Развитие творческих способностей младших школьников в процессе анимационной деятельности

Содержание

 

 Введение………………………………………………......................................

3

 Глава I. Теоретические основы исследования проблемы развития

творческих способностей младших школьников в процессе

анимационной деятельности …………………………………………………

 

5

1.1.                   1.1. Психолого-педагогическая сущность понятия «творческие способности»...…………………………………………………………………

1.2.          

5

          1.2. Особенности развития способностей у детей младшего школьного возраста…………………………………………………............................

 

10

          1.3. Анимационная деятельность и её роль в развитии творческих способностей в детском возрасте ………………………….…………............

 

15

 

Глава II. Развитие творческих способностей младших школьников  

в процессе коллективной анимационной деятельности…….....……………

 

 

22

           2.1. Организация коллективной анимационной деятельности в мультстудии «Орлёнок» МБОУ ДО ДООЦ «Орлёнок» города Новоалтайска ………………………………………………………….…………….……..

 

 

22

            2.2. Динамика творческих способностей младших школьников, занимающихся коллективной анимационной деятельностью в мультстудии «Орлёнок»………………..………….………………………………………….

 

 

25

Заключение …………………………………………………….……………..

31

 Список литературы и источников …………..................................................

32

Приложения      

 

 

 

 

 

                                                                                                                    

 

                                                                                                                    

 

 

 

 


Введение

                                                                                                                    

Современная действительность предъявляет высокие требования к человеку. Информационная насыщенность среды постоянно возрастает, условия жизни меняются очень быстро, и это лично касается каждого члена общества. Наиболее востребованы самостоятельные, уверенные в себе, компетентные личности, имеющие высокий уровень творческого потенциала, творческих способностей.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что его реализация способствует наиболее полному исполнению Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.14 г., ФГОС начального общего образования от 06.10.09 г. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации от 09.09 г.,  одной из базовых национальных ценностей в нашей стране является творчество. Дети, принимающие участие в реализации проекта, на собственном опыте убеждаются в значимости этой, а также других базовых национальных ценностей.     Согласно форсайт-проекту «Атлас новых профессий», в России к 2030 году усилятся тренды автоматизации, роста сложности систем управления, роста конкуренции, глобализации,  усилятся требования к экологичности производства. В связи с этим прогнозируется постепенное исчезновение 57 из существующих ныне профессий и появление 186 новых. Отличительными чертами профессий будущего является владение знаниями, умениями и навыками не в какой-либо одной области, а на стыке нескольких.

Одной из наиболее важных задач сегодняшней педагогики мы считаем создание условий для такого развития личности ребёнка, которое помогло бы ему приобрести необходимые жизненные и профессиональные компетенции, и  способствовало его позитивной социализации. Одним из перспективных инновационных методов воспитания и обучения детей является  коллективная анимационная деятельность – съёмка  мультфильмов детьми при минимально необходимом сопровождении педагога.  Этот метод основан на синтезе деятельностного педагогического подхода, современных компьютерных технологий и детского творчества. 

Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Создание мультфильма даёт ребенку возможность высказаться и быть услышанным, обогащает его внутренний мир и сознание, в результате формируются жизненные позиции личности. Занятия мультипликацией – это  совместная работа, которая приводит к выстраиванию гармоничных межличностных взаимоотношений как между детьми, так и со взрослыми, и это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, коллективная анимационная деятельность с детьми позволяет одновременно охватить широкий круг актуальных образовательных и воспитательных задач. 

Цель проекта: определить и организовать условия для коллективной анимационной деятельности с младшими школьниками по развитию творческих способностей.

Гипотеза исследования: в процессе коллективной анимационной деятельности с детьми младшего школьного возраста, включающей в себя написание сценария мультфильма, создание персонажей, съёмку и озвучивание мультфильма, уровень развития творческих способностей младших школьников повысится.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ литературы по проблемам творческих способностей личности и коллективной анимационной деятельности как фактора развития творческих способностей у младших школьников.
  2. Организовать условия для коллективной анимационной деятельности с младшими школьниками по развитию у них творческих способностей..
  3. Изучить динамику уровня развития творческих способностей младших школьников, участвующих в коллективной анимационной деятельности.

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы

развития творческих способностей младших школьников в процессе анимационной деятельности

 

  • Психолого-педагогическая сущность понятия

«творческие способности»

 

Творческие способности – совсем не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям какой-либо конкретной  деятельности и являются необходимым условием  её успешного выполнения. Человек не может быть просто «способным» или «способным ко всему», ведь всякая способность обязательно является способностью к чему-либо, к определённой деятельности. Способности проявляются и развиваются только в деятельности и влияют на степень успешности её осуществления.

Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности влияют на успешность педагогического воздействия и связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков.

Творчество – чрезвычайно многообразное понятие. По мнению учёного Я. А. Пономарева, творчество природы и творчество человека – лишь разные сферы творчества, имеющие общие генетические корни, поэтому в основу исходного определения творчества целесообразно класть его самое широкое понимание [25]. В таком случае следует признать, что творчество свойственно и неживой природе, и живой до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество – необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека – лишь  одна из таких форм.

В повседневной жизни творчеством обычно называют деятельность в разных видах искусства, конструирование, реализацию различных проектов, а также научные исследования. Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, поэтому можно говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и т.д.

В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.

«Философская энциклопедия» определяет творчество как «процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового» [28]. Новизна, возникающая в результате творчества, может быть объективной  либо субъективной. Объективная ценность признается за такими продуктами творческой деятельности, в которых открываются закономерности окружающей действительности, неизвестные до этого момента, а также устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, а нов для человека, его впервые создавшего. Такая новизна и ценность характерны для продуктов детского творчества в области рисования, лепки, поделок, стихосложения.

Таким образом, творчество – это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; это способность создавать что-то новое, уникальное; высшая форма психической активности.

В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

Понятие «творческие способности» в психологическом словаре определяется как «индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода».

Творческие способности представляют собой сочетание многих качеств. В настоящее время существует несколько гипотез, касающихся  проблемы компонентов творческого потенциала человека. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, извест­ный амери­канский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человече­ского интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно дивергентное мышление [8]. Люди, обладающие таким ти­пом мыш­ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождении единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям, стараются обнаружить как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина­ции  из  элемен­тов,  которые  большинство  людей применяют только определенным образом, или формировать связи между элементами, не имеющими на первый  взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления характеризуют четыре основных особенности: быстрота, гибкость, оригинальность и законченность. Под быстротой понимается способность высказывать максимальное количество идей (неважно, какого качества). Гибкость – это способность высказывать большое многообразие идей. Оригинальность – способность  генерировать совершенно новые, нестандартные идеи.  Законченность – способность  придавать своему продукту законченный вид, доводить его до совершенства.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Б. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале, выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории:

  1. Реализм воображения – образное схватывание некой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта до того, как человек имеет о ней чёткое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий. 
  2. Умение видеть целое раньше частей. 
  3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из заранее известных вариантов, а самостоятельно создавать альтернативу. 
  4. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия,  в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою сущность, скры­тую в обычных ситуациях, а также способность проследить и про­анализировать особенности "поведения" предметов [17]. 

П. Торренс под творческими способностями, или креативностью, понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

- восприятие проблемы;

- поиск решения;

- возникновение и формулировку гипотез;

- проверку гипотез;

- их модификацию;

- нахождение результатов.

Отмечалось, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (некритически относиться к ним); что творческие решения зачастую приходят в момент релаксации, рассеивания внимания [26].

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся учёных, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности [19]:

  1. Умение видеть проблему там, где её не видят другие. 
  2. Сворачивание мыслительных операции, замена несколько понятий одним.
  3. Применение к решению одной задачи навыков, приобретённые при решении другой. 
  4. Восприятие действительности целиком, а не по частям.
  5. Ассоциирование отдалённых понятий. 
  6. Хорошая память. 
  7. Гибкость мышления. 
  8. Выбор одной из альтернатив решения проблемы до её проверки. 
  9. Включение вновь воспринятых сведений в уже имеющиеся системы знаний. 
  10. Умение видеть вещи такими, какие они есть, выделять наблю­даемое из того, что привносится интерпретацией. 
  11. Лёгкость генерирования идей. 
  12. Творческое воображение. 
  13. Доработка деталей, совершенствование первоначаль­ного замысла.

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО И.В. Дубровина определяет творческие способности как способности, благодаря которым человек  создаёт что-то новое, оригинальное [11]. 

Д. Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей считает интеллектуальную активность, содержащую в себе два компонента: познавательный и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач [5].   

Г. М. Ярошевский считал, что творческие способности – это  процесс создания чего-то нового, подразумевающий как изменения в сознании и поведении индивида, так и производимые им продукты, которые он отдаёт другим. Исходя из этого, не только созданные картины, машины, теории, но и все факторы личностного роста человека следует рассматривать как творческие. Однако некоторые учёные, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы или ситуации [36].

Творческие способности выражают внутренний мир творца, который не только познаёт, но и представляет своё видение, своё понимание окружающего. В результате его деятельности представляется художественный образ в виде освоенной им действительности.

Анализируя описанные выше точки зрения по вопросу о компонентах творческих способностей, можно сделать вывод, что многие исследователи считают обязательными их составляющими творческое воображение и качество творческого мышления.

Таким образом, под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.

 

  • Особенности развития способностей у детей младшего школьного возраста

 

Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии, определяет их как способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, и проявляются художество, индивидуальность хотя бы в минимальном отступлении от образца. Под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые проявляются в детском воображении, фантазии, особом уникальном видении мира, наличии своей точки зрения на окружающую его действительность.

Сегодня психологи определяют способности как свойства или качества индивидуальности, обуславливающие успешность деятельности или овладения ею, как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности.

Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса трёх видов способностей:

 Способности синтетические – это способность генерировать необычные, интересные идеи, способность произвести что-то помимо уже существующего.

Способности аналитические – умение  анализировать и оценивать, находить связи, мыслить критически.

Третий вид способностей обычно соотносится с умением превращать теорию в практику, находить практическое применение абстрактным идеям.

Развитие способностей обусловлено тремя основными факторами:

- средой жизнедеятельности;

- социальными формами деятельности;

- индивидуальными особенностями личности.

Психологи убеждены, что каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен. Наша психологическая наука исходит из концепции о диалектическом единстве в способностях природного и приобретенного компонентов.

Выделяются творческие способности двух типов:

- актуальные  – те, которые могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, сочинить или найти оригинальное решение проблемы;

- потенциальные – те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и до определенного времени не раскрыты.

Задача педагога – помочь учащимся актуализировать способности, развить их, а также подготовить к преодолению препятствий, встречающимся на пути творческой личности, ведь творчество – это не только умение креативно мыслить, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, и отстаивать свое мнение, добиваясь признания. Необходимо стимулировать дальнейшее развитие учеников, донося до них мысль, что у творчества нет конца.

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. Детские творческие способности – это естественное поведение ребёнка на фоне отсутствия стереотипов, где точкой отсчёта является норма, и чем дальше от неё, тем показатели творчества выше. По мнению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку [7]. Но, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (это пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (это и есть творческая деятельность). Учитель должен иметь в виду, что ученик на каждом из этапов развития расположен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени.

Все теории творчества, по сути, транслируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно.

Изучив точки зрения исследователей на проблему творческих способностей, выясним, какой возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей. С этой целью можно обратиться к исследованиям психологов, проводившим многолетние эксперименты. Мнения таких психологов, как Э. Фромм, И.П. Волков, Р. Бернс, И.О. Мотков и других во многом совпадают. Ими установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 12 лет), хотя результаты развития обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах серьёзным препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и тому подобные действия.

Б.П. Никитин среди пяти условий развития детских способностей выдвигает на первое место ранее начало. На этом основании младший школьный возраст (7-11 лет) является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации и роста его личностного достоинства [24].

Богданова Т.Г. в своей книге “Диагностика познавательной сферы ребёнка” выделяет творческие способности, которые нужно развивать у одарённых детей [4]:

  • способность рисковать;
  • дивергентное мышление;
  • гибкость в мышлении и действиях;
  • быстрота мышления;
  • способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
  • богатое воображение;
  • восприятие неоднозначных вещей;
  • высокие эстетические ценности;
  • развитая интуиция.

Кроме того, необходимо развивать познавательные способности и навыки:

  • высокая любознательность;
  • использование альтернативных путей поиска информации;
  • установление причинно-следственных связей;
  • критичность в мышлении;
  • перенос усвоенного на новый материал;
  • умение замечать тонкие различия, улавливать сложные идеи;
  • построение гипотез, чувствительность к противоречиям;
  • умение делать выводы, оценивать как сам процесс, так и результат;
  • применение идей на практике, умение предвидеть последствия.

Учитывая особенности эмоциональной сферы одарённых детей, необходимо тактично способствовать формированию у них адекватной самооценки, внутренней мотивации, способности к самоанализу, уверенности в своих силах и способностях, независимости в мышлении и поведении, уважения и эмпатии к другим, а также чувства юмора.

Для младших школьников характерен элементарный уровень развития познавательного интереса, основанный на эмоциональном компоненте. Следовательно, очень важно поддерживать в ребёнке живой интерес к занятиям, а также уверенность в своей одарённости, так как это должно привести к усилению мотивации и обеспечить более высокие достижения независимо от реального уровня способностей.

Все дети разные, поэтому и творческая активность их неодинакова. По классификации Е.В. Коротаевой существует несколько уровней [16]:

Нулевой уровень. Обычно такие учащиеся пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая стимула от учителя. Их творческая активность возрастает медленно, постепенно. Быстрый переход от одного вида деятельности к другому даётся им с трудом.  Для таких детей необходимо создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение в учебный процесс. В этом случае педагог  формирует предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.

Относительно-активный уровень творческой активности. Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с увлекательным содержанием урока или необычными приемами преподавания. Включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но волевыми и интеллектуальными усилиями не подкрепляется. Такие ученики могут с энтузиазмом приступить к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Удержать их внимание помогают вопросы, которые задают сами дети.

Исполнительно-активный уровень. Ученики этой группы могут соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять различные проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации.

Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.

Творческие способности младших школьников развиваются наиболее эффективно при соблюдении ряда условий:

  • создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;
  • организуется сотворчество в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого;
  • используются технологии развития творческого мышления;
  • производится систематическое отслеживание результатов.

Разумеется, далеко не все дети гениальны или талантливы, и, тем не менее, дарования каждого человека можно развивать. Для этого необходимы определённые стимулы.

Таким образом, анализ литературы и практики показал, что творческие способности есть у каждого ребёнка. От того, насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практическое значение.

 

  • Анимационная деятельность и её роль в развитии творческих способностей в детском возрасте

 

Современная педагогика полна интересных идей насчет того, как развить способности ребенка в различных видах творчества. Эти вопросы, так же, как и проблемы обучающего и воспитывающего плана, мы относим к наиболее значимым направлениям сегодняшней педагогики. Они необходимы для понимания и решения конкретных педагогических задач.

В поисках нестандартного подхода к изучению творческих возможностей человека мы обратились к мультипликации или, как ее сейчас называют,  анимации. Главная педагогическая ценность ее заключается, прежде всего, в универсальности языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей.

По определению энциклопедии Кольера [34], анимация  – это технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения. Слово «анимация» происходит от латинского корня Anima (душа). Суть процесса анимации в том, что рисунок нужно не просто оживить, а вдохнуть в него душу, сотворить личность и её мир.

Английский профессор П. Уэллс, исследователь анимации, в своей книге «Основы анимации» писал, что она является самым гибким и выразительным видом творчества. Главная сила мультипликации – в невероятности фактов и достоверности чувств.

В настоящее время существует различные технологии создания анимации: классическая, стоп-кадровая, спрайтовая,  цветовая, 3D-анимация, морфинг и захват движения. В детском мультипликационном творчестве чаще всего используется стоп-кадровая анимация, которая имеет ряд преимуществ: доступность понимания и создания для детского возраста, минимум технических средств, малобюджетность. В процессе съёмки размещенные в пространстве  объекты (куклы-марионетки, различные предметы) фиксируются кадром, после чего их положение изменяется и вновь фиксируется. Такой цикл повторяется многократно.

Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет – как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали по этому увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых. Особенно это касается педагогов – людей, заинтересованных не только в конечном результате детского творчества – фильмах, но и в проявлении и выражении творческих способностей детей. Вопрос решения педагогических задач средствами мультипликации – актуальная  проблема сегодняшнего дня.

Мультипликация – это универсальный, многогранный способ развития ребенка в современном мире. Анимация насыщена действиями  и эффектами, невозможные в реальной жизни, поэтому она больше других видов искусства основывается на легендах и сказках. Советский и российский мультипликатор Ф.С. Хитрук  считает, что дети – прирождённые аниматоры. Им близок и понятен язык условностей, это «как будто», на котором и строятся все мультфильмы [32].

Главное достоинство мультипликации – это феномен оживления, в результате которого ребенок получает восторг от своей работы. В мультфильме, который ребёнок сам придумывает и снимает, он может вообразить себя любым - большим, сильным, всемогущим, прекрасным. Он может стать, кем захочет: пиратом, сапогом, микробом, волшебником... Такая игра исподволь помогает ребенку решить психологические проблемы, приобрести гармонию со своим внутренним миром.

 За время создания мультфильма ребёнок может на собственном опыте познакомиться с целым рядом профессий.

 Он сам или с друзьями определяет общий замысел, как продюсер. Затем разрабатывает сюжет и сценарий, постигая в теории и на практике основы драматургии. В роли режиссёра решает, какие сцены и в какой последовательности наиболее выразительно передадут идею будущего фильма. Затем ребёнок становится художником, придумывает и создаёт персонажей на разных планах и в нужных ракурсах, а также фоновые изображения. Актёрское мастерство проявляется и совершенствуется при моделировании характера, мимики, движений героев и при озвучивании фильма. Управляя персонажами на съёмочном столе, ребёнок узнаёт и учится применять законы движения в мультипликации и становится аниматором. Как оператор он покадрово фотографирует действие, а как звукооператор записывает голоса и аудиоэффекты для фильма, при этом узнаёт секреты мастерства. Монтаж – это единственный этап, где действует взрослый, но и здесь возможно посильное участие ребёнка. И, наконец, показ готового мультфильма даёт детям-создателям огромную радость от осознания того, что придуманная им история ожила, и общественное признание значимости работы как среди взрослых, так и среди ровесников.

Особо значимой и ценной для педагогики является непосредственная связь анимации с трудовым обучением. Изготовление изделий (игрушек, персонажей, декораций) сопровождается выбором необходимых для работы материалов и формированием у ребенка манипулятивно-моторных навыков пальцев рук. Как и в трудовом обучении, в мультипликации особый интерес уделяется отбору материала, необходимого для реализации конкретной идеи: он непосредственно влияет на язык мультфильма. Например, пластичное движение нити, гибкость металлической цепочки или резкие четкие шаги человечка из дерева. Конечно, работа с такими материалами, как бумага, проволока, дерево, листья, цветы, камешки требует много учебного времени, однако это дает возможность ребенку почувствовать изучаемый материал на другом уровне – не  только во время изготовления игрушки, но и в процессе движения материала, при проявлении его различных свойств. Это закономерно, поскольку мультипликация основана на движении, то знакомство с материалами, изучение их свойств должны быть тесно связаны с технологией анимации. В то же время погружение в материал, обнаружение его "собственной" жизни, многочисленных и многообразных связей его с человеческим существованием составляет важнейшую сторону развития ребёнка.

Занятия мультипликацией позволяют максимально сближать интересы взрослого и ребёнка. Она представляет собой естественный педагогический комплекс со специфическими признаками и особенностями:

  1. "Молодость" искусства мультипликации. Это означает, что у данного жанра отсутствуют надежные классические образцы, на которые можно было бы опереться при работе с детьми. В мультипликации имеется своя драматургическая специфика, которую сложно найти и подобрать в готовом виде. Над сценарием анимационного фильма непосредственно работают дети. Отказ от готового литературного материала будет означать, что педагогу совместно с детьми придется сочинять сюжет. Так же обстоит дело и с остальными видами деятельности, используемыми при создании мультфильма, – дети и педагог являются соавторами увлекательных творческих проявлений.
  2. Мультипликация не имеет своего предмета. Она с одинаковым интересом обращается к общечеловеческим проблемам, юмору, моделированию технологических процессов и учебно-познавательному кино. Трудно найти вид человеческой деятельности, который мультипликация обошла бы своим вниманием.
  3. Мультипликация обладает определенной "искусственностью" в изображении действительности. Там царит "новая" реальность, границы которой совпадают с границами человеческого воображения. Как правило, перед объективом мультипликационной камеры находятся статичные "рукотворные" предметы (рисунки, аппликации, куклы и т.п.) Даже в тех случаях, когда аниматор снимает реальные объекты, они двигаются на экране не так, "как в жизни", а как задумал автор [14].

Перечисленные особенности мультипликации заставляют смотреть на нее не как на предмет преподавания, а, прежде всего, как на средство всестороннего развития детей.

Работая над мультфильмом, ребенок оказывается в центре творчества, в котором активно


Добавить комментарий


Пока нет комментариев.