Статья: "Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа"

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Каждый человек должен знать свои исторические корни, национальную культуру. И даже если этот человек другой национальности, но живет на этой земле, я думаю ему просто необходимо знать, кем и чем славится этот край.  Роль детского сада в этом многотрудном и длительном процессе особенно велика. Именно до школы необходимо начать изучение языка, фольклора, национальной литературы и искусства, закладывая тем самым основу духовной культуры.

Я думаю, воспитывать у детей интерес и любовь к национальной культуре и традициям очень важно. Потому что, во-первых, это познавательно, а во-вторых, интересно. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. И пусть он не знает мордовского языка, но видит иллюстрацию, замечает там девочку в красивом платье с необычным орнаментом. Ребенок сравнивает свою одежду с её одеждой и обязательно у него созревает познавательный интерес.

Интерес к национальной культуре воспитывается не только во время занятий. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наметилась тенденция обучения детей мордовским языкам.

В нашем детском саду я провожу кружок «Тештине» по обучению детей мордовскому (эрзянскому) языку. Главной целью является:

- обучение мордовскому языку;

- познание национальных традиций;

-изучение культуры мордовского народа.

В нем занимаются не только дети мордвы, но и других национальностей, желающих изучать мордовский язык.

В кружковой работе используется программа А. И. Исайкиной «Обучение мордовским (мокшанскому, эрьзянскому) языкам в ДОУ Республики Мордовия», а также программу «Валдоня», написанную авторским коллективом МГПИ им. М. Е. Евсевьев.

Начинается обучение с воспитания устойчивого интереса к языку. Ведь то, что интересно усваивается лучше, прочнее и глубже. Я считаю, что этому способствует игра, создание игровых ситуаций. Учитывая, что игровые интересы в дошкольном возрасте являются ведущими, я в своей кружковой работе уделяю большое внимание и время на инсценировки сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Жихарка», «Два жадных медвежонка», «Как собака друга искала» с использованием кукол, масок. Дети любят изображать сказочных героев, которые говорят по-мордовски. Также особое внимание я уделяю малым фольклорным формам: поговоркам, пословицам, загадкам. Они содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, рассуждать, активно пополняя словарный запас ребенка. В них отражено мудрое, бережное отношение мордовского народа к богатствам природы.

В нашем детском саду создана предметно-развивающаяся  среда, которая позволяет ребенку ощутить связь с историческим прошлым через предметы быта. Оборудована комната мордовской избы по ознакомлению с мордовским бытом. Её интерьер составляют подлинные предметы: печка, прялка, утюги, ухваты, сундук, лапти, куклы в национальной одежде. Здесь мы проводим  занятия познавательно-речевого цикла, на которых детей знакомим с культурой, историей и бытом мордовского народа. Дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины.

        В группе накоплен материал для реализации краеведческого образования дошкольников. Изготовлены альбомы, стенды, папки-передвижки, приобретена художественная литература мордовских детских писателей. Также там имеется материал о творчестве мордовских художников, в частности Ф. В. Сычкова, и скульптуре С. Д. Эрьзе.

Проводя работу в данном направлении, я могу определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремятся изучать эрзянский  язык, знать как можно больше о культуре и традициях своей малой Родины.

Культура мордвы не должна являться мертвым историческим наследством или только предметом изучения. Она должна представлять собой живую действительность, часть целостной системы культуры.


Количество коментариев: 0