«Воспитание сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

 «Воспитание сенсорных способностей у детей младшего дошкольного

возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов и их формы, цвета, величине,

положении в пространстве, а так же запахе, вкусе, звука[1]. Сенсорное развитие

с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка,

с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное

восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в

школе. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно

переоценить.

С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается

познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение

– строится на основе образов восприятия, является результатом их переработки.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей

представлений о сенсорных эталонах. Усвоение сенсорных эталонов –

длительный и сложный процесс. Усвоить эталон – это вовсе не значит

научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь чѐткое

представление о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь

воспользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств

самых различных предметов в самых различных ситуациях[3]. Иначе говоря,

усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц

измерения» при оценке свойств веществ. В качестве сенсорных эталонов цвета

выступает семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в

качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая

система.

Особый акцент делается на организацию развивающей среды. Для

развития предметной деятельности и сенсорных способностей подбираются

игрушки и пособия, различных по цвету, форме и материалу, из которого они

сделаны. Это пирамидки, матрешки из двух-трех частей, вкладные чашечки,

бочонки с двумя-тремя вкладышами. Предметы контрастные по одному из

признаков и сходные по-другому. Например, мячи, различные по цвету. Мячи

помещаются в пластиковые емкости (тазы) четырех основных цветов. И в

скором времени малыши без труда могут сами собирать шарики в «нужную

емкость».

Также используются мячи одного цвета, но различные по фактуре:

пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т.д., поместив их в

привлекательные для детей коробки уже знакомых им основных цветов.

Пособия и материалы для определения цветового спектра под общим

названием «Разноцветная мозаика». Такое разнообразие свойств не только

привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков

предметов, но и способствует развитию восприятия ребенка.

Для развития мелкой моторики используются игровые дидактические

материалы: предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для

прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы,

дидактический стол для игр с песком и водой; сенсорные коврики,

дидактические игрушки, изготовленные своими руками, включающие

различные виды застежек: пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии;

плетение косичек из шнурков, застежки, пряжки [2]. Для развития тактильных

ощущений используется природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи,

бобы, горох, массажные мячики – разные по форме, упругости, фактуре

поверхности.

Работа по сенсорному воспитанию осуществляется в ходе режимных

моментов, дидактических играх, на занятиях.

Также в ходе режимных моментов проводятся пальчиковые гимнастики,

элементы самомассажа рук, которые являются основным средством сенсорного

воспитания. Для обучения детей различать, чередовать, группировать предметы

по величине используются игры: «Большие и маленькие», «Какой мяч

больше?»; для обучения детей группировать предметы по форме: «Какой это

формы», «Волшебная коробочка»; для обучения группировать, соотносить

предметы по цвету: «Разноцветные бусы», «Поставь букет цветов в вазу»; для

закрепления качества предметов (величина, форма, цвет): «Сложи матрешку»,

«Собери пирамидку», «Построй башенку».

Ограничиваясь данным перечислением дидактических игр, важно

отметить, что каждая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий

мир.

Ребятишкам доставляет радость раскладывание пуговиц по размерам и

цветам. Еще больше им нравится переливать воду из чашки в чашку, стараясь

не проливать на поднос, работа с зернами: бобы, фасоль, горох -

перекладывание, сортировка - обостряет и утончает чувствительность детских

пальчиков. Дети обожают сортировать косточки от вишен, сливы, персиков,

яблока, винограда по форме, размер, рисовать пальцем по рассыпанной крупе

манки, перекладывание бусин и переливание пипеткой воды.

Дидактическая игра является частью занятий, а занятия в свою очередь

являются частью программы сенсорного воспитания.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с

цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности,

предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение

проводится от элементарных заданий на группировку однородных предметов

по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по

величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в

изобразительной и продуктивной деятельности.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию:

  • дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину,

фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда

практических действий;

  • группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме,

величине и другим свойствам;

  • соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине,

фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности

цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.);

  • узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления,

имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.), в пятнах

разной величины медведя и медвежонка, кошку и котенка;

  • обозначают различные предметы в соответствии с их характерными

сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п.;

  • активно используют «слова-названия» для обозначения формы

(кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор,

цыпленок, небо и др.);

  • отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития

самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичи» или

кубики определенного цвета подбирают детали нарядов для кукол в

соответствии с цветом их одежды).

 


Добавить комментарий


Пока нет комментариев.