Отчет по самообразованию. Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников через общение с природой.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…». Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.  Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Поэтому в 2017-2018 учебном году я проводила работу по самообразованию по теме «Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с природой»

 Цель: Повышение компетенции воспитателя в вопросах развития речи старших дошкольников в процессе наблюдения за явлениями живой и неживой природы.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме.
  2. Обогащать развивающую среду группы дидактическими материалами и играми по развитию речи.
  3. Разработать систему работы по обогащению словаря дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности и самостоятельных наблюдений за природными явлениями.
  4. Привлекать родителей к образовательному процессу.

 

Литература, изученная в этом учебном году:

 

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2006.
  2. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в природе/ Н. Ф. Виноградов. - М., 1984.
  3. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В. В. Гербова. - М., 2007.
  4. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Под редакцией П. Г. Саморуковой. – 2-е изд., - М. : Просвещение, 1983. – 207с.
  5. Колодина, Л. Воспитание бережного отношения к природе // Дошкольное воспитание. – 1981- №10.-с. 34.
  6. Кондратьева, Н. Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста// Автореф. дисс. канд. пед. наук/ Н. Н. Кондратьева. - Л., 1986.
  7. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. Пособие для пед. училищ по спец. «Дошк. Воспитание»/ Под ред. П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1991. - 240с.

 

Одним из важнейших условий реализации данной темы является организация развивающей предметно- пространственной среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала познавательному и речевому развитию ребенка, формировала его как личность, а также способствовала  формированию  элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью в группе имеется уголок экспериментирования, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения.  Так же в группе имеется уголок природы. Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В уголке природы на удобном стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции  камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.

В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, экологические игры, развивающие мыслительные способности, связную речь, память, внимание детей.

В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года.

На протяжении всего учебного года проводился ежедневный уход за комнатными растениями и наблюдение за цветущими . В группе был создан огород на подоконнике, и мы наблюдали за ростом лука на подоконнике ( за ветками деревьев в вазе (март– апрель), за пробуждениями одуванчиков на участке (май). Систематически проводятся наблюдения за погодой –одну неделю в месяц ежедневно ребята рассматривают небо, уточняют характер осадков. Регулярно фиксировали погоду и состояние живой природы.

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки,  я намечала для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяла приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговаривала  и  затем оно повторялось детьми, причем  акцентировала  внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения  неоднократно повторяла новое слово и старалась так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закреплялись в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. Старалась  научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией. В процессе работы давала  детям специальные грамматические и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения является главной целью. Задания постепенно усложнялись : подбор к существительным прилагательных и глаголов, синонимов и антонимов, обобщающих слов, придумывание конца предложения, составление предложений с сочинением и подчинением и др. При подготовке к проведению таких занятий  пользовалась специальной литературой .В своей работе  поощряла детей, когда они использовали  образные выражения, сложные правильно построенные предложения, высказывали  собственное отношение к событиям. Положительная оценка воспитателем самостоятельного речевого решения ребенка дает ему уверенность в своих силах. Диалогическая речь детей развивается при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности.В беседах о природе  использовала в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте можно использовать альтернативные вопросы, требующие выбора ответа из двух или нескольких возможных. Для развития связной речи детей особенно ценны вопросы, способствующие раскрытию причин явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы. Отвечая, дети стараются возможно полнее охарактеризовать явление, назвать словом установленную связь, обозначить в соей речи последовательность развития.

Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы,  начинала беседу рассказом из собственных наблюдений  а в процессе ее использовать загадки, речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений. Опираясь на знания, полученные путем наблюдений и элементарных опытов, они легко устанавливают связь между явлениями, отвечая на вопрос «Почему?». Особенно полезны такие задачи тем, что они побуждают детей пользоваться развернутой формой речи, приучают их к составлению различных видов сложных предложений. Также часть беседы можно посвятить пословицам и поговорка о данном времени года, предмете или явлении природы.

Были проведены беседы с детьми «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Дикие животные», «Птицы родного края»,  «Лесной доктор», «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Водоемы родного края», , «Кто такие рыбы?», «Как нужно вести на природе?», , «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека» и др.

 

 Продуктивная деятельность детей:

-аппликация «Наша клумба»;

-рисование «Золотая осень»;

-лепка «Корзина с грибами»;

- рисование «Придумай, чем может стать осенний лист»

-аппликация «Иней покрыл деревья»;

-рисование «Зимний пейзаж»

-рисование «Весенние мотивы».

Рассматривание фотографий, слайдов.

Экскурсии по улицам города, рядом с детским садом.

 Просмотр презентаций «Космос», «Береги природу».

 Выставка рисунков «Золотая осень», «Зимушка-зима».

Опытно -экспериментальная деятельность с водой, песком, воздухом, почвой, магнитами.

Одним из показателей  эффективности моей работы явилась победа воспитанников во Всероссийском конкурсе «Доутесса» блиц-олимпиада «Времена года» (Моржакова Дарья первое место); участие в районном конкурсе рисунков «Золотая осень» .

Работа с родителями:

- Консультация на тему «В союзе с природой»

- Консультация на тему «Развиваем речь детей, читая книги о природе»

- Оформление папки-передвижки «Зимушка зима», «Игры экологического содержания».

- Консультация на тему «Однажды в студёную зимнюю пору… или как обучить ребёнка описательному рассказу»

- Реклама книг, статей из газет и журналов на тему экологического воспитания детей.

 

В результате проделанной работы:

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать впечатления через различные виды деятельности;

- развиваются речевые навыки детей;

- сформированы начала экологической культуры детей;

- дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Перспективы: продолжить работу по этой теме, на основе анализа деятельности в данном направлении откорректировать задачи на следующий учебный год, обновить развивающую предметно – пространственную среду в группе по данной теме, спланировать совместную работу с педагогами, родителями, детьми по данному направлению.

 

 

 

 

 

 

 

.

 


Добавить комментарий


21.01.2020 14:36 образец заявления в санатории мо рф на получение путевки

Hi there would you mind stating which blog platform you're working with? I'm looking to start my own blog in the near future but I'm having a tough time making a decision between BlogEngine/Wordpress/B2evolution and Drupal. The reason I ask is because your design seems different then most blogs and I'm looking for something unique. P.S My apologies for being off-topic but I had to ask!| а