История Екатеринограда началась 11 сентября 1777 года, когда вблизи слияния рек Малки и Терека были заложены крепость Екатерининская. Въезд в город украсила двенадцатиметровая Триумфальная арка, на которой сияла медными буквами надпись: "Дорога в Грузию" - именно здесь начиналась Военно-Грузинская дорога. Подобных сооружений XVIII века в России сохранилось всего три: в Петербурге, Москве и Екатериноградской
( слайд 2 )
От прежнего величия города сейчас осталось немного. Например, Екатериноградский собор Святого Ефимия , которому в этом году исполнилось 160 лет ( слайд 3 )
Величественная триумфальная арка у въезда в станицу Екатериноградская помнит Пушкина и Грибоедова, Лермонтова и Толстого, Пирогова и декабристов. Здесь начиналась «оказия», которую Пушкин описал в своем дневнике «Путешествие в Арзрум». ( слайд 4 )
В мае 1829 года в станицу проездом в Турцию прибыл А.С. Пушкин, где побывал опять в сентябре того же года на обратном пути с турецкого фронта. Великий русский поэт дважды останавливался в станице в доме казака Баскакова. На этом месте установлена памятная табличка по улице Советской рядом со школой ( слайд 5 )
Учитель: Пушкин был на Кавказе всего два раза - жизнь поэта оказалась короткой. Первый - в 1820 г. Двадцатилетнего поэта поразили красота, краски Кавказа. Он восхищался жителями Кавказа - их подвигами, характерами. Кавказ стал темой его творчества.
Кавказ стал для Пушкина предметом восхищения.
В свое святилище глухое
Ты принимал меня не раз.
В тебя влюблен я был безумно.
Меня приветствовал ты шумно...
Он изучал обычаи горцев, казаков их предания, мелодии, песни. Горцы дружили с казаками. Почти в каждой семье в станице воспитывался ребенок-кунак, привезенный из аулов Малой Кабарды. В республике сейчас уделяется много внимания возрождению куначества. В прошлом году ученики нашей школы Шевелев Денис и Захарченко Алексей участвовали в этом проекте
( слайд 6,7 )
Учитель: Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков
С древности казаки жили самостоятельными и ни от кого не зависящими общинами - казачьими станицами. ( слайд 8 )
Каждая из них представляла собой миниатюрное государство республиканского типа, в которой существовали свои собственные обычаи. Но всё же многие обычаи были одинаковыми.
Казачка : У казаков:
Дружба — обычай;
Товарищество — традиция;
Гостеприимство — закон
Семьи казаков всегда были многодетными ( слайд 9 )
Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязывал младшего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи .В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить.
При входе куда-либо первым пропускался старший.
Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.
Слова старшего являлись для младшего обязательными.
При спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
Казаки и гости( слайд 10 )
Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубище убогом — ала-вер- ды, ала-верды». Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3 суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия
При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками.
Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже с незнакомым человеком, появившемся в хуторе или станице.
Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия. Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».
Рождение казака( слайд 11 )
Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. По истечению сорока дней отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен
Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.
Казачка: А что вы можете сказать об отношении казаков к женщине ?
Ученик :Отношение к женщине ( слайд 12 )
Уважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре — обуславливало понятие чести казачки, дочери, сестры.
Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее — ибо в женщине будущее твоего народа.
В казачьем обществе женщина пользовалась почитанием и уважением. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах.
Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос братья и сестры величали няней, нянькой, и часто обращались к ней не на «ты» ,а на «вы»- если она была старше лет на 5 или больше, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.
Учитель: А какие казачьи символы и знаки знаете вы ?
Рассказы детей ( слайд 13 )
Одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Башлык — у большинства казаков тоже был наделен символическим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака. Завязанный на груди означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди — следует по делу, концы заброшены за спину — свободен, отдыхает.
( слайд 14 )
ЛАМПАС - возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов до бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету - к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности. Лампасы нашиваются на наружные боковые швы шароваров шириной в отделке 6,6 см, края лампасов загибаются внутрь и прострачиваются ниткой, соответствующей цвету лампаса по краям.
Шапка шилась по специальному образцу. Первоначально — «клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка — знак получения казаком юридического полноправия. В XIX веке клобук заменил кивер, а затем — фуражка. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На круге казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости — не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме главы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.
( слайд 15 )
Нагайка — знак есаула и приставов на Кругу. В повседневной жизни — знак власти полноправного строевого казака. В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в курене на левом косяке двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения, могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощены.
Шашка (первоначально сабля) — символ всей полноты прав казака, также означала, что он обладает паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.
В церкви, в момент слушания евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в семье на видном месте. Передавалась от деда к внуку, когда старик терял силы и менял шашку на посох. На Кругу голосовали шашками. Не обладающий полноправием шашку носить не смел. По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определённый срок.
У кавказских казаков считалось за позор, в прошлом, конечно, покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передавался по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крался или добывался в бою
Учитель: В нашей школе, как и в других школах республики, уделяется большое внимание сохранению, распространению и развитию национальной культуры. Большая работа по сохранения и возрождения казачества проводится в школе совместно с музеем ( слайд 16)
-А чье имя носит наш музей?( слайд 17 )
Физминутка
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)
III. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: - Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Великого русского поэта.( слайд 18 )
Учитель: - Кто ввел Пушкина в мир народной поэзии?
Дети: - Няня, Арина Родионовна, сумела стать для великого русского поэта духовно-близким человеком.
Арина Родионовна Яковлева – няня А.С.Пушкина.
( слайд 19 )
Учитель: - Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки.
Учитель: - Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи А. С. был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной.
Рядом с домом Пушкина стоит небольшой деревянный флигелёк, а вернее избушка из двух комнаток. Это домик няни.
( слайд 20)
Пушкин любил няню за доброту и ласку, за её умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлечённо, что, казалось, она сама их сочиняет. Действительно, у Арины Родионовны была богатая фантазия. Как каждая сказительница, она вносила в сказки свою выдумку, свои слова. С удовольствием и наслаждением слушал её Пушкин и рассказывал об этом в письмах своим друзьям, добавляя:
- Воспоминания поэта о няне:
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки.
Небылицы, былины
Православной старины… ( слайд 21 )
И вот, спустя полтора месяца по возвращении из ссылки, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Няне».
- Понравилось ли стихотворение? Чем?
- Всё ли понятно?
Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.
Горюешь, будто на часах – т. е. когда у человека плохое настроение,
то кажется, что время тянется долго.
Вороты – устар. ворота.
Всечасно– постоянно.
Учитель: - Прочтите первый и второй вопросы в учебнике. Ответьте на них.
(Какие чувства испытывает поэт, писавший эти строки?
В каких словах проявляется его отношение к няне?)
Дети: - С первых же строчек стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь, нежность, забота выражаются автором щедро и открыто:
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»
Мысленно возвращаясь туда:
«Одна в глуши лесов сосновых», поэт словно бы видит няню внутренним взором, угадывая все её передвижения:
«Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках».
Учитель: - Он уверен, что она помнит его, думает о нём?
Дети: - Няня ждёт поэта:
«Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь».
А в душе беспокойство о нём:
«Тоска, предчувствие заботы
Теснят твою всечасно грудь…»
Учитель: Можно ли прийти к выводу, что герой остался самым близким человеком для няни? Как он называет её и почему именно так?
Дети: - Мы чувствуем огромную привязанность поэта к няне и её беззаветную любовь к нему. Он называет её «подруга», «голубка». А няня «ждёт», «горюет», «глядит в забытые вороты».
Дети: - 1 и 2 строки нужно читать с уважением, нежностью, восхищением (!). А дальше – грустно, спокойно, в раздумье. (Выразительное чтение по 2 строки «цепочкой»).
Учитель: - На что похоже это стихотворение?
Дети: - На письмо.
Учитель: - Верно, жанровая разновидность этого стихотворения – послание т. е. стихотворение, адресованное кому-то. В данном случае – няне.
Учитель: - Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?
- Какие обычаи вы хотели бы возродить сейчас в нашем обществе ?
Учитель: - Прочтите это стихотворение выразительно. Так, чтобы все почувствовали огромную любовь поэта к няне. ( слайд 22 )
(Выразительное чтение всего стихотворения детьми).
Учитель: - Выразительное чтение стихотворения «с отрывом глаза».
Попробуйте сочинить свое послание любимому человеку (маме, папе, бабушке, дедушке). Если получится – в стихах.
Пока нет комментариев.