Введение краеведческого материала в коррекционно-образовательный процесс

Машкова Алена Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска гимназии №3

Низкая степень сформированности исторических и обществоведческих понятий у детей, поступающих в первый класс, говорит о необходимости включения в коррекционно-образовательный процесс, учащихся младших классов, краеведческого материала.

Для повышения качества коррекционно-образовательных услуг необходимы совершенствование традиционных форм помощи детям с речевыми нарушениями, а  также использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе. Огромный потенциал для коррекции речевых нарушений заложен в краеведении. Введение элементов краеведческого материала в коррекционно-образовательный процесс для детей младшего школьного возраста с нарушениями речи позволяет решить следующие задачи:

  1. Ознакомление с историей, культурой и природой родного города, где уделяется особое внимание активизации познавательной деятельности, развитию мышления, внимания, памяти;
  2. Развитие речи (развитие словаря, уточнение значения слов, формирование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической стороны речи, развитие связной речи и речевого общения, формирование устной и письменной коммуникации);
  3. Формирование эмоционально – ценностного отношения к семье, дому, улице, родному городу, краю, стране;
  4. Формирование личности, способной сохранять культуру своей малой родины, ее историю и традиции, развитие языковой интуиции младшего школьника, постепенное расширение знаний из области языковой нормы, освоение языковых норм, развитие умения контролировать свою собственную речь и речь окружающих, предупреждение речевых ошибок на письме.

Использование  потенциала краеведения в логопедической работе, позволяет повысить качество коррекционных занятий. Примерный перечень речевого материала:

  • пословицы и поговорки;
  • скороговорки;
  • городские минутки;
  • беседы;
  • описательные рассказы;
  • пальчиковые игры;
  • разрезные картинки;
  • дидактические игры («Что это такое?», «Воздух, вода, земля», «Продолжи фразу», «Подбери определение к словам», «Береги природу»);
  • загадки.

Включение элементов краеведческой тематики, в систему коррекционно-развивающих занятий, способствует повышению качественных показателей устной и письменной речи младших школьников.

Литература:

  1. Григорьева К.В. Введение краеведческого материала в коррекционно-образовательный процесс // Логопед. – 2011 №9.
  2. Рыбалова И.А. Использование потенциала краеведения в логопедической работе. / И.А. Рыбалова // Логопед. – 2009 №3.
  3. Фоминых Е.Н. Ознакомление с родным городом как часть логопедической работы в ДОУ / Е.Н. Фоминых // Логопед. – 2008 №7.
  4. http://www.pribaikal.ru/priangarye.html - «Приангарье» - Краеведческий портал
  5. http://www.ivalex.vistcom.ru/metod88.html - Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад»
  6. http://www.maxlib.ru/page.php?article=139 – Детская Сибириада: золотой фонд детской литературы Сибири. Электронная библиотека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Добавить комментарий


Пока нет комментариев.