
«Воспитание сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание сенсорных способностей у детей младшего дошкольного
возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов и их формы, цвета, величине,
положении в пространстве, а так же запахе, вкусе, звука[1]. Сенсорное развитие
с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка,
с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное
восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в
школе. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно
переоценить.
С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается
познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение
– строится на основе образов восприятия, является результатом их переработки.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей
представлений о сенсорных эталонах. Усвоение сенсорных эталонов –
длительный и сложный процесс. Усвоить эталон – это вовсе не значит
научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь чѐткое
представление о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь
воспользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств
самых различных предметов в самых различных ситуациях[3]. Иначе говоря,
усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц
измерения» при оценке свойств веществ. В качестве сенсорных эталонов цвета
выступает семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в
качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая
система.
Особый акцент делается на организацию развивающей среды. Для
развития предметной деятельности и сенсорных способностей подбираются
игрушки и пособия, различных по цвету, форме и материалу, из которого они
сделаны. Это пирамидки, матрешки из двух-трех частей, вкладные чашечки,
бочонки с двумя-тремя вкладышами. Предметы контрастные по одному из
признаков и сходные по-другому. Например, мячи, различные по цвету. Мячи
помещаются в пластиковые емкости (тазы) четырех основных цветов. И в
скором времени малыши без труда могут сами собирать шарики в «нужную
емкость».
Также используются мячи одного цвета, но различные по фактуре:
пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т.д., поместив их в
привлекательные для детей коробки уже знакомых им основных цветов.
Пособия и материалы для определения цветового спектра под общим
названием «Разноцветная мозаика». Такое разнообразие свойств не только
привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков
предметов, но и способствует развитию восприятия ребенка.
Для развития мелкой моторики используются игровые дидактические
материалы: предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для
прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы,
дидактический стол для игр с песком и водой; сенсорные коврики,
дидактические игрушки, изготовленные своими руками, включающие
различные виды застежек: пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии;
плетение косичек из шнурков, застежки, пряжки [2]. Для развития тактильных
ощущений используется природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи,
бобы, горох, массажные мячики – разные по форме, упругости, фактуре
поверхности.
Работа по сенсорному воспитанию осуществляется в ходе режимных
моментов, дидактических играх, на занятиях.
Также в ходе режимных моментов проводятся пальчиковые гимнастики,
элементы самомассажа рук, которые являются основным средством сенсорного
воспитания. Для обучения детей различать, чередовать, группировать предметы
по величине используются игры: «Большие и маленькие», «Какой мяч
больше?»; для обучения детей группировать предметы по форме: «Какой это
формы», «Волшебная коробочка»; для обучения группировать, соотносить
предметы по цвету: «Разноцветные бусы», «Поставь букет цветов в вазу»; для
закрепления качества предметов (величина, форма, цвет): «Сложи матрешку»,
«Собери пирамидку», «Построй башенку».
Ограничиваясь данным перечислением дидактических игр, важно
отметить, что каждая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий
мир.
Ребятишкам доставляет радость раскладывание пуговиц по размерам и
цветам. Еще больше им нравится переливать воду из чашки в чашку, стараясь
не проливать на поднос, работа с зернами: бобы, фасоль, горох -
перекладывание, сортировка - обостряет и утончает чувствительность детских
пальчиков. Дети обожают сортировать косточки от вишен, сливы, персиков,
яблока, винограда по форме, размер, рисовать пальцем по рассыпанной крупе
манки, перекладывание бусин и переливание пипеткой воды.
Дидактическая игра является частью занятий, а занятия в свою очередь
являются частью программы сенсорного воспитания.
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с
цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности,
предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение
проводится от элементарных заданий на группировку однородных предметов
по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по
величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в
изобразительной и продуктивной деятельности.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину,
фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда
практических действий;
- группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме,
величине и другим свойствам;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине,
фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности
цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.);
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления,
имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.), в пятнах
разной величины медведя и медвежонка, кошку и котенка;
- обозначают различные предметы в соответствии с их характерными
сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п.;
- активно используют «слова-названия» для обозначения формы
(кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор,
цыпленок, небо и др.);
- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития
самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичи» или
кубики определенного цвета подбирают детали нарядов для кукол в
соответствии с цветом их одежды).
Добавить комментарий
Пока нет комментариев.