Статья: ""ПО следам осени""

Тема: «По следам осени»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие.

Интегрированные задачи:

Образовательные: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи.
Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни животных и птиц осенью. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней.

Развивающие: развивать смекалку и сообразительность детей, их эрудицию, умение излагать свою мысль.

Воспитательные: воспитывать любовь, доброту, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении. Приучать детей заботиться о птицах, испытывать радость от сознания того, что в трудное зимнее время они помогли птицам.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: рассматривание картин о природе, чтение рассказов и стихов, разбор пословиц и поговорок, примет об осени.

Оборудование и материал: колокольчик, картины с изображением осени, птиц и животных.

Формы организации:

Воспитатель:

- Сегодня утром нам пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно (письмо от разбойника).  Ребенок  читает письмо.

«Я похитил вашу ОСЕНЬ. Теперь у вас не будет осени. Отправляйтесь в лес и выполните мои задания. Если выполните, я верну вам ОСЕНЬ!»

- Предлагаю вам отправится в лес и выполнить задания разбойника и вернуть осень.

Воспитатель в середине и звенит колокольчиком:

- Мой звоночек звенит, заливается

- И ребята вокруг собираются.

- Отправляемся в путешествие в лес.

- Мы идем в волшебный лес» - маршируем на месте

- А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся».

- Ребята, садитесь на стульчики и закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!

- Вот мы оказались с вами в лесу.

Знаю, знаю наперед

Вы, смекалистый народ.

Отгадайте-ка, ребятки

Интересную загадку.

- Пришла без красок и без кисти. Да перекрасила все листья. (Осень)

- Посмотрите на экран (мольберт). Слайд (картина) ОСЕНЬ.

- Какое же первое задание разбойника?

Задание № 1. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ.

Задание: назвать признаки осени, которые определяют время года.

Воспитатель: Ребята, что происходит с наступлением осени?

-День короче, а ночь длиннее.

-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.

-Небо серое, хмурое.

-Часто идут дожди.

-Перелетные птицы улетают на юг.

-Дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку.

-Люди надевают демисезонную одежду.

-Собирают урожай овощей, фруктов и зерна.

Воспитатель: Молодцы, выполнили 1 задание разбойника. Осень – замечательное, очень красивое время года. А вы знаете, что существует три осени и к каждой из них у нас особая любовь. Давайте назовем все осенние месяцы.

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Вот видите, какая разная бывает осень.

- А сейчас мы поиграем. Смотрите на меня и повторяйте движения за мной (стоя возле стульчиков).

Ветер подул (губы в трубочку — дуем)

Листья зашуршали (трут ладошки)

Ежик уснул (складывают руки под голову)

Птицы полетели (машут ладошками).

Воспитатель: Ребята, вы смотрите по телевизору прогноз погоды? Там диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Задание № 2. ПРИМЕТЫ ОСЕНИ.

Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:

-Облака редкие - будет ясно и холодно.

-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.

-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,

а низко - так малы снега будут.

-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.

-Теплая осень - к долгой зиме.

-У зайцев шерсть побелела - зима близко.

-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

-Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

-В осеннее ненастье семь погод на дворе.

-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду и выполнили 2 задание разбойника.

Воспитатель: Дует ветер, летят листья. Что происходит в природе? (слайд или картина о листопаде)

- А что это такое ЛИСТОПАД? (Просмотр развивающего мультфильма «Почему опадают листья?» Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. Поэтому листья желтеют и опадают.)

- Давайте поиграем с осенними листьями, устроим свой листопад! Я буду деревом, а вы моими листочками, тихонько возьмите по 2 листа и станьте возле меня.

Мы листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.)

Воспитатель: Молодцы! Какой красивый листопад получился! А что еще бывает осенью? (дождь)

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)

По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)

Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)

А уйду, тогда гуляйте – бом, бом, бом! (поглаживают ладонями)

( поворачиваются на 180* и повторяют массаж)

Задание № 3. ЛЕСНЫЕ ПТИЦЫ.

- Так же осенью меняется жизнь птиц. А теперь я вам нужно разгадать загадки о птицах, вы готовы отвечать? (показ слайдов или картин птиц)

Помните, загадку дослушиваем до конца.

  1. Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»?

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (дятел)

  1. Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня… (синичка)

  1. Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут! (снегирь)

  1. Я весь день ловлю жуков

Ем букашек, червяков

Зимовать не улетаю

Под карнизом обитаю (воробей)

- Молодцы! Выполнили 3 задание разбойника.

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (Есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)

- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)

- Каких перелётных птиц Вы знаете? (Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки)

- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)

- Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие)

- Верно. Такие птицы называются зимующими.

- Как нужно заботиться о зимующих птицах? Как же выживают зимующие птицы? (Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди. Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)

- И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.

- А теперь мы с вами немножко отдохнем. Сделаем гимнастику для наших глаз.

В лесу темно, все спят давно,

Только совушка-сова, большая голова,

На суку сидит,

Во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

Осмотрела все кругом –

За добычею бегом!

 Задание № 4. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

- Осень изменила жизнь не только птиц, но и животных. Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)

- Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)

- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)

- А какие животные живут в лесу вы отгадаете? Это 4 задание разбойника. Готовы? (с показом слайдов или картин)

  1. Просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)

  1. День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет,

Ходит, бродит он молчком,

Уши серые торчком (волк)

  1. Я сознаюсь виновата,

Я хитра, плутовата.

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком (лиса)

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (олень)

  1. Угадайте, что за шапка,

Меха целая охапка.

Шапка бегает по бору,

У стволов грызёт кору (заяц)

  1. Лесом катится клубок, у него колючий бок

Он охотится ночами за жуками и мышами (ёж)

  1. Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

орешки я грызу (белка)

- Ребята, что общего у этих животных? Конечно, они все живут в лесу и это дикие животные. Молодцы ребята! Всех зверей в лесу знаете. Вы так ловко справились со всеми заданиями разбойника и освободили ОСЕНЬ. Спасибо вам, ребята! Мне понравилось в волшебном лесу. А вам?!

(А напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года? А какие осенние месяцы вы знаете? А какие птицы остаются зимовать?)

- Ну, нам пора возвращаться в  детский сад. А за то, что вы меня порадовали, я приготовила вам сюрприз.


Количество коментариев: 0