня мы будем изучать тему «Преобразование величин». - Чему должны научиться на уроке?

 III. Актуализация изученного

- Работа нас ожидает интересная, но не простая. Давайте подготовимся к ней, повторим изученный материал.

1) повторение разрядного состава чисел 845 - сколько единиц в разряде десятков? - что обозначает цифра 8 в записи числа? - увеличьте число в 10, 100, 1000 раз. 270 000 - сколько единиц II класса? уменьшите число в 10, 100, 1000 раз. 2) работа со схемой ед. млн. с. тыс. дес. тыс. ед. тыс. с. дес. ед. - Вспомните правило соотношений между разрядными единицами. (10 единиц низшего разряда образуют 1 единицу высшего разряда. 1 единица высшего разряда содержит 10 единиц низшего разряда.) - Во сколько раз сотня меньше тысячи? (в 10 раз) - Во сколько раз десяток больше единицы? (в 10 раз) - Сколько десятков содержит 1 ед. тысячи? (100 десятков) - Сколько сотен образуют 1 дес. тысяч? (100 сотен) - Каким действием единицы разрядов преобразуются из крупных в мелкие? (умножением, на схеме знак )

- Каким действием единицы разрядов преобразуются из мелких в более крупные? (делением, на схеме знак )

 3) заполнить пропуски: 600 ед. = с. 800 дес. = ед. тыс. 3 ед. тыс. = с. 4 с. = ед.

 IV. Создание проблемной ситуации

 - Посмотрите на рисунки (позже рисунок закрывается) - Чем необычны эти объединения? (объединились разрядные единицы и единицы измерения)

- Можно ли сказать, что разрядные единицы и единицы измерения схожи? (можно)

 - Может ли это факт помочь в преобразовании величин?

V. Исследование Ø Выдвижение гипотезы. Ознакомление с задачами исследования.

- Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте проведѐм исследование.

 - Какое предположение (гипотезу) мы можем выдвинуть?

 (на доске записано начало гипотезы «Предположим, что…».

 Дети высказывают свои предположения) мм г 1 ед. м кг 1 тыс. т км 1 млн

Гипотеза: Предположим, что величины преобразуются так же как и единицы разрядов. - Попробуем подтвердить или опровергнуть данное предположение.

Ø Знакомство с планом и задачами исследования.

- Что надо выяснить в ходе исследования?

1) вспомнить единицы измерения

2) соотнести их с разрядными единицами (записать в таблицу разрядов и классов)

 3)проверить, правильно ли соотносятся единицы измерения между собой - Работать будем в парах.

 I ряд с единицами измерения длины

 II ряд с единицами измерения массы

 III ряд единицами измерения времени (Тем, кто справится со своим заданием быстро, можно попробовать выполнить задание другой группы.

 Задание дети выполняют на карточках «Таблица разрядов и классов».)

 VI. Знакомство с результатами исследования

- Отобразите результаты ваших исследований на схеме

 I ряд км м дм см мм

ед. млн. с. тыс. дес. тыс. ед. тыс. с. дес. ед.

 II ряд т ц кг г

III ряд (дети сообщают о том, что единицы времени не соотносятся с разрядными единицами)

VII. Проверка гипотезы. Подведение итогов исследования. - Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза?

I ряд

Гипотеза подтвердилась. Вывод. Единицы измерения длины преобразуются так же как и единицы разрядов. 5 дм = 500 мм 4000 м = 4 км

II ряд

Гипотеза подтвердилась. Вывод. Единицы измерения массы преобразуются так же как и единицы разрядов. 200 ц= 20 т 70 кг = 70000 г

 III ряд

 Гипотеза не подтвердилась.

 Вывод.

 При преобразовании единиц измерения времени нужно знать таблицу мер времени 2 ч = 120 мин 180 с = 3 мин

Работа по теме урока

 

7. Работа по учебнику

Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 67.

Что нужно сделать, чтобы выполнить вычисления? {Пере­вести в одинаковые единицы.)

Какой способ из предложенных вами оказался наиболее точным?

В каких единицах мы будем выражать величины в нашем примере? {Вмиллиметрах.)

Выполните преобразования и вычислите. (5 см = 50 мм, 3 см 5 мм = 35мм; 50мм35мм = 15мм; 15 мм — 1см 5мм.)

Составьте алгоритм решения подобных примеров.

Алгоритм сложения и вычитания величин

1.Заменяем крупные единицы мелкими.

2.Выполняем действие (сложение или вычитание).

3.Переводим мелкие единицы в более крупные.

№313 (с. 67).

(Первый столбик — коллективно, с комментированием, вто­рой — самостоятельно. Три ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

№314 (с. 67).

(Коллективное выполнение с комментированием у доски.) №316 (с. 67).

— Прочитайте задачу.

Составим схематический чертеж.

 Что будет целым? (Все расчетное время210мин.)

Из каких частей оно состоит? (Первый фильм, второй фильм и оставшееся время.)

Что нужно сделать, чтобы узнать, войдет ли еще один фильм на кассету?

 (Найти оставшееся время и сравнить его с 23мин.)

Что нужно сделать, прежде чем вы приступите к решению задачи?

 (Все величины привести к единой наименьшей единице.)

Решите задачу самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

Решение

1 ч 27 мин = 87 мин;

1 ч 38 мин = 98 мин;

87 + 98 = 185 (мин) — два фильма;

210 - 185 = 25 (мин) — остается на кассете;

25 мин > 23 мин.

Ответ: записать фильм можно.

Физкультминутка

 

Паучок под лавку Упал.

Ненароком лапку (Прыжки на месте.) Сломал.

В городскую лавку Сходил

(Прыжки на одной ноге.)

И другую лапку Купил.

{Подскок с выставлением ноги на пятку.)

8.Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №318 (с. 67).

Прочитайте задание.

Рассмотрите рисунок и найдите треугольник ACD. Что можно о нем сказать? (Он состоит из двух треугольников: AKD и А С К.)

Как найти площадь треугольника A CD! (Можно найти пло­щади треугольников AKD и АС К и сложить.)

Как найти площадь треугольника АС1С! (Это половина пло­щади прямоугольника АВСК.)

Как найти площадь прямоугольника? {Длину умножить на ширину.)

(Аналогично разбирается, как найти площадь треугольника A KD.)

Как найти периметр треугольника? (Измерить длины сторон и сложить их.)

Выполните задания самостоятельно.

(Проверка.)

Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 67). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 35 км 080 м, 5 м 72 см.

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

Чему вы научились сегодня на уроке?

Назовите алгоритм письменного сложения и вычитания величин.

Кто не понял новую тему?

Домашнее задание

Учебник: № 315, 317 (с. 67).

 

Тема. Сложение и вычитание величин

Цели: познакомить с письменными приемами сложения и вы­читания величин; совершенствовать устные и письменные вычис­лительные навыки, умения преобразовывать величины, решать уравнения и задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться приемами письменного сложения и вычитания величин; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

 Методы: учебное исследование, проблемное изложение, сравнительный анализ

Форма: фронтальная работа в парах

Цель: формирование навыков преобразования величин

 Задачи: установить связь между единицами измерения величин и разрядным составом многозначных чисел; создать условия для приобретения навыков активного обучения через учебное исследование; содействовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, логического мышления; способствовать воспитанию настойчивости, сосредоточенности, коммуникативности.                                        

Ход.

 I. Организационный момент

 - Дети, я хочу пожелать, чтобы вас всегда сопровождала …

- Чтобы узнать это слово, отгадайте загадку: Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живѐт. То куда-то вдруг уйдѐт, То внезапно возвратится. Грусть-тоска еѐ боится. (Улыбка)

- Пусть улыбка всегда будет с вами! Успехов в работе!

 II. Сообщение темы и цели урока

 - Сегодня мы будем изучать тему «Преобразование величин». - Чему должны научиться на уроке?

 III. Актуализация изученного

- Работа нас ожидает интересная, но не простая. Давайте подготовимся к ней, повторим изученный материал.

1) повторение разрядного состава чисел 845 - сколько единиц в разряде десятков? - что обозначает цифра 8 в записи числа? - увеличьте число в 10, 100, 1000 раз. 270 000 - сколько единиц II класса? уменьшите число в 10, 100, 1000 раз. 2) работа со схемой ед. млн. с. тыс. дес. тыс. ед. тыс. с. дес. ед. - Вспомните правило соотношений между разрядными единицами. (10 единиц низшего разряда образуют 1 единицу высшего разряда. 1 единица высшего разряда содержит 10 единиц низшего разряда.) - Во сколько раз сотня меньше тысячи? (в 10 раз) - Во сколько раз десяток больше единицы? (в 10 раз) - Сколько десятков содержит 1 ед. тысячи? (100 десятков) - Сколько сотен образуют 1 дес. тысяч? (100 сотен) - Каким действием единицы разрядов преобразуются из крупных в мелкие? (умножением, на схеме знак )

- Каким действием единицы разрядов преобразуются из мелких в более крупные? (делением, на схеме знак )

 3) заполнить пропуски: 600 ед. = с. 800 дес. = ед. тыс. 3 ед. тыс. = с. 4 с. = ед.

 IV. Создание проблемной ситуации

 - Посмотрите на рисунки (позже рисунок закрывается) - Чем необычны эти объединения? (объединились разрядные единицы и единицы измерения)

- Можно ли сказать, что разрядные единицы и единицы измерения схожи? (можно)

 - Может ли это факт помочь в преобразовании величин?

V. Исследование Ø Выдвижение гипотезы. Ознакомление с задачами исследования.

- Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте проведѐм исследование.

 - Какое предположение (гипотезу) мы можем выдвинуть?

 (на доске записано начало гипотезы «Предположим, что…».

 Дети высказывают свои предположения) мм г 1 ед. м кг 1 тыс. т км 1 млн

Гипотеза: Предположим, что величины преобразуются так же как и единицы разрядов. - Попробуем подтвердить или опровергнуть данное предположение.

Ø Знакомство с планом и задачами исследования.

- Что надо выяснить в ходе исследования?

1) вспомнить единицы измерения

2) соотнести их с разрядными единицами (записать в таблицу разрядов и классов)

 3)проверить, правильно ли соотносятся единицы измерения между собой - Работать будем в парах.

 I ряд с единицами измерения длины

 II ряд с единицами измерения массы

 III ряд единицами измерения времени (Тем, кто справится со своим заданием быстро, можно попробовать выполнить задание другой группы.

 Задание дети выполняют на карточках «Таблица разрядов и классов».)

 VI. Знакомство с результатами исследования

- Отобразите результаты ваших исследований на схеме

 I ряд км м дм см мм

ед. млн. с. тыс. дес. тыс. ед. тыс. с. дес. ед.

 II ряд т ц кг г

III ряд (дети сообщают о том, что единицы времени не соотносятся с разрядными единицами)

VII. Проверка гипотезы. Подведение итогов исследования. - Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза?

I ряд

Гипотеза подтвердилась. Вывод. Единицы измерения длины преобразуются так же как и единицы разрядов. 5 дм = 500 мм 4000 м = 4 км

II ряд

Гипотеза подтвердилась. Вывод. Единицы измерения массы преобразуются так же как и единицы разрядов. 200 ц= 20 т 70 кг = 70000 г

 III ряд

 Гипотеза не подтвердилась.

 Вывод.

 При преобразовании единиц измерения времени нужно знать таблицу мер времени 2 ч = 120 мин 180 с = 3 мин

Работа по теме урока

 

7. Работа по учебнику

Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 67.

Что нужно сделать, чтобы выполнить вычисления? {Пере­вести в одинаковые единицы.)

Какой способ из предложенных вами оказался наиболее точным?

В каких единицах мы будем выражать величины в нашем примере? {Вмиллиметрах.)

Выполните преобразования и вычислите. (5 см = 50 мм, 3 см 5 мм = 35мм; 50мм35мм = 15мм; 15 мм — 1см 5мм.)

Составьте алгоритм решения подобных примеров.

Алгоритм сложения и вычитания величин

1.Заменяем крупные единицы мелкими.

2.Выполняем действие (сложение или вычитание).

3.Переводим мелкие единицы в более крупные.

№313 (с. 67).

(Первый столбик — коллективно, с комментированием, вто­рой — самостоятельно. Три ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

№314 (с. 67).

(Коллективное выполнение с комментированием у доски.) №316 (с. 67).

— Прочитайте задачу.

Составим схематический чертеж.

 Что будет целым? (Все расчетное время210мин.)

Из каких частей оно состоит? (Первый фильм, второй фильм и оставшееся время.)

Что нужно сделать, чтобы узнать, войдет ли еще один фильм на кассету?

 (Найти оставшееся время и сравнить его с 23мин.)

Что нужно сделать, прежде чем вы приступите к решению задачи?

 (Все величины привести к единой наименьшей единице.)

Решите задачу самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

Решение

1 ч 27 мин = 87 мин;

1 ч 38 мин = 98 мин;

87 + 98 = 185 (мин) — два фильма;

210 - 185 = 25 (мин) — остается на кассете;

25 мин > 23 мин.

Ответ: записать фильм можно.

Физкультминутка

 

Паучок под лавку Упал.

Ненароком лапку (Прыжки на месте.) Сломал.

В городскую лавку Сходил

(Прыжки на одной ноге.)

И другую лапку Купил.

{Подскок с выставлением ноги на пятку.)

8.Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №318 (с. 67).

Прочитайте задание.

Рассмотрите рисунок и найдите треугольник ACD. Что можно о нем сказать? (Он состоит из двух треугольников: AKD и А С К.)

Как найти площадь треугольника A CD! (Можно найти пло­щади треугольников AKD и АС К и сложить.)

Как найти площадь треугольника АС1С! (Это половина пло­щади прямоугольника АВСК.)

Как найти площадь прямоугольника? {Длину умножить на ширину.)

(Аналогично разбирается, как найти площадь треугольника A KD.)

Как найти периметр треугольника? (Измерить длины сторон и сложить их.)

Выполните задания самостоятельно.

(Проверка.)

Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 67). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 35 км 080 м, 5 м 72 см.

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

Чему вы научились сегодня на уроке?

Назовите алгоритм письменного сложения и вычитания величин.

Кто не понял новую тему?

Домашнее задание

Учебник: № 315, 317 (с. 67).

 

Тема. Сложение и вычитание величин

Цели: познакомить с письменными приемами сложения и вы­читания величин; совершенствовать устные и письменные вычис­лительные навыки, умения преобразовывать величины, решать уравнения и задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться приемами письменного сложения и вычитания величин; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

 Методы: учебное исследование, проблемное изложение, сравнительный анализ

Форма: фронтальная работа в парах

Цель: формирование навыков преобразования величин

 Задачи: установить связь между единицами измерения величин и разрядным составом многозначных чисел; создать условия для приобретения навыков активного обучения через учебное исследование; содействовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, логического мышления; способствовать воспитанию настойчивости, сосредоточенности, коммуникативности.                                        

Ход.

 I. Организационный момент

 - Дети, я хочу пожелать, чтобы вас всегда сопровождала …

- Чтобы узнать это слово, отгадайте загадку: Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живѐт. То куда-то вдруг уйдѐт, То внезапно возвратится. Грусть-тоска еѐ боится. (Улыбка)

- Пусть улыбка всегда будет с вами! Успехов в работе!

 II. Сообщение темы и цели урока

 - Сегодня мы будем изучать тему «Преобразование величин». - Чему должны научиться на уроке?

 III. Актуализация изученного

- Работа нас ожидает интересная, но не простая. Давайте подготовимся к ней, повторим изученный материал.

1) повторение разрядного состава чисел 845 - сколько единиц в разряде десятков? - что обозначает цифра 8 в записи числа? - увеличьте число в 10, 100, 1000 раз. 270 000 - сколько единиц II класса? уменьшите число в 10, 100, 1000 раз. 2) работа со схемой ед. млн. с. тыс. дес. тыс. ед. тыс. с. дес. ед. - Вспомните правило соотношений между разрядными единицами. (10 единиц низшего разряда образуют 1 единицу высшего разряда. 1 единица высшего разряда содержит 10 единиц низшего разряда.) - Во сколько раз сотня меньше тысячи? (в 10 раз) - Во сколько раз десяток больше единицы? (в 10 раз) - Сколько десятков содержит 1 ед. тысячи? (100 десятков) - Сколько сотен образуют 1 дес. тысяч? (100 сотен) - Каким действием единицы разрядов преобразуются из крупных в мелкие? (умножением, на схеме знак )

- Каким действием единицы разрядов преобразуются из мелких в более крупные? (делением, на схеме знак )

 3) заполнить пропуски: 600 ед. = с. 800 дес. = ед. тыс. 3 ед. тыс. = с. 4 с. = ед.

 IV. Создание проблемной ситуации

 - Посмотрите на рисунки (позже рисунок закрывается) - Чем необычны эти объединения? (объединились разрядные единицы и единицы измерения)

- Можно ли сказать, что разрядные единицы и единицы измерения схожи? (можно)

 - Может ли это факт помочь в преобразовании величин?

V. Исследование Ø Выдвижение гипотезы. Ознакомление с задачами исследования.

- Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте проведѐм исследование.

 - Какое предположение (гипотезу) мы можем выдвинуть?

 (на доске записано начало гипотезы «Предположим, что…».

 Дети высказывают свои предположения) мм г 1 ед. м кг 1 тыс. т км 1 млн

Гипотеза: Предположим, что величины преобразуются так же как и единицы разрядов. - Попробуем подтвердить или опровергнуть данное предположение.

Ø Знакомство с планом и задачами исследования.

- Что надо выяснить в ходе исследования?

1) вспомнить единицы измерения

2) соотнести их с разрядными единицами (записать в таблицу разрядов и классов)

 3)проверить, правильно ли соотносятся единицы измерения между собой - Работать будем в парах.

 I ряд с единицами измерения длины

 II ряд с единицами измерения массы

 III ряд единицами измерения времени (Тем, кто справится со своим заданием быстро, можно попробовать выполнить задание другой группы.

 Задание дети выполняют на карточках «Таблица разрядов и классов».)

 VI. Знакомство с результатами исследования

- Отобразите результаты ваших исследований на схеме

 I ряд км м дм см мм

ед. млн. с. тыс. дес. тыс. ед. тыс. с. дес. ед.

 II ряд т ц кг г

III ряд (дети сообщают о том, что единицы времени не соотносятся с разрядными единицами)

VII. Проверка гипотезы. Подведение итогов исследования. - Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза?

I ряд

Гипотеза подтвердилась. Вывод. Единицы измерения длины преобразуются так же как и единицы разрядов. 5 дм = 500 мм 4000 м = 4 км

II ряд

Гипотеза подтвердилась. Вывод. Единицы измерения массы преобразуются так же как и единицы разрядов. 200 ц= 20 т 70 кг = 70000 г

 III ряд

 Гипотеза не подтвердилась.

 Вывод.

 При преобразовании единиц измерения времени нужно знать таблицу мер времени 2 ч = 120 мин 180 с = 3 мин

Работа по теме урока

 

7. Работа по учебнику

Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 67.

Что нужно сделать, чтобы выполнить вычисления? {Пере­вести в одинаковые единицы.)

Какой способ из предложенных вами оказался наиболее точным?

В каких единицах мы будем выражать величины в нашем примере? {Вмиллиметрах.)

Выполните преобразования и вычислите. (5 см = 50 мм, 3 см 5 мм = 35мм; 50мм35мм = 15мм; 15 мм — 1см 5мм.)

Составьте алгоритм решения подобных примеров.

Алгоритм сложения и вычитания величин

1.Заменяем крупные единицы мелкими.

2.Выполняем действие (сложение или вычитание).

3.Переводим мелкие единицы в более крупные.

№313 (с. 67).

(Первый столбик — коллективно, с комментированием, вто­рой — самостоятельно. Три ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

№314 (с. 67).

(Коллективное выполнение с комментированием у доски.) №316 (с. 67).

— Прочитайте задачу.

Составим схематический чертеж.

 Что будет целым? (Все расчетное время210мин.)

Из каких частей оно состоит? (Первый фильм, второй фильм и оставшееся время.)

Что нужно сделать, чтобы узнать, войдет ли еще один фильм на кассету?

 (Найти оставшееся время и сравнить его с 23мин.)

Что нужно сделать, прежде чем вы приступите к решению задачи?

 (Все величины привести к единой наименьшей единице.)

Решите задачу самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

Решение

1 ч 27 мин = 87 мин;

1 ч 38 мин = 98 мин;

87 + 98 = 185 (мин) — два фильма;

210 - 185 = 25 (мин) — остается на кассете;

25 мин > 23 мин.

Ответ: записать фильм можно.

Физкультминутка

 

Паучок под лавку Упал.

Ненароком лапку (Прыжки на месте.) Сломал.

В городскую лавку Сходил

(Прыжки на одной ноге.)

И другую лапку Купил.

{Подскок с выставлением ноги на пятку.)

8.Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №318 (с. 67).

Прочитайте задание.

Рассмотрите рисунок и найдите треугольник ACD. Что можно о нем сказать? (Он состоит из двух треугольников: AKD и А С К.)

Как найти площадь треугольника A CD! (Можно найти пло­щади треугольников AKD и АС К и сложить.)

Как найти площадь треугольника АС1С! (Это половина пло­щади прямоугольника АВСК.)

Как найти площадь прямоугольника? {Длину умножить на ширину.)

(Аналогично разбирается, как найти площадь треугольника A KD.)

Как найти периметр треугольника? (Измерить длины сторон и сложить их.)

Выполните задания самостоятельно.

(Проверка.)

Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 67). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 35 км 080 м, 5 м 72 см.

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

Чему вы научились сегодня на уроке?

Назовите алгоритм письменного сложения и вычитания величин.

Кто не понял новую тему?

Домашнее задание

Учебник: № 315, 317 (с. 67).

 

Тема. Сложение и вычитание величин

Цели: познакомить с письменными приемами сложения и вы­читания величин; совершенствовать устные и письменные вычис­лительные навыки, умения преобразовывать величины, решать уравнения и задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться приемами письменного сложения и вычитания величин; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

 Методы: учебное исследование, проблемное изложение, сравнительный анализ

Форма: фронтальная работа в парах

Цель: формирование навыков преобразования величин

 Задачи: установить связь между единицами измерения величин и разрядным составом многозначных чисел; создать условия для приобретения навыков активного обучения через учебное исследование; содействовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, логического мышления; способствовать воспитанию настойчивости, сосредоточенности, коммуникативности.                                        

Ход.

 I. Организационный момент

 - Дети, я хочу пожелать, чтобы вас всегда сопровождала …

- Чтобы узнать это слово, отгадайте загадку: Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живѐт. То куда-то вдруг уйдѐт, То внезапно возвратится. Грусть-тоска еѐ боится. (Улыбка)

- Пусть улыбка всегда будет с вами! Успехов в работе!

 II. Сообщение темы и цели урока

 - Сегодня мы будем изучать тему «Преобразование величин». - Чему должны научиться на уроке?

 III. Актуализация изученного

- Работа нас ожидает интересная, но не простая. Давайте подготовимся к ней, повторим изученный материал.

1) повторение разрядного состава чисел 845 - сколько единиц в разряде десятков? - что обозначает цифра 8 в записи числа? - увеличьте число в 10, 100, 1000 раз. 270 000 - сколько единиц II класса? уменьшите число в 10, 100, 1000 раз. 2) работа со схемой ед. млн. с. тыс. дес. тыс. ед. тыс. с. дес. ед. - Вспомните правило соотношений между разрядными единицами. (10 единиц низшего разряда образуют 1 единицу высшего разряда. 1 единица высшего разряда содержит 10 единиц низшего разряда.) - Во сколько раз сотня меньше тысячи? (в 10 раз) - Во сколько раз десяток больше единицы? (в 10 раз) - Сколько десятков содержит 1 ед. тысячи? (100 десятков) - Сколько сотен образуют 1 дес. тысяч? (100 сотен) - Каким действием единицы разрядов преобразуются из крупных в мелкие? (умножением, на схеме знак )

- Каким действием единицы разрядов преобразуются из мелких в более крупные? (делением, на схеме знак )

 3) заполнить пропуски: 600 ед. = с. 800 дес. = ед. тыс. 3 ед. тыс. = с. 4 с. = ед.

 IV. Создание проблемной ситуации

 - Посмотрите на рисунки (позже рисунок закрывается) - Чем необычны эти объединения? (объединились разрядные единицы и единицы измерения)

- Можно ли сказать, что разрядные единицы и единицы измерения схожи? (можно)

 - Может ли это факт помочь в преобразовании величин?

V. Исследование Ø Выдвижение гипотезы. Ознакомление с задачами исследования.

- Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте проведѐм исследование.

 - Какое предположение (гипотезу) мы можем выдвинуть?

 (на доске записано начало гипотезы «Предположим, что…».

 Дети высказывают свои предположения) мм г 1 ед. м кг 1 тыс. т км 1 млн

Гипотеза: Предположим, что величины преобразуются так же как и единицы разрядов. - Попробуем подтвердить или опровергнуть данное предположение.

Ø Знакомство с планом и задачами исследования.

- Что надо выяснить в ходе исследования?

1) вспомнить единицы измерения

2) соотнести их с разрядными единицами (записать в таблицу разрядов и классов)

 3)проверить, правильно ли соотносятся единицы измерения между собой - Работать будем в парах.

 I ряд с единицами измерения длины

 II ряд с единицами измерения массы

 III ряд единицами измерения времени (Тем, кто справится со своим заданием быстро, можно попробовать выполнить задание другой группы.

 Задание дети выполняют на карточках «Таблица разрядов и классов».)

 VI. Знакомство с результатами исследования

- Отобразите результаты ваших исследований на схеме

 I ряд км м дм см мм

ед. млн. с. тыс. дес. тыс. ед. тыс. с. дес. ед.

 II ряд т ц кг г

III ряд (дети сообщают о том, что единицы времени не соотносятся с разрядными единицами)

VII. Проверка гипотезы. Подведение итогов исследования. - Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза?

I ряд

Гипотеза подтвердилась. Вывод. Единицы измерения длины преобразуются так же как и единицы разрядов. 5 дм = 500 мм 4000 м = 4 км

II ряд

Гипотеза подтвердилась. Вывод. Единицы измерения массы преобразуются так же как и единицы разрядов. 200 ц= 20 т 70 кг = 70000 г

 III ряд

 Гипотеза не подтвердилась.

 Вывод.

 При преобразовании единиц измерения времени нужно знать таблицу мер времени 2 ч = 120 мин 180 с = 3 мин

Работа по теме урока

 

7. Работа по учебнику

Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 67.

Что нужно сделать, чтобы выполнить вычисления? {Пере­вести в одинаковые единицы.)

Какой способ из предложенных вами оказался наиболее точным?

В каких единицах мы будем выражать величины в нашем примере? {Вмиллиметрах.)

Выполните преобразования и вычислите. (5 см = 50 мм, 3 см 5 мм = 35мм; 50мм35мм = 15мм; 15 мм — 1см 5мм.)

Составьте алгоритм решения подобных примеров.

Алгоритм сложения и вычитания величин

1.Заменяем крупные единицы мелкими.

2.Выполняем действие (сложение или вычитание).

3.Переводим мелкие единицы в более крупные.

№313 (с. 67).

(Первый столбик — коллективно, с комментированием, вто­рой — самостоятельно. Три ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

№314 (с. 67).

(Коллективное выполнение с комментированием у доски.) №316 (с. 67).

— Прочитайте задачу.

Составим схематический чертеж.

 Что будет целым? (Все расчетное время210мин.)

Из каких частей оно состоит? (Первый фильм, второй фильм и оставшееся время.)

Что нужно сделать, чтобы узнать, войдет ли еще один фильм на кассету?

 (Найти оставшееся время и сравнить его с 23мин.)

Что нужно сделать, прежде чем вы приступите к решению задачи?

 (Все величины привести к единой наименьшей единице.)

Решите задачу самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

Решение

1 ч 27 мин = 87 мин;

1 ч 38 мин = 98 мин;

87 + 98 = 185 (мин) — два фильма;

210 - 185 = 25 (мин) — остается на кассете;

25 мин > 23 мин.

Ответ: записать фильм можно.

Физкультминутка

 

Паучок под лавку Упал.

Ненароком лапку (Прыжки на месте.) Сломал.

В городскую лавку Сходил

(Прыжки на одной ноге.)

И другую лапку Купил.

{Подскок с выставлением ноги на пятку.)

8.Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №318 (с. 67).

Прочитайте задание.

Рассмотрите рисунок и найдите треугольник ACD. Что можно о нем сказать? (Он состоит из двух треугольников: AKD и А С К.)

Как найти площадь треугольника A CD! (Можно найти пло­щади треугольников AKD и АС К и сложить.)

Как найти площадь треугольника АС1С! (Это половина пло­щади прямоугольника АВСК.)

Как найти площадь прямоугольника? {Длину умножить на ширину.)

(Аналогично разбирается, как найти площадь треугольника A KD.)

Как найти периметр треугольника? (Измерить длины сторон и сложить их.)

Выполните задания самостоятельно.

(Проверка.)

Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 67). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 35 км 080 м, 5 м 72 см.

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

Чему вы научились сегодня на уроке?

Назовите алгоритм письменного сложения и вычитания величин.

Кто не понял новую тему?

Домашнее задание

Учебник: № 315, 317 (с. 67).

 

Тема. Сложение и вычитание величин

Цели: познакомить с письменными приемами сложения и вы­читания величин; совершенствовать устные и письменные вычис­лительные навыки, умения преобразовывать величины, решать уравнения и задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться приемами письменного сложения и вычитания величин; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

 Методы: учебное исследование, проблемное изложение, сравнительный анализ

Форма: фронтальная работа в парах

Цель: формирование навыков преобразования величин

 Задачи: установить связь между единицами измерения величин и разрядным составом многозначных чисел; создать условия для приобретения навыков активного обучения через учебное исследование; содействовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, логического мышления; способствовать воспитанию настойчивости, сосредоточенности, коммуникативности.                                        

Ход.

 I. Организационный момент

 - Дети, я хочу пожелать, чтобы вас всегда сопровождала …

- Чтобы узнать это слово, отгадайте загадку: Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живѐт. То куда-то вдруг уйдѐт, То внезапно возвратится. Грусть-тоска еѐ боится. (Улыбка)

- Пусть улыбка всегда будет с вами! Успехов в работе!

 II. Сообщение темы и цели урока

 - Сегодня мы будем изучать тему «Преобразование величин». - Чему должны научиться на уроке?

 III. Актуализация изученного

- Работа нас ожидает интересная, но не простая. Давайте подготовимся к ней, повторим изученный материал.

1) повторение разрядного состава чисел 845 - сколько единиц в разряде десятков? - что обозначает цифра 8 в записи числа? - увеличьте число в 10, 100, 1000 раз. 270 000 - сколько единиц II класса? уменьшите число в 10, 100, 1000 раз. 2) работа со схемой ед. млн. с. тыс. дес. тыс. ед. тыс. с. дес. ед. - Вспомните правило соотношений между разрядными единицами. (10 единиц низшего разряда образуют 1 единицу высшего разряда. 1 единица высшего разряда содержит 10 единиц низшего разряда.) - Во сколько раз сотня меньше тысячи? (в 10 раз) - Во сколько раз десяток больше единицы? (в 10 раз) - Сколько


Добавить комментарий


Пока нет комментариев.