Статья: "Активизация познавательной деятельности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Методы и приемы развития познавательной сферы обучающихся

В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы воспитания.

Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы - интерната. На первое место выходит задача социальной адаптации  выпускника с ограниченными возможностями здоровья. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок с ограниченными возможностями в развитии не в состоянии сам выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели.

Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, воспитании, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально – трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач школы - интерната, что требует повышенного внимания к проблеме их воспитания. От активности и самостоятельности в процессе воспитания во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением интеллекта, возможности его социальной адаптации.

Для воспитанников с нарушениями интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе воспитания часто преподносится готовый материал, который они должны запомнить, таким образом, происходит формальное «механическое» усвоение материала.

Для того чтобы избежать подобной ситуации, необходимо проводить воспитание так, чтобы усвоение материала шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Воспитанники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность воспитанников, включать их в творческую деятельность, ведь степень продуктивности воспитания во многом зависит от уровня активности познавательной деятельности учащегося.

Опыт работы в школе-интернате показывает, что наличие познавательного интереса к предлагаемому материалу способствует повышению активности учащихся на занятии, самоподготовке, прогулке, росту самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.

Воспитательный процесс предоставляет неограниченные возможности для формирования у воспитанников познавательного интереса.

Работа над проблемой формирования познавательного интереса к предлагаемому материалу и активизации мыслительной деятельности воспитанников, побудила меня к поиску активных методов и приемов воспитания.

Опираясь на педагогические исследования можно выделить основные условия, способствующие активизации познавательной деятельности  воспитанников. Это оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов воспитания; доступное, эмоциональное, опирающееся на личный опыт ребенка преподнесение материала и создание условий для его сознательного восприятия; индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, оказание им различных видов помощи (словесной, наглядно-практической); введение дидактического приема сравнения по различным параметрам изучаемых объектов и явлений; установление причинно-следственных зависимостей и обучение приемам их установления, используя данные, полученные от воспитателя или из различных средств обучения и воспитания; создание проблемных ситуаций (распознавание противоречий, решение элементарных логических задач); использование дидактических игр и элементов занимательности.

Поскольку я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы - интерната, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению и воспитанию, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к воспитательному процессу, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению  и закреплению знаний.   

Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям воспитанников, умением придать воспитанию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, воспитатель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса воспитанников я и делаю акцент в своей педагогической деятельности. В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры занятия, самоподготовки, прогулки, использование различных форм воспитания, тщательно продуманные методы и приёмы подачи материала. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, ребята легче воспринимают, осознают и запоминают их. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает воспитанников слушать то, что говорит воспитатель, полностью включаться в процесс познания.

При проведении беседы формулирую вопросы так, чтобы они будили мысль воспитанника, развивали его познавательную деятельность. Необходимо, чтобы при ответе на вопрос ребёнок анализировал имеющуюся информацию, обобщал, сравнивал, сопоставлял, делал выводы.

Одним из приемов этой работы является создание «проблемных ситуаций», которые требуют от ребят анализа материала и самостоятельного нахождения ответа.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»

( Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)

Я стараюсь активно внедрять ИКТ в свою деятельность с целью достижения более значимых результатов в воспитательном процессе.

- Воспитанник постепенно входит в реальный мир взрослых, деятельность современного человека (а современный мир невозможно представить без ИКТ);

- Компьютер позволяет усилить мотивацию воспитания путем активного диалога воспитанника с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет).

По данным  научных и социологических исследований:

В памяти человека остается:

¼  часть услышанного материала,

1/3 часть увиденного,

½  часть увиденного и услышанного,

¾ части материала, если ребёнок привлечен в активные действия в процессе воспитания.

Именно по этой причине я активно внедряю ИКТ в воспитательный процесс.

Области применения ИКТ.

  1. Методическая работа.

Составление перспективного планирования на год.

Создание базы данных воспитанников: информационные данные, занятость во внеурочное время, графики социального, личностного развития, ведущих качеств личности, …

Активно использую ИКТ при подготовке к занятиям и мероприятиям:

- Наглядность

- Конспекты

- Тесты

- Презентации

- Тематические газеты

Всё чаще я стараюсь вовлекать в деятельности воспитанников. Так как  оказание доверия при поручении воспитаннику определённого задания – сильнейший воспитательный приём. Ребята выполняют следующие задания:

- Набор текста (карточки, стихотворения, тесты, …)

- Подбор иллюстраций (из предложенного спектра, из интернета, из литературы, …)

- Создание газет

Мною проведены следующие занятия с использованием презентаций:

-Правила поведения в столовой,

-Мы идём в библиотеку,

-Как вести себя в школе,

-Мы идём в магазин и т.д.

На примере занятия «Мы идём в магазин» рассмотрим формы проведения экскурсий в общественные места.

С помощью фотографий ребята рассматривают расположение полок, цены на товары.

Затем проводится игра, где с применением денежных средств они учатся покупать товары (один из детей играет роль продавца, а остальные – покупателей).

Обсуждаются правила поведения в магазине.

После предварительной работы идём в магазин, где ребята совершают покупки.

На занятиях по трудовому воспитанию я использую различные презентации ознакомительного и наглядного характера.

Например, на занятии «Волшебная пуговица» дети знакомятся с историей пуговиц, их разнообразием.

На иллюстрации подробно рассматриваем правила и способы пришивания пуговиц, показывает воспитатель, сами ребята, выполняется практическая работа.

Рисование, фотосъемка, художественные произведения, музыка, интернет, СМИ– вот средства изучения Курского края.. Фотосъемка удивительных местечек нашего края, аппликационные работы, конкурс чтецов, сочинение легенд и сказок, решение кроссвордов и ребусов дает возможность организовать познание в единстве чувственного и рационального.

На своих занятиях с детьми я применяю такие виды обучающих игр, которые также являются элементом АМО:

Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения (Пример: занятие – «Конкурс творческих проектов», где дети выступают в роли экспертов, оценивая выполненные в объединении проекты и их защиту).

Я провожу занятие на повторение и закрепления знаний и умений в форме деловой игры, представляющее собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. На занятии дети работают и решают задачи по ролям

Во время игры стараюсь включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может не возникнуть оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.

Также применяю:

Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например: «На балу у принцессы».

На занятиях, посвящённых гражданскому и патриотическому воспитанию, я использую много видео- и фотоматериала, посвящённого Родине, городам России, символам государства, военной технике, истории достижений народа.

Экскурсии и прогулки формируют стойкий интерес к окружающему миру, практические умения и навыки, помогают разнообразить деятельность обучающихся, а яркие впечатления на долго остаются в памяти. Они помогают мне лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение воспитателя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников.

Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма. Так в октябре была проведена экологическая акция «Чистый родник»

Мною было проведено общешкольное мероприятие с опорой на презентацию «В гости к осени».

Здоровьесберегающие технологии широко применяются во внеклассной работе.Активно использую во внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии, строю самоподготовку таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Слежу во время проведения занятия за правильностью посадки учащихся, периодически провожу физкультминутки по снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев кистей и другие. Применяю пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мышц руки тесно связана с развитием мышления и речи детей..

Я также применяю здоровьесберегающие технологии во внеурочное время на прогулке, досуговое время. В своей практической деятельности обеспечиваю укрепление психического здоровья учащихся, используя: 
- Упражнения на снятие нервного напряжения у детей («Воздушный шар». «Артистическое приседание», «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи), "Лимон" (расслабление мышц рук), "Слон" (расслабление мышц ног), «Сосулька» (быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения), "Тишина" (расслабление всего организма),"Бубенчик", "Задуй свечу», "Летний денек»,«Муха»).
- Упражнения на развитие эмоциональной сферы («Шалтай-Болтай», «Релаксация», «Гимнастика», «Хорошее настроение», «Споем», «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Слушай команду», «Я не знал!», «Возьми и передай», «Раздумье»)

Общие принципы и правила коррекционной работы: 
1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: 
- игровые ситуации; 
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; 
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; 
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе воспитателя.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. 
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то моей задачей является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Активные методы рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. 
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. 
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.
Применение современных технологий и методик.

Для развития в целом личности ребёнка очень важную роль играют коррекционно-развивающие занятия, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрения, слуха, осязания) каждого конкретного ученика. Коррекционно-развивающие уроки способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. В основе коррекционно-развивающих упражнений лежат принципы технологии:
На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребёнку. Например, в ходе чтения даю задание «Найди отрывок в тексте, который изображен на иллюстрациях».которое способствует динамичности восприятия и позволяет постоянно упражняться в обработке информации. Динамичность восприятия – это одно из основных свойств данного процесса. Речь идёт о том, чтобы в ходе обучения выработать у ребёнка способность самостоятельного адекватного реагирования. Например,игра «Собери слово» (Из первого слова возьми приставку, из второго – корень, из третьего суффикс, из четвертого – окончание).
• на концентрацию внимания даю задание «Не пропусти ошибку»;
• на словесно-логическое обобщение – «Какое время года описано в стихотворении, как это определили?» (животное, дерево и т.п.).
• на слуховое восприятие – «Исправь неправильное утверждение».
Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Для этого даю творческие и проблемные задания, но соответствующие возможностям ребёнка.
Устойчивый интерес к учебной деятельности у умственно отсталых школьников формируется через проведение бесед-путешествий, игр, викторин, исследований,

В своей практической деятельности обеспечиваю укрепление психического здоровья учащихся, используя: 
- Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (Разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, музыкально-ритмическая гимнастика).
- Упражнения на снятие нервного напряжения у детей («Воздушный шар». «Артистическое приседание», «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи), "Лимон" (расслабление мышц рук), "Слон" (расслабление мышц ног), «Сосулька» (быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения), "Тишина" (расслабление всего организма),"Бубенчик", "Задуй свечу», "Летний денек»,«Муха»).
- Упражнения на развитие эмоциональной сферы («Шалтай-Болтай», «Релаксация», «Гимнастика», «Хорошее настроение», «Споем», «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Слушай команду», «Я не знал!», «Возьми и передай», «Раздумье»).

Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как воспитателю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели –активизации познавательной деятельности обучающихся.

 

 

 


Количество коментариев: 0