Статья: "«Развитие мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»"

Специальное образование сегодня является одним из самых актуальных в работе всех специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% от общего количества всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети - инвалиды.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние движений руки тела на функции высшей нервной деятельности. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия накопления двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

Особенно важно уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения у детей с двигательными патологиями. Дети испытывают огромные трудности, когда им приходиться выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений заставляют ребенка отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких движений рук, координации движений.

В коррекционную работу по развитию мелкой моторики вошли следующие направления:

  1. Развитие тактильных ощущений
  2. Формирование хватательных движений
  3. Развитие подвижности пальцев
  4. Развитие силы и точности движений.

Для реализации этих направлений используются игры и упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений. Для этого в группе создаетсякоррекционная предметно-развивающая среда: пирамидки различной сложности и фактуры, бочонки, вкладыши, домино по лексическим темам и видам транспорта, груши, мячи, массажные мячики, игрушки-пищалки, шнуровка, бусы различных цветов, пузырьки, бутылочки, коробки, шкатулки, трафареты, шаблоны, различные мозаики, пазлы, разрезные картинки, всевозможные колечки, счетные палочки, природные бросовый материал, клубочки, геометрические фигуры, наборы для конструирования, зоны с песком, наборы мелких игрушек, матрешки и прочее.

Развитие ручной умелости у воспитанников с ОВЗ проходит в несколько этапов:

 

I этап

 Задачи этапа: - Развивать у детей ручную и мелкую моторику пальцев рук, учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением, развивать зрительно-двигательную координацию, формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений, учить правильно использовать предметы для рисования.

 

II этап

Задачи этапа: - Формировать специфические навыки в действиях рук, продолжать развивать зрительно-моторную координацию, продолжать формировать навык правильной посадки при выполнении графических упражнений,формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции, формировать графические навыки, учить выполнять действия кистями и пальцами рук по образцу и речевой инструкции.

 

III этап

Задачи этапа: - Продолжать учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, учить составлять из частей целый предмет, формировать умение выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка, учить размазывать пальцами пластилин по дощечки или картону, обводить по контуру простые предметы, штриховать простые предметы сверху вниз, формировать индивидуальные предпочтения при выборе цвета, при раскрашивании цветными карандашами.

 

 IV этап

 Задачи этапа: - Продолжать формировать умения пользоваться всеми видами застегивания и расстегивания, продолжать штриховать простые предметы в разных направлениях, учить ориентироваться на листе бумаги, и учить выполнять графические задания в коллективе сверстников. Формирование навыков мелкой моторики у детей с двигательной патологией проходит в различных видах деятельности, при различных формах организации, как на различных занятиях, так и в играх и в свободной деятельности.

Для развития ручной умелости и координации движений используются следующие приемы:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Показ при помощи рук
  • Обследование различных предметов
  • Обрывание бумаги разной плотности
  • Сминание бумаги
  • Перебирание и сортировка круп и семян
  • Выкладывание из круп различных изображений
  • Шнуровка
  • Завязывание бантов и узлов
  • Наматывание клубков
  • Нанизывание бус
  • Конструирование
  • Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью и горохом
  • Изготовление бус из скрепок
  • Плетение
  • Вырезание
  • Лепка
  • Работа с книгой
  • Аппликация
  • Работа с природным материалом
  • Работа с ножницами
  • Занятия с использованием различных мозаик.

 

Многочисленные исследования ученых подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем – нервной, мышечной, костной.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев».

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кистей имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Вместе с мелкой моторикой развиваются и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у данной категории детей.

В этой статье хочется рассказать о методах и приемах развития мелкой моторики, которые нужно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми. Это различные упражнения и игры, лепка из глины и пластилина, рисование и раскрашивание картинок, изготовление поделок из бумаги и вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций, изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других и многое другое.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

  1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
  2. использовались изолированные движения каждого из них.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию: их можно разделить по способам действия:

 

  1. Игры-манипуляции.

«Ладушки – ладушки…», «Сорока – белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик где ты был?», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнить самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение, в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

 

  1. Сюжетно-пальчиковые упражнения.

 

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

 

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно появляются пальцы.

 

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

 

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются.

 

К этой группе относят упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

 

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это же время произносить буквы: б – п, д – т, к – г.

 

  1. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

 

«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

 

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения, сжимая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

 

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

 

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркальные симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

 

«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

 

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

Используя традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

 

«Помоем руки под горячей струей воды» - движения, как при мытье рук.

 

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

 

«Засолка капусты» - двигаем ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

 

«Согреем руки» - движение, как при растирании рук.

 

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

 

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

 

Для более эффективногосамомассажа кистей рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

 

  1. Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

 

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямить мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

 

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и поочередно передвигая свои щупальцы – пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали исследовать морское дно вместе.

 

Чтобы развить мелкую моторику пальцев рук, стало увлекательным для детей использовать бельевые прищепки, которые не только развивают мелкую моторику ребенка, но и творческое воображение, логическое мышление, закрепляют знание цвета, счета. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикрепить прищепки по тематике «Солнышко»: лучик к солнцу, дети учат находит закономерности. Задания моно усложнить – сначала кладут лучики по образцу, а затем по словесной инструкции (красный, желтый, красный, желтый, красный, красный, желтый, красный и снова красный, желтый…).

Игры с прищепками являются одним из видов пальчиковой игры. Они очень нравятся детям.

 

«Волшебная шляпа» - это ёмкость в виде шляпы с отверстиями по бокам, к которым пришить рукава. Ребенку необходимо просунуть руки в рукава и определить размер, форму, его температуру и поверхность предмета на ощупь.

 

Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами.

Это могут быть игры с семенами растений.

 

Дидактическая игра «Рисуем картинку», где дети сначала приклеивают на обведенное по шаблону изображение семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскашивают их. Можно изготовить поделки, украсить вазы, тарелочки.

 

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много.

Главное – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

В работе по развитию мелкой моторики рекомендуется придерживаться некоторых правил:

- подбирать задание с учетом возрастных сложностей;

- учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

- проводить работу регулярно, систематически;

- соблюдать временный регламент, чтобы не вызвать переутомление ребенка;

- повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;

- заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной;

- стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировал у детей положительные мотивации.

 

Используемая в работе система мероприятий по развитию мелкой моторики, при целенаправленном и систематическом её применении, способствует развитию речи, координации, точности, пластических движений пальцев рук, мыслительных процессов и определяет успешной работу по подготовке ребенка при переходе на новую ступень образования.

 


Количество коментариев: 0